Новостная лента

Школа ДНЕЙ: перфомери в Львове

20.09.2015

Уже в девятый раз состоялся фестиваль «Дни искусства перфоманс во Львове» – сентябрь снова активизировал розморених летом художников со всей Украины, принес волну новых художников из заграницы, сплотил молодых любознательных лиц вокруг перфоманса и подарил много впечатлений, которыми стоит делиться.

Публика на показах ДНЕЙ искусства перфоманс во Львове. Фото: Олесь Романюк.

В фестивале, который длился пять дней, с 6 по 10 сентября, приняли участие художники из Польши (Януш Балдига (Janusz Baldyga), Патрик Ружицкі (Patryk Różycki), Камиля Чосник (Kamila Czosnyk), Вальдемар Татарчук (Waldemar Tatarczuk), Ежи Косалка (Jerzy Kosalka), Израиля (Эрнесто Леви (Ernesto Levy), Тамар Рабан (Tamar Raban), Мотти Мизрахи (Motti Mizrachi), Чехии (Иржи Сурувка (Jiri Suruvka), Германии (Марита Бульманн (Marita Bullmann), Великобритании/Испании (Денис Блэкер (Denys Blacker), Украины (Ани Зур, Ярина Сергиенко, Ярослав Футимский, Антон Саенко, Владимир Топий). География участников каждый раз расширяется, появляются новые украинские имена, вспыхнувшие благодаря предыдущим фестивалям и школам перфоманса, новые художники из-за рубежа, которые создают яркое наполнение программы. Одновременно приезжают художники, которые посещают Львов каждый год, и для них эта встреча уже превратилась в традицию, определенный ритуал, своеобразный циклический перфоманс. Януш Балдига, Вальдемар Татарчук, Тамар Рабан и Владимир Топий неоднократно презентовали свои работы во время ДНЕЙ. Как отметила Тамар: «Это не обычный фестиваль для меня, а очень особое место, связанное с историей моей семьи, и важное для моей собственной истории. Я наблюдаю, как меняется и развивается среда здесь, как растет новое поколение перфомерів, становясь более глубокими, более сознательными того, что делают, как меняется сам фестиваль. Видно, как молодежь, еще совсем начинающие, втягиваются в этот процесс».

Второй год подряд на Дни искусства перфоманс во Львове появляются представительницы Германии и Великобритании, что позволяет проследить определенные характерные признаки различных европейских школ этого искусства. Денис Блэкер, ученица прошлогодней участницы фестиваля Сандры Джонстон, больше воспринимает перфоманс через коллективную энергию: ее работы проявляются в ряде образов, которые, как мозаика, составляют единое произведение, без слов держит очень тесный контакт с публикой; аудитория здесь становится частью действий, определителем качества этих действий, их характера. Как метко отметила Лида Савченко-Дуда о перфоманс Блэкер: «Это поэзия со вспышками, музыка…».

Перфоманс Маріти Бульманн. Фото: Иван Олексяк.

Марита Бульманн заворожила всех  атмосферой созидания искренних, нежных и одновременно очень глубоких образов – через использование объектов из повседневности в собственной версии их назначения. Часть ее работы заключалась в дыхании, которое то усиливалось звуком-музыкой гармоники с подушки, то булькотінням мыльной воды в поливалці – такая себе детская развлечение, и просто ежедневная радость, которую мы иногда забываем дарить миру.

Художники из Израиля, Тамар Рабан и Эрнесто Леви, представили совместный перфоманс, что через единственный жест (сушка полотна вручную путем его витріпування) заворожил, оставил тайну и дребезжание сердца в свете, что проблискувало из воды.

Перфоманс Ежи Косалки и Иржи Сурувки. Фото: Андрей Поликовский.

Польский и чешский художники повеселили публику: живую рыбку дарил зрителям Ежи Косалка, что на пару с Иржи Сурувкою превратились в полицейского и бэтмена; фото с художником на память предлагал Вальдемар Татарчук; Януш Балдига продемонстрировал ассоциативно-абстрактный перфоманс, присущий известному художнику и характерный польской художественной школе. Приехали и молодые художники из соседней страны, которые представили индивидуальные выступления на Школе перформанса.

Кроме вечерней программы показов, ежедневно проходили лекции-встречи с приглашенными иностранными художниками. Катажина Козыра рассказывала об опыте и процесс воплощения в жизнь своих видео: сложности работы, страхи, проблемы и забавные ситуации, которые возникали при реализации работ, представленных в проекте «в искусстве мечты становятся реальностью» в рамках Недели Актуального Искусства во Львове («Мужская баня», «Женская баня» и др.). Анна Марковская рассказала об особенностях развития перфоманса во Вроцлаве. Также состоялись встречи с Иржи Сурувкою и Марітою Бульманн.

Школа перфоманса Денис Блэкер. Фото: Олесь Романюк.

Каждое утро, в течение четырех дней продолжались мастер-классы в Школе перфоманса. В этом году она проходила уже в трех группах. Под руководством Януша Балдиґи «школьники» получили возможность поработать с художником индивидуально и представить каждую работу отдельно. Курс Вальдемара Татарчука был больше сориентирован на изучение базовых понятий в перформансе. Денис Блэкер избрала темой мастер-класса «телепатию», и с помощью определенных упражнений ученики пытались погружаться в собственное бессознательное, жить одной общей энергией всей группой, чувствуя друг друга.

Группа Татарчука в финальном показе представила более десяти участников, которые на крыше Дворца искусств создали новое пространство собственным присутствием, заполнив своеобразные «ниши без стен». Это симультанне действо продолжалось около часа: каждый из участников сосредоточился на одном жесте, собственном материале, объекте (вода, кровь, движение, чем др), что через повторение начал работать со зрителем на уровне ассоциаций и не оставил публику равнодушной.

Группа Дэнис Блэкер первично планировалась для тех, кто уже имеет определенный опыт в перфомансе, но объединила людей разного возраста, из разных частей Украины и Европы – как новичков, так и художников-практиков жанра. В такие моменты лучше прослеживается специфика принадлежности до места, культурные особенности участников. Но в группе четко ощущались равенство и гармония, что давало возможность развивать такую работу. «Это было очень, я постоянно чувствовала себя участником, даже когда нужно было лишь созерцать» – удивляется Надежда, ученица мастер-класса. «Столкновение с другими приводит к тому, что ты встречаешься с самим собой. Именно этого я ожидала от Школы, и именно это натолкнуло меня на идею выхода за пределы работы с внутренним «перфомером» и взаимодействия с «перфомером» другого (других). Очень ценной была групповая работа и создание единого «тела», а также ощущение пространства, себя и других в нем» – комментирует Ани Зур. «Предложение воспринимать все реализованы или только что возникшие идеи не как свои личные достижения, а как наработки коллективное (то есть всего человечества) позволяет проще и легче относиться к тому, что ты делаешь сам, либо наблюдаешь. Ведь что ты чувствуешь, то и транслюєш зрителю», – рассказывает Мария.

Показы учеников Денис Блэкер. Фото: Иван Олексяк.

Ученики школы Денис в последний день поразили публику контрастными короткими импровизациями – ежеминутно менялся участник, и получал новый предмет для работы. Такой мозговой штурм для выявления бессознательного стал испытанием для учеников и интересным зрелищем для зрителей. Даже в течение этой одной минуты у кого-то родилась хорошая идея, которую стоит развить в более длительную работу.

Если на первых школах было больше участников из учебных заведений художественного направления, то теперь легко заметить, что география и количество учащихся, а также характеристика их опыта, существенно изменились. «Эта школа очень нужна и полезна для всех… Очень была бы рада, чтобы она продолжалась и в течение года, или же два раза в год, и чтобы не нее смогли попасть больше людей» – говорит Зоряна, студентка ЛНАИ. Четыре часа непрерывных финишных школьных перфомансов свидетельствуют о бешеный энтузиазм молодежи, которая приходит на занятия. Это одновременно стимулирует определенные изменения в формате проведения Школы, ведь каждый год желающих познать это искусство становится все больше. Поэтому, возможно, стоит считать процесс первоначального ознакомления с искусством перфоманса уже завершенным и переходить к более систематической активности в течение года?

Перфоманс Антона Саенко. Фото: Влодко Кауфман.

По сравнению с прошлыми фестивалями, в этом году все перфомансы больше сосредоточивались на территории и в помещении Дворца искусств. Соответственно, возможность столкновения со случайной публикой была ограничена. Хотя именно этот фестиваль можно смело делать более публичным и открытым к неподготовленного зрителя. Или же – состав участников и их предложения сами выстроят среду для творчества и формат общения: время открыты, а тем – более сосредоточены и уютные.

На будущее остаются многочисленные концептуальные и организационные вопросы. Распределять студентов на группы или продолжать совместную работу? Отделить Школу перфоманса от ДНЕЙ во времени? Проводить ее заранее? Или превращать в постоянно действующий проект? Ответы на них обязательно сформируются – силой времени, ощущение и общих мыслей и пожеланий. А перфоманс при внимательном разглядывании можно заметить в каждом дне. Поэтому дни искусства перфоманс во Львове продолжаются.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика