Новостная лента

Школа становится к бою с фейками

31.03.2016

Молодой ум нуждается в помощи, чтобы выстроить защиту против пропаганды и конспирологии

 

 

Нам бы хотелось думать иначе, но фейковые новости — трюк не новый. В старые времена мы называли это просто пропагандой, одним из многих используемых авторитарными режимами инструментов порабощения. Что изменилось в цифровую эпоху — это легкость, с которой фэйковая новость может распространиться, и ее диапазон.

 

Чтобы стать жертвой дезинформации, вам больше не надо жить в репрессивном режиме. Она может влезать в ваш дом и ваш смартфон, играть с вашим умом и обманывать вашу действительность. Чтобы ее создать, не всегда надо призрак Макиавелли или накрученные схемы, чтобы внедрить ее в коллективное сознание. Она может быть созданной скучающей молодежью в баре или террористами на поле боя.

 

Именно поэтому наша защита против фейковых новостей больше не может сводиться к призывам слушать BBC, как это часто бывало раньше. Теперь общества должны разработать способы иммунизировать молодой ум. Тут приходит образование.

 

Я была заинтригована, узнав о новой инициативе журналистов французского ежедневника Le Monde, что разработали читателям инструмент просеивать фейковые новости. Несколько недель назад они начали волонтерити по школам, обучая подростков, как различить ответственную журналистику от сфабрикованных новостей. И они не единственные, так же делают и другие французские нюзруми.

 

Александр Пушар, один из заанґажовних в проекте журналистов Le Monde, говорит мне, что цель состоит в том, чтобы повысить осведомленность о сорсинґ [анализ источников] и промувати простых инструментов (таких как ґуґлівський реверсивный поиск изображений) для проверки источников фотографий или мемов. «Речь идет о выработке простых рефлексов, например, интересоваться источником истории или изображения,» — говорит он. «С одной стороны, молодежь в этом смысле является более уязвимой и менее заморачивается проверкой надежности источников. С другой стороны, они не являются нашими постоянными читателями, поэтому мы должны законтактувати с ними».

 

Во время этих президентских выборов французы, очевидно, чувствуют себя особенно беззащитными. Ведущий кандидат, Эммануэль Макрон, обвинил Россию и ее новостные агентства в гакерських атаках и распространении ложной информации.

 

Однако, влияние фейковых новостей на электоральные преференции есть в США вопросом спорным. Новое исследование Ганта Аллкотта из Нью-Йоркского университета и Мэтью Генцкоу из Стэнфордского университета показывает, что социальные медиа не были самым важным источником новостей о президентских выборах в Америке, и что даже самые фейковые новости видела лишь небольшая часть американцев. Однако, по данным опроса Pew Research, 88% американцев считают, что фейк вносит путаницу в их представление о фактах. «Эффект мог быть косвенным, – указывает То Болл, преподаватель школы журналистики Newhouse в Университете Сиракуз. – Я бы не сказал, что эффект фейковой новости обязательно должен сводиться к тому, чтобы изменить чье-то мнение или голос. Если она разжигает базовую активность или решимость пойти и проголосовать, то эффект уже есть. И если кто-то склоняется к определенному выбору, а фейк цементирует их убеждения — это тоже может быть эффектом».

 

Американские дебаты о фейковые новости хорошо развиваются и имеют более высокий градус, чем в Европе. Во многих американских школах учеников учат о достоверности источников в соцсетях. В Калифорнии законодатель от демократов внес в парламент штата законопроект о включении цифровой грамотности в школьную программу.

 

Болл считает, что программа такой грамотности – чтобы люди не попадали на крючок фейковых новостей, – должно стать частью курса гражданского права и каждый гражданин страны должен его пройти. «Я бы хотел, чтобы разум и сознание (студентов) были инструментом факт-чекінґу [проверки фактов].»

 

Возможно, именно это имеется в виду при просмотре ОЭСР своего тест PISA (что формирует мировой рейтинг национальных школьных систем) в плане оценки онлайн навыков. Новый элемент в чтении в будущем будет учитывать, как учащиеся ориентируются в цифровой среде и онлайн-документах.

 

Возможно и не фейковые новости выиграли для Дональда Трампа Белый дом. Однако, они стимулировали так необходимую деятельность против их коварного влияния. Когда диктатуры претендовали на молодой ум, подтасовывая сказки в учебниках истории и ежедневно транслируя песни во славу лидера. Теперь пропаганда и конспирология через социальные сети транслируется гораздо большему числу людей. Чем раньше молодежь научится бороться с этим, тем лучше.

 

Roula Khalaf
Taking the fight against fake news to the classroom
The Financial Times, 22.03.2017
Отреферировал А.Д.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика