Новостная лента

Смена мировых элит и ценностей

29.03.2016

 

Последних несколько лет общаясь с разными людьми, которых причисляю к думающих людей, я наблюдаю растерянность, отсутствие уверенности в будущем (хотя еще в начале 2000-х они планировали свою жизнь и деятельность чуть ли не на 10 лет). Эти наблюдения не только связанные с Украиной. То же самое я увидел в США, Германии, Италии, Нидерландах — почти везде, где я имел счастье откровенно пообщаться с людьми.

 

Безусловно, причиной этого стало неожиданное нашествие негативных событий, которые еще не так давно можно было бы считать черными лебедями, если бы это не вошло в систему, в обыденность.

 

Что происходит с нашим миром?

 

Не за что зацепиться. Где вдохновляющие философские течения? Где политические или экономические идеи? Где художники, ради которых хотелось бы ехать в музеи в других странах (хотя бы какие-то завалявшиеся Сальвадора дали или Энди Ворхоли)? Где актуальная музыка с которой можно целый день ходить в наушниках (Нильс Фрам или Сильвен Шово — это просто хорошая музыка и не более)? Что там с литературой? Есть большие кроме старых добрых Умберто Эко и Гарсиа Маркеса?

 

Что происходит с нашим миром?

 

Надо найти причины, тогда от растерянности и неуверенности можно перейти к пониманию и планированию своих действий.

 

Я проникся этими мыслями уже несколько лет, и, как мне кажется, скорее на ощупь, чем методично и системно, нашел ответ на этот вопрос. Скажу откровенно — мне полегчало. Поделюсь с вами своими мыслями, возможно воспримете их без иронии.

 

На мой взгляд, основой неожиданно быстрых и часто негативных изменений в мире является глобальная тектоническая смена доминирующих элит. Эта перемена столь глубока, что можно говорить о глубокие трансформации мирового экономического, политического, а, главное, ценностного строя уже в ближайшие 10 лет.

 

Какая элита доминирует в современном мире?

 

Представители неолиберального капитала, белые воротнички, профессионалы различных отраслей, обслуживающая политическая и медийная тусовка.

 

Если отбросить демагогию, которой кормят электорат, — то основные проблемы лежат в экономической плоскости. Я бы сформулировал их так: проблема заключается в глобализации управления миром, которое стало возможным благодаря доступу представителей неолиберального капитала финансового и промышленного капитала и природных ресурсов, который происходит всеми возможными средствами (средствами экономическими, политическими, медийными, военными).

 

Какие морально-этические принципы этой доминирующей элиты?

 

Если посмотреть ретроспективно — то речь идет о потомках строителей общества промышленного капитализма (XVIII-XIX вв.) система ценностей которых формировалась на странной смеси консервативной протестантской этики (все люди свободны и равны перед Богом, все имеют равное право работать и зарабатывать — это полезно и обязательно для всех, отрицание исповеди, как гарантия честности) и революционных идей французского Просвещения.

 

Их цель — получение достоинства, свободы социальных и экономических действий, независимости от аристократии (предыдущей доминирующей элиты).

 

Инструментами этой элиты была — честный труд, накопления состояний, промышленная инновационность, предпринимательская отвага, неприкосновенность частной собственности, свободная конкуренция, и тому подобное.

 

Эти люди за сотню лет радикально изменили мир к лучшему. Состоялась масштабная урбанизация, демократизация, рост уровня образования, культуры и состояния огромных масс людей.

 

Лучшие из тогдашних капиталистов призвали своих коллег делиться заработанными деньгами ради развития науки, культуры, образования. Например, Дейл Карнеги в своей речи «Евангелие богатства» говорит: обязанность человека Богатства — прежде всего подавать пример скромности, неприхотливости в жизни, обеспечивать в умеренных масштабах нужды зависимых от него лиц, а после их удовлетворения рассматривать получаемые им избыточные доходы как трастовые фонды, доверенные в его управления для достижения наиболее выгодных для общества результатов (перевод Ю.Кудрявых).

 

Они создали эффективную систему функционирования мира, которая на то время была самой прогрессивной не только на свою эффективность, но и учитывая этику.

 

Не вдаваясь в анализ разномасштабных ревизий и попыток изменения этой системы, которые совершали анархисты, коммунисты, фашисты, хиппи и тому подобное, надо констатировать, что система все эти ревизии выдержала за счет эффективности и ценностей, носителями которых в трудные времена были такие масштабные личности, как Уильям Черчилль, Шарль де Голль, Теодор Рузвельт.

 

На мой взгляд капитализм начал разрушать себя сам, начав размывать собственную систему ценностей. Этот процесс происходил с самого начала, но самые болезненные моменты начались, на мой взгляд, после Первой Мировой войны:

 

— финансовый капитал стал доминировать над промышленным

 

— деньги начали превращаться в самодостаточную ценность

 

— появилась идея массового манипулирования людьми с помощью рекламы. Манипуляция заключалась в том, что люди должны покупать не то что им нужно, а то, что им хотят продать. Началась тотальная консюмеризація общества — поклонение споживацтву. Сегодня эта циничная идея стала основой государственной политики. Правительства говорят нам, что для того, чтобы избегать экономических кризисов надо первым делом оживлять потребительский рынок. То есть граждане должны все больше и больше брать в долг, чтобы покупать все больше товаров и услуг, которые им продает манипулятивная реклама и которые им часто не нужны. Такие параметры, как эффективность производства и инновационность отходят на второй план. Продается то, что удобно производить. Думаю, что в большой степени по этой причине долгое время не производились электромобили, экопищу, эффективные лекарства против смертельных болезней, энергосберегающие технологии.

 

После Второй мировой войны произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу — обществу услуг. Кроме положительных факторов он внес фактор усиления власти финансовых институтов (львиную долю валового продукта услуг составляют именно финансовые услуги). Операции с финансами уже не столько обслуживали реальный сектор, сколько стали самодостаточным заработком, обеспеченным той же манипулятивной рекламой. Начали активно использоваться такие финансовые инструменты, как деривативы и им подобные инструменты, часто обеспечены только гарантиями сомнительных операторов. На мой взгляд — это новый этап моральной деградации, который в конце концов привел к масштабному кризису 2009 года. Я считаю этот кризис не столько финансовой, сколько моральной.

 

Но, кроме того, именно финансовый капитал инициировал радикальное ускорение процесса глобализации на базе идеологии неолиберализма, одним из отличий которой от либеральной идеологии стало фундаментальное признание неравенства людей от рождения (т. е. перед Богом), пренебрежение правами граждан ради проведения экономических реформ, позиционирование как основ этики законов функционирования рыночных структур.

 

Таким образом, за последние сто лет произошел существенный ценностный дрейф:

 

— деньги из инструмента достижения достоинства и свободы была превращена в самодовлеющую доминирующую ценность;

 

— протестантская этика с помощью медийных манипуляций была заменена идеологией потребления;

 

— простым гражданам отказано в их равенстве от рождения.

 

Можно было бы перечислить еще несколько страниц доказательств того, что произошла почти полная трансформация ценностей, общество существенно дрейфовало в сторону цинизма и двойных стандартов.

 

Думаю, что следствием этого стало и отсутствие личностей в политическом классе (личности есть там, где есть ценностные стержни), поэтому мы и наблюдаем слабость философских и культурных течений в современном мире.

 

И хотя финансово доминирующая сегодня элита сильна, как никогда, ценностно она очень слабая. Эта ситуация проявилась очень четко на последних президентских выборах в США, мы наблюдаем чрезвычайную активность вчерашних маргиналов, рвущихся к авторитаризму, таких как Эрдоган, Путин, Дутерте, Качинский и многие другие. Актуальная мировая элита не находит силы защитить ценности, которые сама же формально декларирует, потому что уже до них очень малое отношение.

 

 

 

Но на замену приходит новая группа людей, которая постоянно количественно растет и все больше наращивает свое влияние. Эта группа еще 20 лет назад или обслуживала доминирующую элиту, или была просто на обочине. Эту группу американский экономист Ричард Флорида назвал креативным классом.

 

Наверное, рано говорить, что система ценностей креативного класса уже сформирована. Но мы уже видим существенные отличия этих людей от предыдущей элиты относительно их социальных мотиваций и предпочтений.

 

Основное стремление креативного класса — это изменить мир вокруг себя, изменить страну и даже целую планету и космос вокруг нее!

 

Инструментами креативного класса является — креативное мышление (обработка известных знаний, продуктов, практик и создание на их базе новых знаний, продуктов, практик) и процесс внедрения этих новых идей и продуктов в жизни (инновационный процесс). Основными средствами являются средства уже созданы другими представителями креативного класса (в первую очередь Интернет). Деньги интересуют, как инструмент реализации проектов их проектов и не является самодостаточной ценностью.

 

Приоритетом является не доступ к капитала или природных ресурсов, а доступ к человеческого интеллекта с имеющимися креативными навыками. Поэтому экономика креативного класса концентрируется там, где созданы условия для комфортного проживания и реализации проектов представителей креативного класса. Анклавами, где он концентрируется уже есть — залив Сан-Франциско, Сиэтл, Остин, Тель Авив, Дублин и другие подобные места. В городах и регионах с высокой концентрацией креативного класса инновационные компании располагают свои высокомаржинальные подразделения, что влечет за собой быстрый экономический рост этих регионов (как вот Дублина). В таких городах этос креативного класса перенимает все население, которое там проживает.

 

А вот, как на меня, основные черты, присущие креативному классу:

— нонконформизм и индивидуализм;
— толерантность к инаковости и к неудачам;
— стирание границ между работой и отдыхом;
— представитель этого класса может быть одновременно представителем многих видов деятельности;
— постоянный поиск знаний и информации и переработка их в креативные идеи;
— чувствительность к экологии;
— неприятие глобальных сетей и торговых моллов;
— предоставление преимущества крафтовості;
— фабричная эстетика;
— равнодушие к карьерному росту, накоплений, потребления, брендов, политики, власти.

 

Количественно креативный класс в США уже превышает класс рабочий.

 

За последние 10 лет креативный класс радикально изменил мировую экономику почти не имея доступа к капиталу. Примером этого является: Uber, booking.com, amazon, facebook.

 

Ходят разговоры о возможном выдвижении Марка Цукерберга в кандидаты на пост президента США. А есть еще такая звезда креативного класса мировой величины, как Илон Маск. К сожалению отошел Стив Джобс.

 

Появляются новые невиданные инновации, как вот блокчейн.

 

Что нам ожидать от будущего? Не буду повторять многочисленные публикации о масштабные технологические изменения во всех направлениях жизнедеятельности.

 

Думаю, что опасения по поводу опасности новой сегрегации по креативности преждевременны. Креативность можно развивать и воспитывать. Но следует изменить философию среднего и высшего образования. Сегодня они набивают головы учащихся и студентов информацией, а не учат критически мыслить, добывать, обрабатывать информацию и на этой базе продуцировать новые идеи (пример как в университете Стэнфорда).

 

Думаю, что у стран и регионов, которые не имеют доступа к природным ресурсам и капиталу появляется шанс совершить прыжок. И об этом стоит думать и в нашем регионе и в стране (примером может быть бедная на ресурсы Ирландия, которая этот скачок совершила).

 

Думаю что в будущем существенные сложности будут люди, которые относят себя к категории профессионалов. Скорее всего большинство из них, как и большинство рабочих заменят роботы и компьютеры. Поэтому понятия не имею, как будет решаться проблема занятости.

 

Думаю, что в период, когда старая элита теряет влияние, а новая еще не приобрела, есть большой риск вооруженных конфликтов в том числе мировых.

 

Новые технологии распространения информации радикально меняют роль медиа. Наступает эра пост-правды и не известно, сохранится ли демократия в условиях такой массированной манипуляции сознанием людей.

 

Креативный класс является движущей силой новой цивилизации и станет будущей доминирующей в мире элиты.

 

Как на меня, то задачей трезво мыслящей части старой элиты — создать условия для формирования и роста креативного класса и не оказывать ему сопротивления.

 

Выступление на заседании «Львовского клуба» 25.03.2017, транскрипт журнала «Ї».

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика