Новостная лента

Сотрясений – люди и достопримечательности

07.12.2016

 

Продолжение темы. Начало – «Струсов – самое красивое село Тернопольщины».

 

 

О безумная истории бывшего городка Встрясок мы уже рассказали, а теперь расскажем о его “изюминки” и известных струсівчан. Сразу заметим, что последние – действительно выдающиеся личности, совсем не местечкового, а по крайней мере галицкого или даже общеукраинского уровня.

 

 

Со второй половины XIX века в Струсове начинает активно развиваться украинское общественное жизни. Еще в 1877 году в городке открыли Народную читальню, которая с 1884 года становится читальней “Просвете”. Тогда же в городке появляется молодой и очень активный греко-католический священник а. Теодор Цегельский, который до самой смерти в июне 1939 года 55 лет фактически возглавлял местную украинскую общину.

 

А. Теодор Цегельский

 

Отец Теодор занимался не только делами духовными, но и общественными. В 1896 году вместе с батюшкой Иваном Гарматієм и группой активных крестьян он фундує политико-экономическое общество “Хлопская Совет”. Деятельность “Совета” планировалось распространить на территорию всей Галиции, но не сложилось (а чтобы “свято место” не пустовало, то впоследствии был “Сельский хозяин”). В 1901 году в. Теодор становится первым председателем филиала “Просвиты” в Теребовле. Чуть позже, в 1904 году, в Струсове батюшка создал сберегательно-кредитный кооператив “Собственная помощь”, один из крупнейших в крае. Мероприятиями е. Теодора в Струсове также строят Народный дом.

 

Автохтоны уверяют, что это и есть бывший Народный дом, перестроенный по “советам”

 

 

Каменный храм Св. Николая (1930), одна из главных архитектурных доминант городка, тоже поставь усилиями неугомонного священника.

 

В состав Струсівської прихода, кроме собственно Струсова, входили и близлежащие села: Рождественское, Бернадівка и Зависть. Последнее, напомним, является родиной патриарха Иосифа Слепого. Духовное формирование будущего предстоятеля УГКЦ формировалось в значительной степени под влиянием проповедей о. Цегельского.

 

Церковь Св. Николая возведена мерами о. Цегельского

 

 

Прославила Сотрясений и семья Горняков. “Патриархом” славного рода был Осип Гирняк (1848-1926). Полвека он прослужил дьяконом в струсівській церкви. В некрологе (“Дело” от 22 мая 1926 г.) сказано что он принадлежал не только к лучших и самых сознательных единиц среди наших дьяков, но и до лучших сыновей украинского народа… Был образцовым отцом и воспитал своих детей не только на радость себе, но и на пользу целого народа”.

 

В некрологах обычно преувеличивают достоинства покойников, но в этом случае авторы сообщения не преуменьшили, ибо господин Осип воспитал замечательных детей – 7 сыновей и дочь.

 

Все сыновья Осипа Горняка получили высшее образования. Даже сейчас для такой многодетной семьи такое непросто, а что уж тогда? Наибольшую известность среди них получил Иосиф Гирняк – один из самых талантливых актеров Курбасовской “Березиля”.

 

Его актерский дебют состоялся в Театре Украинских Сечевых Стрельцов, в ряды которых Иосиф (как и его братья Никифор и Владимир) вступил добровольцем. За 5 лет судьба забросила Иосифа Гирняка в Киев, где он был актером “Молодого театра”. Впоследствии Иосиф играл в Харькове в упомянутом “Березолі” и в Киевском театре юного зрителя. В 1942-1944 гг. работал в драматической труппе Львовского оперного театра, где впервые на украинской сцене поставил знаменитого шекспировского “Гамлета”, а также “Каменного хозяина” Леси Украинки, “Осаду” Юрия Косача и “Мину Мазайло” Николая Кулиша.

 

Марьян Крушельницкий и Иосиф Гирняк

 

 

Интересно, что отец хотел, чтобы Иосиф делал духовную карьеру. Осознавая одаренность сына, он мечтал, что тот станет по крайней мере епископом. В определенной степени эта мечта сбылась.

 

“Ваш добрый отец не ошибся в своих мечтах видеть Вас с митрой на голове, – писал Иосифу Горняке его друг и земляк патриарх Иосиф Слепой. – Хотя она не церковная, но, употребляя традиционного выражения Вашего искусства, которому служили всю свою жизнь, Вы получили честной, благородной и жертвенной трудом для украинского народа венок Мельпомены, чем Вы есть для нас всех дорогим и верным сыном украинского народа, которому служили верно судебным талантом, что его Вам дал Бог”.

 

Братья Иосифа тоже стали уважаемыми людьми. Юстин – священником, Юлиан – профессором химии и математики, Евгений – ветеринаром, Никифор – доктором философии, Емельян – управляющим народной школы, Владимир после окончания университета тоже намеревался учительствовать, но через его активную патриотическую позицию польская оккупационная власть наложила на то запрет.

 

Никифор Гирняк – атаман (майор) УСС, доктор философии (фото – Википедия)

 

 

Немалый след в украинской культуре оставила и струсівчанка Ольга Сытник-Слепая – автор первого украинского перевода знаменитого романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Кроме того, она перевела на украинский повесть “Житель Аляски” Джеймса Оливера Кервуда и “Девушку с Лімберлосту” и “Рябого” Джейн Стреттон-Портер.

 

Ее мужем был Родион Слепой – родственник патриарха Иосифа Слепого. Как и Горняки, Родион был сечевым стрелком. После войны выучился в Вене на врача. Как медик вступил в ряды дивизии СС “Галичина”. В бою под Бродами Родион попал в советском плену, где и умер в лагере в 1948 году.

 

Некогда советская, а ныне российская пропаганда рисует дивизионников как антисемитов. Тем временем почти три года Ольга Сытник-Слепая и ее муж Родион прятали у себя дома соседа-еврея Матиса Каца.

 

Дом-музей семьи Горняков

 

 

Семьи Горняков и Ситников-Слепых жили рядом, дружили. Ольга Слепая, младшая дочь Ольги Сытник-Слепой, как краевед впоследствии немало сделала для сохранения истории села. По ее инициативе, в доме Горняков 2006 года обустроили музей.

 

Что здесь можно посмотреть

 

Сотрясений лежит вдоль оживленной трассы Тернополь-Черновцы, поэтому транспортная досягаемость и качество дороги здесь хорошие. Экскурсию экс-городком лучше всего начинать от архитектурной доминанты – величественного неоготического костела Св. Антония. Благодаря тому, что этот храм стоит на холме, его стремительный шпиль кажется еще выше.

 

Костел святого Антония

 

 

От второй половины XVII века и до середины XVIII-го здесь стояла часовня, которую обслуживали монахи-кармелиты из Теребовли. Собственная римо-католическая парафия в Струсове появилась 1767 года. Каменный костел построили в 1894 (1892?) – 1902 годах на средства Агенора Ґолуховського. Изначально храм освятили в честь Матери Божьей Святого Розария.

 

После 1945 года храм превратили в зернохранилище. Верующим его вернули только в 1990 году. Его заново освятили в честь Св. Антония.

 

Сразу через дорогу от костела сверкает золотыми куполами уже упомянутая церковь Святого Николая. Купола перекрыли только в этом году, от начала они были крыты обыкновенной оцинкованной жестью.

 

 

Позади храма видим еще один чрезвычайно интересной объект – дворец Лянцкоронских-Ґолуховських. В первой части текста о Встрясок мы вспоминали, как за Лянцкоронских было разобрано на строительные материалы руины замка Сотрясений. Именно на возведение дворца и пошло в XVIII веке замковое камней.

 

Дворец (фотография – «Украинские памятники архитектуры. Наследие»)

 

 

Дворец в Струсове – великолепный образец классической аристократической усадьбы. Несмотря на огромные размеры он выглядит легким и изящным, органично вписываясь в огромный, когда-то барский парк.

Современный вид дворец приобрел во второй половине XIX века, когда старое здание кардинально перестроил новый владелец местечка граф Юзеф Мария Ґолуховський.

 

Выдающимся представителем семьи Голуховских был Аґенор Ґолуховський. Он был не просто графом (одним из многочисленных галицких графов), а еще и наместником Галиции. То есть, вторым после императора человеком в крае.

 

Последним владельцем дворца и целого Струсова был львовский воевода Петр Дунин-Борковский. Дворец был приданым его жены Марии, дочери Юзефа Голуховского.

 

Сейчас на территории бывшего имения действует детский интернат.

 

Довольно интересной (и даже уникальной) памятником Струсова есть местная божница.

 

Синагога

 

 

Струсивська синагога своими очертаниями мало чем отличается от своих местечковых “посестер”. Однако она имеет свои уникальные “изюминки”. Например, внешние стены большинства синагог традиционно покрывались штукатуркой. Здесь же он изначально не предполагался.

Стены местной синагоги сложены из необработанных блоков красного теребовлянского песчаника. Архитектурная выразительность достигается с помощью использования контрастных элементов из белого тесаного известняка. Строители очень удачно сочетали белый и красный камни для декорирования окон. Из белого камня построено также «полуколонны», что украшают южный и юго-восточные рога. Не фоне красных стен это выглядит довольно эффектно.

 

Такое оригинальное сочетание цветного камня встречаем только в Струсівській синагоге

 

Есть здесь и своя загадка. Считается, что синагогу построили в 1861-1862 годах. Об этом сообщает мемориальная таблица над входом, где читаем (конечно, на иврите):

«С помощью Творца Вселенной завершен наш святой дом в год ЭТО ВРАТА ГОСПОДА, праведники в нее войдут».

 

Евреи вместо цифр используют буквы. Сумма цифровых значений выделенных букв дает 5622 год. То есть, 1861 или 1862 год в обычном летоисчислении. “Или” употреблено, потому что начало еврейского года не совпадает с началом христианского.

 

Фундационная таблица со следами пуль

 

 

Несмотря на это, синагога, скорее всего, самая древняя – принадлежит ли не до второй половины XVIII века. Бросается в глаза, что фасад принципиально отличный от других стен. Например, здесь напрочь отсутствуют элементы белокаменного декора, зато присутствуют остатки штукатурки. Получается, что строители украсили окна боковых стен и тыла, а с фасадом – поленились? Логичнее выглядела бы противоположная ситуация.

Кроме того, стена фасада значительно тоньше других и даже тоньше перемычку, которая отделяет «зафасадне» помещение (его использовали как женскую галерею) от молитвенного зала. Все это ярко указывает, что фасад пристроили позже.

 

Проход к молитвенному залу. Скорее всего, когда-то это был внешний мур

 

 

Дата на мемориальной доске, скорее всего, указывает не на год завершения строительства храма, а лишь на время ее завершения большой реконструкции. На более древний возраст здания указывает и название «Большая синагога». В еврейских штетлах «Большими» традиционно называли средневеково-ренессансные оборонные синагоги – в отличие более поздних «малых». Впрочем, это все предположения. Точку после исследований и экспертиз должны поставить специалисты.

В послевоенное время синагогу использовали под склад, а после – под столярную мастерскую. Несколько последних лет здание пустует.

Интересно, что из мусора внутри оказался лишь «наследство» по столярах и пустые бутылки бездельников. Традиционного для многих заброшенных зданий стихийной свалки здесь и близко не видно. Женщина, которая проходила рядом, коротко объяснила этот феномен:

 

— И то Божий дом! – искренне удивилась она. – Кому нужно грех на душу брать?

 

Каминная таблица осматривая напоминает еще об одном событии из истории Струсова. Хорошо видно, что известняковая плита густо иссечена пулями. При чем стреляли прицельно, стараясь попасть именно в надпись.

 

Конец еврейского Струсова (а иудейская община здесь известна с начала XVII вв.) был таким же, что и в других городках.

8 июля 1941 года немецкое войско вошло в Струсова. Уже 26 июля оккупанты расстреляли первых 6 евреев. В августе 1942 года нацисты расстреляли еще 20 человек. Тогда же 646 человек вывезли в лагерь смерти Белжец. Остальные 322 депортировали к Теребовлянского гетто, откуда большую часть вскоре отправили к тому же Белжеця. Для тяжелых работ оставили только самых здоровых и сильных. Их расстреляли весной-летом 1943 года во время ликвидации гетто.

 

Belz Мемориал в память уничтоженной струсівської общины в Белжеці

 

 

О некогда большую еврейскую общину Струсова сейчас напоминает лишь синагога, несколько домиков типично еврейской архитектуры и жалкие остатки киркута, где сохранились лишь два надгробия-мацевы.

 

Надгробия на старом кладбище (фотография myshtetl.org)

 

 

Кладбище лежит сразу белые выезда из села, как идти в сторону Черновцов. Через дорогу от еврейского некрополя – христианский. Здесь можно увидеть немало интересных памятников ХІХ-ХХ вв. Среди них как продукция местных мастеров, так и высокохудожественные произведения профессиональных скульпторов. К тому же отсюда открывается прекрасная панорама села.

 

В завершение – о древнейшей и одновременно интересную струсівську памятку.

 

В урочище Чертова Дебра, там, где некогда стоял замок Струсов, возвышается храм довольно интересной барочной архитектуры.

 

 

Считают, что в конце XVI века это место обжили монахи-василиане, которые рядом с замком заложили монастырь. Не исключено, что василиане поселились на ранее обжитом месте, где еще от княжеских времен жили какие-то монахи-отшельники. Возможно даже, что еще раньше здесь было язничницьке святилище, как это видим в Пуще Отшельника возле Кринцилова ли в монастыре в Сатанове.

 

 

Остатки выдолбленных в скале келий и подземную церковь Св. Николая можно увидеть и сейчас. Сохранился и фрагмент замкового подземелья.

 

Подземная церковь Св. Николая

 

 

В XVIII веке тогдашний владелец Струсова воевода киевский Франциск Салезий Потоцкий выделил монахам 60 тысяч злотых на строительство нового храма и келий. В декабре 1772 года был завершен проект новых сооружений монастыря и церкви. Надзор за строительством проводил монах-архитектор, который специально прибыл из Константинополя. Уже в 1775 году над древними пещерами было возведено новое барокко церковь, которую тоже назвали в честь Св. Николая.

 

Первым игуменом монастыря стал отец Епифаний Ляхоцкий.

 

После установления в Галиции власти Габсбургов, по приказу Вены, было закрыто большинство монастырей обоих католических обрядов. Храм Св. Николая был превращен в костел. Римо-католики здесь хозяйничали до большого пожара 1891 года. Ремонтировать уничтожен огнем храм они не стали и вскоре начали возведение упомянутого здесь неоготического костела.

 

В возрожденном храме

 

 

Храм простоял в запустении более столетия. Восстанавливать святыню начали только в 1994 году. На сегодня процесс реставрации почти завершено.

 

 

От храма с пещерами открывается не самая красивая панорама Струсова.

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика