Новостная лента

Социальный цепь убеждений

27.04.2016

 

Ученые исследовали, как в сетях – онлайн или офлайн – распространяются взгляды. Эксперименты показали: чужие суждения мы принимаем, прежде всего, от лиц, которых хорошо знаем, и считаем компетентными. Если кто-то высказывает мнение, то влияет не только на собственных друзей, но и на их друзей. Правда, с ростом социальной расстояния влияние спадает, информирует команда ученых.

 

Ежедневно в социальных сетях мы распространяем свои и чужие мнения. Изображение: Thinkstock

 

Социальные медиа определяют досуга миллионов людей. На Facebook, Twitter и Ко пользователи читают сообщения и новости, общаются со своими друзьями. При этом происходит не только собственные убеждения, но и чужие. Какие взгляды мы перенимаем от других, а какие нет, зависит от многих социальных факторов. Так, вероятность того, что сообщения будут распространять, возрастает, когда мы получаем его из разных источников или тогда, когда нам нравятся люди, потому что напоминают нас самих. Но почему некоторые взгляды распространяются быстрее, чем другие?

 

Этим вопросом задались ученые во главе с Меде Мосаїдом (Mehdi Moussaïd) из Института исследования образования имени Макса Планка. Ученые исследовали, при каких обстоятельствах отношение одного человека перенимает другая и как далеко в коммуникативном цепи это отношение способно распространиться.

 

Для этого 100 испытуемых, которые не были знакомыми накануне, приняли участие а эксперименте. Они должны были решить задачу: вместе со случайно выбранным партнером испытуемые определяли, в каком направлении движется большинство из 50 точек. Оба участника сидели перед собственным экраном и должны в каждом раунде принять собственное решение. Лишь один из пары получал возможность сравнить свое решение с тем, которое принял напарник, и еще раз изменить свой вердикт. Кроме того, он видел, насколько хорошо справился коллега.

 

Как сильно влияло сравнение с партнером на собственное решение? Результат показал: влияние человека на другого тем сильнее, чем лучше они знакомы между собой. «В начале испытуемые были склонны скорее игнорировать мнение коллеги, зато после неоднократной взаимодействия они подпадали под сильное влияние друг друга», – сказал Мосаїд.

 

Это происходило только в том случае, когда автор суждения справился с заданием лучше, чем его напарник, что подсматривает. То есть ошибки других подопытные считали серьезнее, чем собственные, информирует Мосаїд с коллегами.

 

Благодаря втором эксперименте ученые выяснили динамику распространения взглядов многими лицами. Процедура теста при этом была такая же, как в первом эксперименте. Однако цепь коммуникации состоял из шести испытуемых, и каждый следующий участник уже знал того, кто принимал решение непосредственно перед ним. При этом первое лицо в цепочке имела преимущество: она получала задание менее сложное, чем другие.

 

Как далеко в этой длинной цепи передалось решение первого? Ученые заметили, что решение первого подопытного влияло не только на следующего в очереди, но и на третьего и четвертого в цепи, то есть тех, что не контактировали с первым напрямую. Однако с удалением от источника влияние уменьшался – и в последней личности в цепи уже не сказывается.

 

«В заключительной симуляции мы продемонстрировали, что влияние, которое исчезает с социальной дистанцией, связанный с переоцененными ошибками других, а также с информационным искажениям при распространении», – говорит Мосаїд. В глаза бросилось то, что люди имеют большое влияние не только на решение своих друзей, но и на взгляды друзей друзей.

 

«Наш результат помогает понять процессы социального распространения. Мы можем продемонстрировать, что решения распространяются между прямыми контактами, как инфекционная болезнь», – подытожила команда.

 

Meinungskette im sozialen Netz

Max-Planck-Institut für Bildungsforschung, 05.04.2017

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика