Новостная лента

С музыкой в сердце и улыбкой на устах

17.04.2016

 

В светлые дни Пасхи хотелось бы вспомнить о светлом человеке – Осипа Залесского, которому 16 апреля исполнилось 125 лет. Музыковед, композитор, дирижер, педагог, многолетний директор Музыкального института им. М.Лысенко в Станиславе, он принадлежал к известных деятелей музыкальной культуры Галичины первой половины ХХ века. Вне музыки – воин Украинской Галицкой Армии, заядлый путешественник Карпатами, человек с тонким чувством юмора, мастер пера. Его жизненный путь был долгим и тернистым, но он прошел его достойно, оставаясь собой и даря людям свое творчество.

 

Осип Залесский

 

 

Родился в селе Малый Тростянец на Золочевщине в семье учителя Степана Залесского и Людвики из дома Ілевич. Супруги уже воспитывали четырех сыновей: Аполлона (впоследствии чиновник налогового суда), Степана (судья окружного суда), Марьяна (чиновник на железной дороге), Фаддея (педагог и общественно-политический деятель). Заработок сельского учителя не покрывал всех расходов семьи – трое старших братьев Осипа учились во Львове и Золочеве.

 

Профессор Тадей Залесский (в центре), 1909-1910 годы

 

 

После выхода на пенсию отец принял решение переехать в Золочева, семья начала привыкать к новому месту, строить планы. Но за несколько месяцев случилось непредвиденное – после непродолжительной болезни Залесский Степан ушел из жизни. Следовательно малый Осип видел, как мама еле сводила концы с концами, прилагая сверхусилий, чтобы сыновья продолжали учиться.

 

Вскоре в гимназию поступил и он. Там увлекся музыкой, изучением ее теории. Это и не удивительно, потому что имел уважительных учителей: пение преподавал Юзеф Райс, будущий профессор Краковского университета, а церковным хором руководил Ярослав Вербицкий, внук знаменитого композитора Михаила Вербицкого.

 

Осип мечтал научиться игре на скрипке или фортепиано, но мама не имела возможности купить инструмент и оплатить обучение. Сын относился к этому с пониманием и через некоторое время вызвался до школьного духового оркестра, где играл на валторне. В старших классах гимназии увлекся сбором сведений по истории украинской музыки, а в седьмом – самостоятельно заключил украиноязычный пособие по теории музыки и прислал рукопись до Музыкального общества им. М.Лысенко на одобрение (к слову, его собственноручно прочитал Станислав Людкевич и подал юному музыковеду некоторые замечания).

 

После окончания гимназии (1911) Осип Залесский продолжил образование на философском отделе Львовского университета, где изучал естествознание, географию, а с третьего курса – еще и музикологію (класс профессора Адольфа Хибінського). Впоследствии учился в Высшем музыкальном институте им. М.Лысенко по классу фортепиано и высших теоретических предметов, а также в консерватории Галицкого музыкального общества, в которой изучал теоретические предметы у польского композитора и критика профессора Станислава Нев’ядомського. Одновременно пел в хоре «Львовского Бояна» и мужском студенческом хоре «Бандурист».

 

Адольф Хибінський

 

Станислав Нев’ядомський

 

 

Именно на этот период пришелся начало журналистской работы юного Осипа. В течение 1912-1914 годов он был сотрудником львовских дневников (кстати, конкурентов) «Дело» и «Руслан», наладил постоянное сотрудничество с журналом «Иллюстрированная Украина». Несколько позже, в 1916 году, в журнале «Пути» появилась в печати его статья «Взгляд на историю украинской музыки».

 

Полоса числа 9/10 журнала «Пути» за 1916 год

 

 

Еще в 1913 году Осип Залесский познакомился с Михаилом Гайворонським, который в то время учительствовал в підльвівському селе, и вскоре совместными усилиями они начали музыкальное издательство «Лира».

 

С началом Первой мировой войны Осип вместе с мамой и двумя братьями эвакуировались в Вену, где продолжил музыкальные студии в Венском университете, изучая музикологічні предметы у профессоров Гвидо Адлера, Рихарда Валлашека и доцента Еґона Веллеса. В то же время юноша посещал частную музыкальную школу Кайзера, где на капельмейстерському отделе продолжил изучение курса гармонии и игры на фортепиано. Понятно, что не мог не вступить в студенческого общества «Сич», вокруг которого группировались все студенты-украинцы, которые учились в Вене. Восстановил в Вене музыкальное издательство «Лира» и издал сборник песен Украинских сечевых стрельцов «Над Стрипой» в обработке Михаила Гайворонского. На это время приходятся и первые композиторские попытки художника.

 

Михаил Гайворонский

 

 

Осенью 1916 года Осипа Залесского было призвано к австрийского войска, и он вынужденно покинул университетские студии. Оказался на военном обучении на Моравах. После окончания обучения и курса для старшин его как переводчика с русского языка выслали в штаб бригады, расположенной на фронте в окрестности Мармарош-Сигета, с которой юноша перешел из Закарпатья на Буковину и был направлен в специальный телефонного отдела, что действовал в міжфронтовій полосе. В феврале 1918 года, когда началось австро-германское наступление на Большую Украину, его назначили в управу города Могилева-Подольского, где он работал связным между австрийской командой и украинскими учреждениями.

 

Осип Залесский, четар УГА

 

 

С распадом Австро-Венгерской империи Осип Залесский сначала поступил в Отдельного отряда Запорожских Низовых Казаков, но вскоре откликнулся на призыв новосозданной ЗУНР и вернулся в Галицию, где перешел в ряды Украинской Галицкой Армии, был чотарем Горной бригады УГА. После того, как во время наступления на Галицию польской армии Галлера (май 1919 года) его бригада вынуждена была отступить за Карпаты, находился в лагере интернированных в Немецком Яблінному (Чехо-Словакия). Здесь Залесский организовал старшинский хор, певческий кружок «Боян», редактировал первые выпуски рукописной газеты «Голос Лагеря».

 

Титульная страница рукописной газеты «Голос Лагеря»

 

 

В начале 1920 года оказался во Львове и, «чтобы потеряться от глаза польской полиции», устроился учителем в украинской частной гимназии в Чорткове, а с ноября того же года преподавал в гимназии в Станиславе. Вскоре Осип Залевский стал соучредителем и директором вновь созданного филиала Высшего музыкального института им. М.Лысенко. С началом 1921/1922 учебного года при филиале открыли музыкальную школу, в которой музыковед преподавал до 1939 года – вел класс духовых инструментов и читал теоретические предметы. Здесь он познакомился с пианисткой Галиной Лагодинською, которая именно пришла преподавать после уважаемых музыкальных студий в Вене.

 

Галина Лагодинська

 

 

Кроме учительской работы, Осип Залесский (третий раз) возобновил музыкальное издательство «Лира», издал несколько собственных романсов и хоровых произведений, а в июле 1921 года взялся за очень смелое дело – создание первого специализированного музыкального журнала в Галичине. Немало коллег-музыкантов заинтересовались этой идеей и считали появление «Музыкального Вестника» своевременной, но на реальную помощь не смогли. Вопреки всем усилиям редактора и издателя, свет увидело лишь одно число – по словам Осипа Залесского, несмотря на благосклонные высказывания читателей, «ни поддержки, ни понимания в міродатних кругах «Муз. Вестник» не нашел и следующее число уже не получилось из брака… сотрудников. Не было желающих людей».

 

Обложка журнала «Музыкальный Вестник»

 

 

В то же время не оставлял публицистической деятельности – публиковал статьи на страницах «Дела», «Литературно-Научного Вестника», «Вперед», «Воскресенье», «Бояна». В середине 1920-х гг. активно сотрудничал с некоторыми немецкими музыкальными журналами, посылая в них заметки об украинской музыке, – «Die Neue Musikzeitung», «Musiklexikon», «Hesses Musiker-Kalender». Также в киевской «Музыке» и харьковской «Музыке массам» публиковал статьи о музыкальной жизни в Западной Украине.

 

Полоса журнала «Боян» (число 7 за 1929 год)

 

 

В 1922 году женился Ґертрудою Пальм, которая происходила из шведско-эстонского рода, впоследствии у них родилось двое дочерей (Лидия и Кристина). Проблемы с жильем вынудили семью перебраться в городка Тисменицы, откуда Осип Залесский ежедневно приезжал на работу к Станиславу. 1938 года школьная власть перевела педагога до Бучача, однако он продолжал доезжать до Тисменицы, где и в дальнейшем жила его семья.

 

В том времени увлекся мандрівництвом – любил с приятелями походить живописными Карпатами и впоследствии мастерски описывал свои впечатления от путешествий в прессе, в частности в «Деле».

 

Полоса газеты «Дело» за 5 августа 1936 года

 

Полоса газеты «Дело» за 27 августа 1938 года

 

 

С началом Второй мировой войны с семьей уехал в Германию. Сначала работал в Эрфурте при огородно-семенной фирме. Когда в 1941 году в Ярославе открыли украинскую гимназию, Осипа Залесского пригласили учительствовать. Одновременно работал в Украинском допомоговом комитете как референт культурно-образовательных дел, был вторым дирижером Ярославского «Бояна» и некоторое время занимал должность директора Ярославского филиала Высшего музыкального института им. М.Лысенко.

 

Фото 14 Курс Воспитательных сообществ украинской молодежи в Ярославе, 1943 год. Сидят преподаватели: Л.Бачинский, Н.Терлецкий, А.Залесский, Есть.Грицак, В.Руснак. Слева стоит: Я.Мартынович

 

 

1944 года Залески снова пришлось эмигрировать в Германию, где музыковед учительствовал в лагерных украинских гимназиях: сначала в лагере для перемещенных лиц в Шляйсгаймі, позже в украинской таборовій организации в Мюнхене. Во время принудительной лагерную путешествия был отлучен от родных, которые оказались в лагере в Фіссені. Там в 1946 году умерла его жена. Разыскав дочерей, 1950 года вместе с ними переехал на постоянный быт в США и поселился в Баффало.

 

На новом месте устроился химиком на фабрику и продолжал заниматься общественной работой – принадлежал к Украинскому конгрессовому комитету Америки, был одним из основателей и возглавлял украинский клуб «Наша Хата». На протяжении 10 лет работал инспектором школьного совета для школ украиноведения в Баффало, Рочестер и Сиракузах.

 

С 1955 года преподавал музыкальную теорию в филиале Украинского музыкального института Америки. Там он снова встретился с Галиной Лагодинською, которая тоже эмигрировала в США и поселилась в Баффало, и уже осенью того же года они поженились. С 1964 года, после смерти второй ружини, перенял должность директора филиала Украинского музыкального института Америки в Баффало.

 

Осип Залесский в почтенном возрасте

 

 

Будучи уже в почтенном возрасте, Осип Залесский в очередной раз возобновил свое музыкальное издательство и издал несколько собственных произведений для хоров и соло: «Похороны жолнера», «Послание» (сл. Т.Шевченко), «Чигирин», «Листопад» (сл. Г.Купчинского), «Полудне» (сл. И.Франко), «Предрассветные огне» (сл. Леси Украинки). Также писал песни для детей, которые печатались в журнале «Радуга».

 

В 1960-х годах он активно сотрудничал с журналом «Известия» (Твин Сити, штат Миннесота), газетами «Америка», «Гомон Украины», «Новый Путь», «Свобода», публикуя критические статьи на музыкальные темы, о украинских композиторов и исполнителей, материалы о украинское музыкальная жизнь.

 

Обложка издания «Малая украинская музыкальная энциклопедия» (1971)

 

 

Осип Залесский – автор трудов: «Музыкальный словарь» (1925), «Краткий набросок истории украинской музыки» (1951), «Общие основы музыкального знания» (1958), «Жизнь и творчество Николая Лысенко» (1959), сборника упражнений и песен для изучения музыкальной грамоты «Музыкальный диктант» (1961), изданий: «Украинская гимназия в Ярославе» (1966), «Малая украинская музыкальная энциклопедия» (1971) и др. Он принадлежал к плеяде украинских музыкантов и музыковедов, которые всю свою творческую жизнь отдали украинской культуре, формируя национальную и культурную идентичность украинской нации. «Обще любимый учениками и уважаемый співтоваришами», потому что был человеком, который заботился прежде всего о других, а потом о себе.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

* Житкевич А. Дорогами жизни Осипа Залесского // Украинский еженедельник «Мост» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meest-online.com/culture/dorohamy-zhyttya-osypa-zaleskoho.

 

* Залесский А. Из моей жизни // Альманах Станиславовской земли: сборник материалов к истории Станиславова и Станіславівщини. – Нью-Йорк; Париж; Торонто, 1985. – Т. 2. – С. 122-134.

 

* Костюк А. Осип Залесский – музиколог, композитор, педагог // Альманах Станиславовской земли: сборник материалов к истории Станиславова и Станіславівщини. – Нью-Йорк; Париж; Торонто, 1975. – Т. 1. – С. 571-573.

 

* Среда Е. Залесский Осип Степанович // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. – Львов, 2010. – Вып. 17. – С. 353-357.

 

* Таран И. Осип Залесский и Галя Лагодинська-Залесская в контексте музыкальной культуры Галичины первой половины ХХ века // Вестник Прикарпатского университета. Искусствоведение. – Ивано-Франковск, 2004. – Вып. 4. – С. 63-72.

 

Фотографии:

 

Веринський Л. Исторический календарь-альманах «Красной калины» – Львов 1929.

 

Верховинка Леся. До Делятина на крыльях грез: стихи, новеллы, рассказы, драматические произведения, эссе, статьи, эпистолярий. – Львів, 2013.

 

Над Саном: Материалы к истории Украинской Галицкой Армии. – Виннипег, 1976. – Т. 5.

 

Ярославщина и Засянье 1031-1947: исторически-мемуарний сборник / ред.-сост. М.Семчишин. – Ню Йорк. – (Украинский архив / Научное Общество им. Шевченко ; т. 42)

 

meest-online.com/culture/dorohamy-zhyttya-osypa-zaleskoho

 

zallibrary.w.pw/zaleskys.htm

 

kuriergalicyjski.com

 

www.lepszypoznan.pl

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика