Новостная лента

Симфония таланта Романа Симовича

29.02.2016

 

28 февраля 116 лет назад увидел свет украинский композитор, педагог и публицист Роман Симович. Этот стройный мужчина с красивым лицом и тонкой душой умел заполонить своей музыкой, его учителями были композиторы мировой славы. Настолько органично нашел себя в симфонической музыке, его произведения словно излучают свет и жизнерадостность, даже если у них есть драматические моменты.

 

Роман Симович, 1933

 

 

Родился Роман в городе Снятыне (Ивано-Франковщина) в священнической семье. В 1904 году семья переехала в городок Кицмань на Буковине, где отец преподавал пение в местной гимназии и в то же время руководил местным отделением хорового общества «Боян». К слову, о. Аполлон Симович, старший брат известного в Галичине языковеда и публициста Василия Симовича, был образованным и высококультурным человеком, именно он привил сыну любовь к музыке – малый Ромка часто бывал на репетициях хора под руководством отца.

 

Василий Симович, младший брат о. Аполлона Симовича, нач. 1930-х годов

 

 

Учился в гимназии в Черновцах, был способным к науке – одинаково хорошо ему удавались и литература, и точные предметы, и иностранные языки. Одновременно принимал активное участие в хоровом и драматических кружках, занимался игрой на фортепиано, углублял музыкальные знания и делал первые творческие попытки, пока эти студии не прервала Первая мировая война. После войны Роман вместе с родителями вернулся в Снятын, где в 1919 году окончил гимназию.

 

В 1921 году юноша уехал в Берлин, где по просьбе родителей, которые считали, что музыкой на хлеб не заработаешь и нужно получить какую-то профессию, поступил в Высшей агрономической школы, окончив ее в 1925 году. Параллельно брал частные уроки фортепианной игры у известных пианистов Берлин, посещал концерты, оперные спектакли.

 

После получения диплома Роман Симович вернулся домой, но в коротком времени решил все бросить и продолжать музыкальные студии. Затем уехал к сестре Ирины, которая училась на медицинском факультете Краковского университета, и поступил в Краковской консерватории, где учился по двум специальностям – в классе фортепиано в Т.Гурецької и профессора Кришталовича и из музыкально-теоретических дисциплин в профессора Пйотровського. В этот период написал ряд романсов, фортепианных миниатюр, прелюдий, судьба которых сегодня неизвестна.

 

Педагоги посоветовали своему талантливому ученику продолжить обучение в Пражской консерватории на знаменитом композиторском факультете, и в 1929 году Романа зачислили на II курс. Через год Г.Симович параллельно поступил на фортепианный факультет этой же консерватории (сразу на IV курс). Молодой композитор активно продолжал писать музыкальные произведения – в жанре камерного ансамбля, вокальной музыки, которые впоследствии исполняли студенты консерватории.

 

Ученики Пражской консерватории, 1936. Слева направо стоят: Р.Симович, А.Приходько Е.Цегельский, А.Шимановская, Бы.Задорожный, Н.Лепкий

 

 

В 1933 году Роман Симович окончил композиторский (класс композиции профессора Оттокара Шіна), а в 1934 году – фортепианный факультеты Пражской консерватории. Дипломная работа юного композитора – поэма для голоса с камерным оркестром «Платок» на стихи Тараса Шевченко – получила настолько высокую оценку, что профессор Витезслав Новак, который имел особое уважение в музыкальных кругах Европы, предложил молодому композитору продолжить учебу в Школе высшего композиторского мастерства, которую тот завершил в 1936 году.

 

Витезслав Новак

 

 

Этого же года Роман Симович вернулся в Галицию. Благодаря содействию композитора Станислава Людкевича сначала в течение года преподавал фортепиано и музыкально-теоретические дисциплины в филиале Музыкального института им. Лысенко в Дрогобыче, от 1937 года – в Станиславе, куда и переехал. Несмотря на непростые условия труда и материальную нужду, продолжал творить – написал вторую фортепианную сонату и симфоническую поэму.

 

Станислав Людкевич

 

 

Преподавал в музыкальной школе, которая в 1939 году была преобразована в Станиславское музыкальное училище. Параллельно работал на должности музыкального редактора Станиславского радио.

 

Также в 1930-х годах Роман Симович активно сотрудничал с львовским журналом «Навстречу», публиковал на его страницах музыковедческие статьи, критические заметки (о Одарку Бандрівську, Бориса Кудрик, Галю Левицкую, Виктора Матюка), рецензии и др. Первым среди галицких композиторов выступил в прессе с инициативой создания «украинской фільгармонії» во Львове, подав собственное видение путей воплощения этого замысла и выразив убеждение, что «приняв во внимание идейность и пыл, с которым берутся за дела украинские музыки, верим, что все трудности будут поборені, и что труд принесет успехи». Такое смелое предложение возмутило местное музыкальное среду и привела к оживленных дискуссий в украинской прессе относительно целесообразности и реальной возможности заделки симфонического оркестра во Львове в условиях финансового кризиса и политического давления со стороны польской власти. Дело «несомненно первостепенной важности», что требовала «подрібного разработка и постепенної реализации» поддержали дирижер Богдан Пьюрко и композитор и музыковед Василий Витвицкий, зато оптимизма своих коллег не разделял известный композитор-модернист и пианист Антон Рудницкий, который вынес обсуждение на широкую публику и назвал эту идею «фантастическим построением замков на леди».

 

 

Полоса числа 24 журнала «Навстречу» за 1935 год со статьей Романа Симовича

 

 

В годы немецкой оккупации через тяжелое материальное положение Роман Симович вместе с женой и сыном вынужден был переехать во Львов, где занимался педагогической работой в Профессиональной школе.

 

Среди музыкальной общественности Львова, 1946. Слева направо сидят: О.Лысенко, Л.Ревуцкий, С.Крушельницкая, Ф.Колесса, С.Людкевич, В.Барвинский; стоят: А.Штогаренко, Ю.Крих, Г.Симович, И.Москвичей, М.Михайлов, Т.Шухевич, В.Тіпаков, Д.Залесская-Колесса, Н.Колесса (из фондов ЦГАМЛИ Украины, ф. 198, оп. 2, ед. зб. 54)

 

 

С 1944 года преподавал во Львовской консерватории им. М.Лысенко инструментовку, композицию и ряд теоретических дисциплин. И здесь в полной мере проявилась еще одна грань таланта Романа Симовича – педагогическая. Умел рассказать так, что лекция пролетала, как одно захватывающее мгновение, любил и уважал своих студентов, а они отвечали ему взаимностью. За 40 лет преподавания ученики не припоминали случая, чтобы кто-то пришел с невыполненным домашним заданием или опоздал на лекцию профессора Симовича.

 

 

Г.Симович, Н.Колесса, А.Кос-Анатольский во время Декады украинского искусства, Москва, 1951

 

 

Г.Симович, В.Флис, М.Лемишко, А.Кос-Анатольский, Есть.Казак, С.Людкевич (по фортепиано), 1970

 

 

В 1966-1971 годах занимал должность заведующего кафедрой истории музыки в консерватории. В то же время на протяжении всех этих лет продолжал активно заниматься композиторской деятельностью. Скончался на 84-м году жизни во Львове и похоронен на Лычаковском кладбище.

 

Роман Симович в старшем возрасте

 

 

Романа Симовича называют одним из самых ярких представителей украинского симфонизма. Его произведения отличаются легкостью, особой мелодичностью и искренностью. Как художник он тяготел к романтической традиции. Предпочитал симфоническом жанра в наследии композитора симфонии, симфонические поэмы, увертюры, сюиты, вокально-симфонические произведения, балет, а также сонаты, фортепианные композиции, пьесы для скрипки, романсы, кантаты, обработки украинских народных песен для различного состава исполнителей.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Захарчук А. Первый галицкий композитор-симфонист: К 110 годовщине со дня рождения Романа Симовича // Колокол. – 2011. – № 9. – С. 113-115.

 

Среда А. Симович, Роман Аполлонович // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. – Львів, 2011. – Вып. 18. – С. 311-313.

 

Симович Г. Очередные задачи украинской музыки // Навстречу. — 1936. — Ч. 24.

 

Терещенко А. Роман Симович. – К., 1973. – 36 сек.

 

Шевчук-Назар Л. Галицкий симфонизм. Re: Роман Симович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collegiummusicum.com.ua/statti-chasopys-a/galytskyj-symfonizm-re-roman-simovych.

 

Якубяк Я. Дар симфониста и педагога // Прогресс. – 2001. – 27-28 февр.

 

Фотографии:

 

Терещенко А. Роман Симович. – К., 1973. – 36 сек.

 

Навстречу. – 1936. – Ч. 15

 

http://collegiummusicum.com.ua

 

http://www.antologiehudby.cz

 

http://www.vgolos.com.ua

 

http://dobrabiblioteka.cv.ua

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика