Новостная лента

Сигналы шестого «Дубасит»

17.05.2016

Все началось с сигнала, в конце концов, мощным сигналом он и был: шестой год весной в Тернополе проходит фестиваль экспериментальной музыки и медиа-искусства «Дубасит». Каждый раз действо радует музыкальной частью и локациями. Если в прошлом году ревіталізували швейную фабрику (бывший костел), то в этом году снова завибрировал ЦДМІ им. Довженко. Подробнее о все составляющие фестиваля расспросила его бессменного организатора и директора Ярослава Е.качмарским.

 

 

Что предшествовало «Дубасит»?

– Все началось с регулярной концертной деятельности и организации вечеринок. Сначала просто устраивал концерты, где звучала электронная музыка. Со временем захотелось чего-то более интересного. В 2006 году организовал первую пси-транс вечеринку. В 2009 году привез Kotra, тогда концерт состоялся в подземелье замка. Так влез во все это. В 2011 году состоялось «ПреГамселить» на дворе «Бункера», тогда выступали американский музыкант Myo, украинские Kotra, Zavoloka и российский Алексей Борисов. Понял, что время организовать фестиваль. Через год состоялся первый «Стучит», он длился три дня – первого была танцевальная музыка, второго – экспериментальная, последнего – электронная с поэзией. Поэтический сегмент в последующие годы отпал, изменялись соотношение экспериментальной и танцевальной музыки. Дальше все смешалось, так и сейчас. Третий год подряд фестиваль включает медіаарт,второй раз – образовательную лекционную составляющую, в этом году добавился авангардный британский видеоарт. Музыкальная программа этого года сконцентрировалась в двух днях. На фестивале уже выступали десятки выдающихся музыкантов из Украины и Европы. На этот раз, кроме отечественных ученых, выступают представители Бельгии, Канады, Германии, Польши и других стран.

 

 

— Где в Украине проводят подобные по масштабу фестивале?

— В этом году – в Киеве и Днепре.

 

— Как выбираешь музыкантов, которые будут выступать?

— Это музыка, которая меня прет, и, думаю, вызовет ажиотаж. Это музыканты, которые творят достойные вещи.

 

— Не первый год в Тернополь приезжают зарубежные музыканты. Какой смысл им здесь выступать?

— В этом есть нотка авантюризма – приехать сюда, посмотреть, как на руине бесится молодежь.

 

— Как бы ты сформулировал концепт фестиваля?

— DIY. «Дубасит» – это фестиваль без крупного внешнего финансирования, который очень часто держится на энтузиазме.

 

 

Открыла «Дубасит» коллективная выставка нового медиа-арта «Сигнал» в галерее «Бункермуз». В этом году организацией экспозиции вновь озаботился Саша Долгий.

 

— Относительно этой экспозиции. В чем ее основной месседж?

— «Сигнал» – попытка сгенерировать сигналы, принять их и осмыслить то, чем они являются не только для принимающих систем, но и для систем, из которых они выходят. Те, кто приходит на выставку, получают новые сигналы-информацию. Она является инструментом, которым можно воспользоваться или нет; она является тем, с чем можно взаимодействовать, или оставаться в стороне. Собственно, сам человек – сумма взаимодействия множества систем – любой сигнал, что она выпускает наружу, она и воспринимает. Но в этом рекурсивному гіперрефлексі она не только не стирается в пыль квантово-квазаровим потоком разнообразных данных, а выживает, живет, поднимается, действует, строит, создает и вдыхает новую жизнь в новые системы, которые должны проходить свой путь, передавать и принимать, анализировать и преобразовывать.

Эта выставка – накопление информации: каждая работа является и отдельной частью, и частью целого. Зрителю нужно постоянно выбирать – на что именно обращать внимание. В конце концов, можно увидеть и услышать все сразу, рассеяв внимание, – и это будет общий поток и его сигнал, или сосредоточиться на одном конкретном сигнале.

Это иллюстрирует установка с тремя телевизорами, два из которых прикреплены к третьему металлическим креплением. Каждый из них передает белый шум. С одной стороны, они вроде не связаны, их сигналы не влияют друг на друга, но в то же время они находятся во взаимодействии, составляя одно целое. Эта система может быть автономной, так же, как зритель, созерцая ее, может быть далеко в своих мыслях и не взаимодействовать с ней, а может принимать и передавать сигналы, объекты могут взаимодействовать между собой и зрителем. Эти антонімічні ситуации уравновешивают друг друга и показывают разные способы восприятия сигнала-информации.

 

 

Второй день фестиваля начался с визуальной подготовки: просмотра видео-арта британских художников с Премии Джармена, Film London. Поэтому в «Козе» начался концерт. Открыл его тернопольский «Субпродукт». Своим мощным индустриальным звучанием группа настроил на правильный лад. После их выступления, пытаясь перекричать всех, в конце концов, в шуме, следовательно, логическом антураже, поговорила с участником «Субпродукта» Юрием Завадским.

 

— Как можно обозначить то, что сейчас представил «Субпродукт»?

— Как и каждый раз, мы не представляем композиции, интерпретации партитур или нормы – «Субпродукт» показывает единение шума. В музыке, как и в литературе или живописи, не стоит искать того, что ты уже знаешь. Звук «Субпродукта» – это шум, который ты слышал, но никогда не объединял, не рассматривал как сущность. Мы стараемся заполнять частоты того ограниченного диапазона, который воспринимает человек, и, наверное, выходим вне них.

 

— Зачем?

— Для создания эстетического впечатления. В конце концов, это можно сказать про любого, кто занимается шумом, но мы стараемся делать это настолько эмоционально, насколько можем.

 

 

— Что тебе дает сотрудничество в «Субпродукті»?

— Шум, как и язык – это материал. Мы говорим им каждый день, но извлекаем из шума только то, что понимаем, а очень много вещей отвергаем. И оказывается, что мы извлекаем из сообщений значительно меньше содержания, чем они могут нести. Поэтому обращение к шума, его использование – это переход за пределы общепринятого восприятия, его расширение.

 

Далее гремело и плясала – ритма задавали Николас Лист, ADMNS, Bejenec, Noumen, SYNXRON. Вечернем концерта последнего дня предшествовала лекция о современное медиа-искусство искусствоведов Юрия Ефанова и Натальи Маценко. Затем участники переместились на периферийный «Солнечный» до старого-доброго ЦДМІ им. Довженко. Первый этаж был отдан разнообразной экспериментальной электронике. В частности, сносили мозг мощным звуком и вибрациями Sasha Dolgiy, Д Nexus, Holzkopf, Souvenir de Tanger, Clasps, Astma, Svarog. На втором этаже програму представлял киевский пространство PLIVKA и формация «1/16», сосредоточившись на дрон-ембіенті, играли protoU, Эмбрион Бормана, Neither Nor Famous Rich, Ujif notfound, Lonely man, Dronny Darko, Sche, Maxim Werner. Видео инсталляцией опекала киевская школа нового медиа-арта Blck Box.

 

 

Среди месива звуков и частот, відтанцьовування и «медатицій» говорим с Д Nexus из Германии о его выступлении.

 

Вы кричали в микрофон «Водка».?

— Я всегда импровизирую, когда выступаю: за пять минут до выступления не знаю, что буду делать на сцене. Это зависит от волны, на которой нахожусь, настроения. Должен быть взволнованным, пребывать в эмоциональном подъеме, иначе выступление будет слабым. Всегда пробую что-то новое, потому что, если выполняю что-то несколько раз, это надоедает, а если мне что-то надоедает, тогда выступление нет энергии. Каждое выступление — погружение в определенное состояние. Собственно, я не чувствую самого момента погружения. Полное его ощущение приходит после выступления – тогда чувствую себя истощенным, словно пробежал марафон.

 

— Стоит ли искать послания в том, что вы делаете?

— Иногда. Здесь немного провокации, немного нонсенса, но есть то, что важно для меня. И, в частности, – контакт с теми, перед кем выступаю. Он происходит на разных уровнях: эстетическом, эмоциональном. С некоторыми людьми говорим об идеях, которые можно прочитать в выступлении. Некоторые же просто испытывают умиления – и это тоже способ контакта. Они не обязаны понимать, о чем мне говорится.

 

— В течение 20 лет вы выступаете в разных странах Европы. Или различаются слушатели?

— Да, и все отличия начинаются с Польши. Я предпочитаю ехать с концертами на Восток, нежели на Запад. Потому что здесь люди более теплые, открытые. Им интересно увидеть и познать то, чего они не знают. На Западе иначе – они горды, видели все, даже если этого они не видели. Если мне платят, я еду на Запад – но ради удовольствия – нет.

 

— То есть, здесь вы ради удовольствия?

Так, я получил удовольствие от выступления.

 

Фото автора

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика