Новостная лента

Сериалы

31.01.2016

После отмирания коммунизма мы наивно думали, что мир решительно направится к свободе и процветания вместо того, чтобы превратиться всего-навсего на reality show.

 

 

Телевидение наконец нашло оригинальный и захватывающий продукт, с которого получает отличную выгоду: это сериалы. Когда-то давно они существовали в кино, потому что я вспоминаю, как в моем далеком детстве, которое я провел в Кочабамбе (Боливия), каждое воскресенье мы с моим другом Марио Сапата, сыном городского фотографа, после службы в Ля Салье, шли в кинотеатр «Ача», чтобы посмотреть три серии очередного сериала (обычно их было двенадцать), приключенческого и успокоительного, потому что в нем хорошие всегда побеждали плохих. И потом кино про них забыло, а телевидение теперь успешно воскресило.

 

В целом они очень хорошо сделаны, имеют большой резонанс в медиа и сохраняют постоянство, несмотря на то, что сценаристы и режиссеры меняются от серии к серии, а истории растягиваются или сокращаются в зависимости от интереса, который они пробуждают у телезрителей. Обычно они являются сугубо развлекательными, без больших претензий, за некоторыми исключениями, как The Wire («Підслух»), увлекательное исследование гетто и маргинальных кварталов Балтимора, в котором – поверите вы или нет – почти все чернокожие актеры, которые так хорошо цедят сквозь зубы местный сленг, являются англичанами! А также Borgen – о политические интриги и перипетии такой цивилизованной страны, как Дания. И может, самым важным отличием сериалов, которые развлекают миллионы телезрителей, от тех, которые я смотрел в кинотеатре «Ача», является то, что в нынешних плохие неизменно побеждают хороших. В них – если кто-то за чрезмерную педантичность сравнит их с реальным миром – происходят сумасшедшие, абсурдные, нелепые вещи. И это ничего не значит, потому что вымысел – то в книгах, на сцене или на экране, – если он хорошо рассказанный, является правдоподобным, совпадает или расходится он с жизнью, мы знаем по опыту.

 

Чем поражают американские сериалы – кроме технического качества и потрясаючої демонстрации сцен и статистов, которых они обычно имеют в своем распоряжении, – так это свободой, с которой они используют – в общем извращая их – факты и деятелей недавней истории, и беспределом, с которым они часто обращаются с институтами и органами власти, чтобы достичь наибольших эффектов в рассказе, удивить и еще больше загачити свою публику. Например, House of Cards, один из лучших сериалов, рассказывает о неуклонном карьерное продвижение в лабиринте американской власти пары беспринципных, циничных и преступных политиков, результатом перипетий которых есть разного рода невинные жертвы, включительно с убийством, которые вполне законно добираются до самого Белого дома. Сериал является очень интересным, актеры замечательными, и мораль, которая запечатлевается в памяти телезрителя, заключается в том, что политика является мерзкой и преступной деятельностью, где побеждают только негодяи, а порядочных людей и идеалистов всегда уничтожают.

 

Не менее негативным является видение американской политической реальности в замечательном сериале Homeland (только начался его шестой сезон), который я просматриваю так же жадно, как следил в юности по сагам Александра Дюма. Здесь споганена уже не администрация президента США, а все разведывательные службы, начиная со знаменитого ЦРУ, в руководство которого легко просочились агенты русских или джихадистов или же идиоты, которых любой враг может легко обвести вокруг пальца или подкупить, а героические Кэрри Мэтисон – психопатологический персонаж, похоже, создан для кушетки доктора Фрейда, – Питер Квинн и Сол Беренсон не могут ничего сделать, чтобы спасти страну и свободный мир от их неминуемого поражения перед силами зла.

 

Сериалы являются прямым продолжением мыльных опер, поставленных на радио и телевидении, и особенно романов с продолжением XIX века. – знаменитых бульварных романов, – которые сначала во Франции и Англии, а затем во всей Европе, еженедельно публиковались в журналах и которые поручались лишь некоторым великим писателям, как Диккенс, Бальзак и Дюма. Их общим знаменателем является легкомыслие, анекдотичное брожения, неприкрытое желание заставить читателей и зрителей-хорошо провести время и не более, отсутствие интеллектуальных и эстетических претензий и очевидная простота их строения. А также неправдоподобность. В них может случиться все, потому что их авторы и их публика от самого начала заключили четкое соглашение: верить, что речь идет о вымысел, забавные выдумки, которые не имеют ничего общего с действительностью.

 

И является ли это таким несомненным? Если мы внимательно посмотрим на год, который только что закончился, то в фундаментально политическом аспекте эта правда очень похожа на ложь. Потому что только в телевизионном сериале можно вимислити, что победу на президентских выборах одержал такой человек, как Дональд Трамп, который твердым голосом говорит, что мексиканцы, которые эмигрируют в Соединенные Штаты, являются «ворами, насильниками и убийцами», что Брекзит является примером, которому должны следовать остальные европейских стран, который презирает как НАТО, так и Европейскую Унию, и который восхищается Владимиром Путиным через его энергию и лидерство. Нет в подвигах бывшего агента КГБ в Восточной Германии и сейчас во главе России чего-то от страшных и неслыханных деяний тех злодеев из сериалов? После прихода к власти он проглотил часть Украины, удерживает колониальные анклавы в Абхазии и Южной Осетии в Грузии, угрожает захватить балтийские страны, а благодаря своему вооруженному вторжению в Сирию имеет сейчас наибольшее влияние играет главную роль на Ближнем Востоке. В отличие от того, что происходило в эпоху СССР, надоедливых журналистов и оппозиционеров не отправляют в Гулаг, их травят, забивают до смерти или расстреливают на улицах таинственные преступники, которые потом как по мановению волшебной палочки исчезают. В Турции здогадна попытка государственного переворота стала поводом для наиболее диких репрессий и возвращение религиозного обскурантизма и деспотизма, которые, казалось, остались в прошлом. А Венесуэла, потенциально одна из богатейших стран на земле, в 2016 г. пришла в безумной погоне к распаду, к которому ее ведет банда демаґогів и бездарей, которые ею руководят, до некоего апофеоза смертельного кризиса, в которую ее вверг «социализм ХХІ века». Или такой же будет судьба Франции, если – как намекают опрос – госпожа Марин Ле Пен, которая неприкрыто восхищается Трампом и Путиным, победит на следующих президентских выборах?

 

Или все-таки можно сказать, что лучшим зеркалом тех ужасных вещей, которые творятся вокруг нас на рассвете 2017 года, есть ни великая литература, ни на самом деле креативные фильмы, а как раз эти сериалы, которые – как называл Флобер «проходных персонажей» – есть попросту мостами, по которым проходишь и сразу забываешь во время прогулок, на которые мы выходим, чтобы освежить голову после многих часов работы.

 

Что ж, поскольку все происходит так плохо, розважаймося, смотря сериалы на маленьком экране в этом удивительном мире, который, как думали некоторые наивные, после отмирания коммунизма решительно направится к свободе и процветания вместо того, чтобы превратиться всего-навсего на reality show.

 

Mario Vargas Llosa
Las seriales
El País, 22.01.2017
Зреферувала Галина Грабовская

 

   

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика