Новостная лента

Santo subito!

05.06.2016

 

 

Сегодня, 5 июня, в крипте Патриаршего Собора Воскресения Христова (Киев) похоронили Блаженнейшего кардинала Любомира Гузара. Заупокойную Божественную Литургию возглавил Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав Шевчук при участии личного посланника Папы Франциска Архиепископа Циріла (Василия), Секретаря Конгрегации Восточных Католических Церквей, Апостольского нунция Клаудио Гуджеротті.

Прощались здесь с Владыкой Гузаром священники разных конфессий (около шести сотен из УГКЦ), монахи, верующие, среди которых немало политиков и общественных деятелей со всей Украины и из-за рубежа. Гроб Блаженнейшего установили в центре собора люди подходили отдать ушедшему в Боге последнюю земную дань. Речь Блаженнейшего Святослава во время заупокойной архиерейской литургии и чина погребения особенно тронула всех присутствующих.

 

 

 

«Через Твое слово, Твою думу, молитву и благословение воскресает сегодня украинское сердце…»

 

Сегодня Христова Церковь празднует праздник Святого Духа. Вчера мы нашими духовными очами лицезрели на Событие Пятидесятницы, на это Духа Святого Богоявления в наблюдайте языках. Мы вглядались в момент рождения на земле Церкви Христовой. А сегодня мистические глаза Церкви направлены на Человека, на ипостась Третьего Лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. Сегодня мы хотим вглянутися в это тайное, таинственное, непостижимое дело, которое он совершает как Дух святости жизни, как Дух-утешитель и податель всякого блага в лице каждого человека. А в частности мы хотим созерцать это великое дело Духа Святого в жизни, служении, а даже в блаженной кончине нашего дорогого отца, Блаженнейшего Любомира.

 

Святой Иреней Лионский, великий учитель Церкви, говорил, что Господь Бог формирует, плазмує человека подобно тому, как гончар придает определенной формы, определенного вида безформній глине. И теми двумя творческими руками, которыми Господь Бог возвышает, оформляет, запечатывает на свой образ и свое подобие каждого человека, является с одной стороны Слово Бог, Его Единородный Сын Иисус Христос, а с другой стороны – Дух Святой.

 

Все мы, люди, есть одинаковые, потому что мы все есть сотворенных по образу и подобию, как бы сказал тот же Иреней, воплощенного Христа. Но в то же время все мы разные. Мы есть уникальные. Нет на Земле двух одинаковых человек. Добрая мама знает, что даже близнецы у нее , как она по-матерински присмотрятся к их лица, разные между собой. Ту уникальность, эта неповторимость каждому человеческому лицу благодаря своим дарам формирует, наделяет Дух Святой. Каждому из нас он дает свою форму святости. Нет в Христовой церкви двух абсолютно одинаковых святых. Каждый имеет к Богу свою дорогу.

 

Через Духа Святого наш Отец Небесный во Христе Иисусе в уникальный, неповторимый образ трогает каждого из нас. Бог нас каждого имеет свой уникальный, непотворний подход. И поэтому каждый человек по-своему к нему приближается.

 

 

На Востоке европейской цивилизации всегда, еще с дохристианских времен, люди имели какое-то отдельное, особое, трепетное отношение к незрячего человека. Более того, Господь посылал нам, восточным европейцам, таких людей, которые своей жизнью заложили основы современной европейской цивилизации. Вспомним незрячего Гомера. Который напел «Илиаду» и «Одиссею» и тем заложил фундамент современной Европы. Его пение, этого незрячего ли карника и пророка стал эпосом, который пережил его время и эпоху. Даже великие полководцы с его поэмами завоевывали мир.

 

А это ощущение, ощущение особой роли и уважения, особого голоса и духовного зрения сохранила в себе именно Украина, как уважение и трепет к такому человеку. Вспомним незрячих кобзарей. Которые воспевали в своих песнях судьбу и скорби, но были совестью нашего времени. Недаром мы великого Шевченко называем Кобзарем. Потому что он сумел затронуть глубины украинской души и дал нам то, что нас создало как народ в начале нового времени.

 

 

Созерцая на отдельный, уникальный и неповторимый путь святости Блаженнейшего Любомира, мы в его лице видим что-то очень одновременно подобное, но и отличное. Святой апостол говорит: «Сила Божья проявляется в моей немощи». Блаженнейший Любомир, в частности когда потерял свое физическое зрение, как будто еще шире открыл зрачки своих духовных глаз. Когда он заходил то в Папский апостольский дворец, в Верховную Раду Украины, в университет Киева или Львова, или в любое другое общественное место – все вставали. Ему стоило только прийти и сесть – уже все все поняли.

 

Но я думаю, что отдельный вид святости как-то очень интересно нам воспел о Любомира наш Тарас Шевченко. Вспомним его слова:

 

«Перебендя старый, слепой,

Кто его не знает?

Он всюду шляется

И на гуслях играет.

А кто играет, того знают

И благодарят люди:

Он им тоску разгоняет,

Хоть сам миром тошнит».

«…Такой-то Перебендя,

Старый и причудливый!

Запоет, засмеется,

А на слезы обратит».

 

Я думаю, что лучше воспеть Кобзаря новой Независимой Украины – невозможно. Лучше описать его вид святости нам сегодня нечего. Но мы чувствуем, что и кобза, на которой играл Блаженнейший Любомир, – это была душа каждого из нас, душа каждого украинца, независимо от религии, конфессии, местожительства, языка. Он своим бархатистым баритоном мог затронуть такие низкие регистры наших с вами сердец, что вздрагивала сердца даже тех, которые его не видели, но слышали: в Луганске, Донецке, Симферополе, в Украине и заграницей.

 

Этот наш причудливый украинский Перебендя оставил нам наш современный новый национальный украинский эпос. Своей мудростью, своим словом, даже своим юмором и остроумием – это его кобзарский пение мы еще будем долго пытаться услышать и понять через его аудиокниги, фильмы, обращения, а даже его блоги в интернете. Он, Любо-Мир, оставляет нам в наследство новую основу новейшей украинской христианской цивилизации, которую нам с вами поручает Господь Бог развить, собрать, в ней жить и на ней строить нашу свободную и Независимую Украину.

 

Он был нашим Патриархом. Но, знаете, сегодня есть различные патриархи. Кто-то уподобляется государственного чиновника, кто – то- к вірноподданого служаки, кто – то- до олигарха. А Дух Святой уподобил нашего Блаженнейшего до странного и причудливого Перебенде, Кобзаря наших дней. И поэтому мы уже чувствуем, что его песня, его дума – «не умрет, не погибнет» – она уже его пережила, уже стала историей. Наши сердца и души продолжают петь, как кобза, и мы это особенно видели в тех последних днях, во Львове и Киеве, когда десятки тысяч людей, слушая, молясь к нему и с ним, чувствовали себя заторкнутими его лицом, его словом.

 

«Вот такой-то Перебендя,

Старый и причудливый!

Запоет свадебной,

А на печаль обратит».

 

Наш отец Любомир! Мы сегодня Тебя складываем до гроба. Мы сегодня, вслушиваясь в Твой голос, выигрывая Твою думу в наших сердцах, с Тобой, наш Перебенде, и плачем и скорбим – но в то же время радуемся.

 

Мы плачем, потому что Ты отходишь от нас. Мы плачем, потому что Ты не сможешь в тот присущий Тебе образ лично к каждому нас снова улыбнуться и нас благословить. Но мы радуемся, потому что видим, как в этот день Пятидесятницы Господь Бог начинает Тебя прославлять. Тебя только теперь начинают слушать те, которые вчера еще не слышали. Через Твое слово, Твою думу, молитву и благословение воскресает сегодня украинское сердце.

 

Мы хотим назвать Твою думу, Твой новый украинский эпос как фундамент новой цивилизации в Украине – Твоим именем. Мы хотим, чтобы наша Украина носила имя Любви и Мира.

 

 

Поэтому мы любим Тебя, наш отец, а любовь никогда не умирает. Поэтому наша связь с Тобой – личный духовный – никогда не прервется. И мы знаем, что рядом Тебя мы будем всегда в мире, а Ты на небе как молитвенник за нашу Церковь и украинский народ будешь все делать – Ты сам станешь посредником действия Духа Святого, который пошлет мир Украине и обновит лик нашей земли.

 

Ты любил мир. Ты жил в мире. Ты так по-тихому с миром упокоился в Боге. Покойся в мире. А мы будем в мире и любви идти за Тобой.

 

Да даст Тебе Господь, сотворит Тебе вечную память.

 

Проповедь Главы Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейшего Святослава во время заупокойной архиерейской литургии и чина погребення Блаженнейшего Любомира в Патриаршем Соборе Воскресения Христова 5 июня 2017 года

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика