Новостная лента

«Совершенный, добросовестный и добросовестный»

29.04.2016

 

Исполняется 160 лет со дня рождения известного львовского скульптора, преподавателя Львовской художественно-промышленной школы Петра Віталіса Гарасимовича (Harasimowicz Piotr Witalis, 1857-1914). Хотя П.Гарасимовичу не суждено творить величественных монументов, его работы стали украшением львовских домов и интерьеров.

 

Родился Петр Виталис 29 апреля 1857 года в Варшаве. Его отец Юзеф Гарасимович был причастен к антироссийского восстания 1863-1864 годов, поэтому семья была вынуждена уехать в Галицию. Петр учился в 1874-1875 годах в Краковской школе искусств, затем учился в мастерских львовских скульпторов Тадеуша Сокульского (1875-1876) и Леонарда Маркони https://zbruc.eu/node/42246 (1877-1879). Свою изобразительную мастерство совершенствовал в Флоренции в 1882-1884 годах.

 

Младший брат Петра, Марцелл (1859-1935) также посвятил себя искусству – учился в Кракове, а заканчивал учебу в Мюнхенской академии искусств.

 

После учебы во Флоренции Петр вернулся во Львов, где основал свою мастерскую в отеле «Европейский» на Марийском площади (ныне пл. Мицкевича) впоследствии создал мастерскую на ул. Пекарской, 8. Сначала занимался преимущественно сницарством и резьбой по дереву. В частности, создавал рамы в стиле рококо для Митрополичьих палат Святоюрской горе.

 

Исследователь львовской скульптуры Юрий Бирюлев писал, что занимался П.Гарасимович и архитектурной пластикой. «С болью в сердце отложил подальше сницарку и перешел к декоративно-монументальной пластики. Уже от 1884 года начал делать орнаментальный декор домов в гидравлическом извести и гипсовых отливах» 1.

 

В отличие от «сберегательного» стиля первой половины XIX века, Королевский столичный город Львов в последние десятилетия позапрошлого века не стеснялось украшать свои дома. Делалось это преимущественно в стилях историзм (необарокко, неоренессанс, неоготика) за счет копирования готовых образцов и шаблонов архитектурных элементов. Хоть в сотрудничестве скульпторов и архитекторов встали и оригинальные фасады и интерьеры.

 

Ю.Бирюлев пишет: «Необарокко и неорококо воцарились в его трудах 1890-1900 гг. Тогда он стал ведущим мастером в области декоративно-монументальной скульптуры и отодвинул на второй план своего учителя Маркони. От 1895 года Гарасимович преподавал декоративную скульптуру в львовской Художественно-промышленной школе. В его мастерской проходили в то время многочисленные скульпторы-начинающие, такие, как Бы.Солтис, Из.Отто, С.Вуйцик, С.-Е.Чапек, Сек.-К.Островский, а заказчиками были лучшие архитекторы столицы Галичины» 2.

 

 

Перейдімося улицам города, где еще сохранились оригинальные работы Петра Гарасимовича. Одной из первых его крупных работ в Львове стало убранство военного касино на вул. Фредра, 1 в 1885 году (архитектор Ян Шульц). Здесь видим, в частности, над окнами фигуры Венеры и Марса.

 

Неподалеку на Академической (теперь проспект Шевченко), 20 Петр Гарасимович украсил скульптурами А.Мицкевича и Ю.Словацкого крыле дома на углу ул. Зиморович (теперь Дж. Дудаева).

 

 

В сутки сецессии он создал рельефы с музыкальными инструментами и металлические фигуры лебедей на аттиках здания Галицкого музыкального общества (теперь областная филармония). Этот репрезантаційний дом поставь 1907 года на вул. Хорущина (ныне П.Чайковского) , 7 по проекту Владислава Садловского.

 

 

Дом №16 на улице Коперника украшают барельефы арф и муз, созданные скульптором Петром Гарасимовичем. Это строение перестроил 1888 года Иван Левинский для мастера фортепиано и органов Яна Слівинського.

 

В 1870-х годах владельцем дома на вул. Театральной, 9 стал книжник и издатель Владислав Ґубринович (1836-1914), который построил в 1890-1892 годах на этом месте новое строение по проекту Юзефа Каэтана Яновского. Трехэтажное здание построено в стиле неоренессанса с островерхими крышами и пилястрами. Но наибольшую украшение дома составляют бюст польских писателей, созданные скульптором Петром Герасимовичем и установленные в нишах между окнами второго этажа. Это скульптурные портреты Яна Кохановского, Адама Мицкевича (со стороны ул. Театральной), Зигмунта Красинского, Юлиуша Словацкого, Юзефа Игнатия Крашевского, Адама Асника (со стороны ул. Памвы Берынды).

 

Дом на вул. Карла Людвига (теперь проспект Свободы), 29 построен в переходном стиле от историзма к сецессии в 1901-1902 годах по проекту Якуба Соломона Кроха и Мавриція Зильберштайна. Фасад декорирован балконами с металлической балюстрадой, лепниной и завершен аттиком. Дом был соединен узким пассажем с домом №8 на ул. Леся Курбаса. Над воротами, под балконом стоит обратить внимание на голову мифического духа-покровителя, который должен был бы охранять этот дом. Его, а также девичьи бюсты в нишах над окнами третьего этажа, создал Петр Виталис Гарасимович.

 

Принимал он также участие в убранстве Львовской оперы. Скульптурные украшения зала зрителей исполнили в 1899-1900 годах под руководством Петра Гарасимовича Петр Вийтович, Эдвард Подґурський, Джоано Джованетти и ученики Львовской художественно-промышленной школы. Зал поражает великолепием золоченых скульптур и украшений на фоне красного плюша кресел и обивки. Балконы украшают гипсовые скульптуры атлантов, кариатид, муз, гениев, а также гермы.

 

Над авансценой помещены скульптуры работы Петра Войтовича – крылатого Гения и богини Искусств, которые держат герб Королевского столичного города Львова и лавровую ветвь.

 

Потолок театрального зала украшает круглый плафон, разрисованный под руководством Станислава Рейхана. По кругу установлено также гипсовые барельефы-медальоны работы П.Гарасимовича и Е.Подгурського, на которых изображены 10 знаменитых польских актеров ХVIII – начала ХХ веков: Алоиза Жулковського, Яна Валерия Круликовского, Агнешки Марианны Трусколяської, Казимира Овсінського, Віталіса Смоховського, Юзефа Рихтера, Феликса Бэнды, Яна Непомуцена Новаковского, Гелены Моджеєвської, Анели Ашперґерової.

 

Небольшая улица Богдана Лепкого расположена между улицами Городоцкая и Ноябрьского Чина. Ее проложили в 1885 году и назвали Браеровской, ибо пролегала через Браєрівку, удел семье Браєрів. «Над воротами дома №6 были установлены горельефы гениев музыки и литературы, окна на фасаде обрамлено львиными масками, бюстами Марса и Минервы, фигурками грифонов, а в вестибюле скульптор украсил стены четырьмя медальонами с барельефами на античные темы» 3.

 

Изысканный декор на античные темы работы Л.Маркони также украшает дом № 6. Над воротами видим две крылатые фигуры, символизирующие Музыку и Скульптуру. А в широких сенях привлекают внимание медальоны с барельефами на античные сюжеты.

 

Фасад каменного дома под №14, построенного в стиле историзма в 1890-х годах, украшают над окнами третьего этажа два бюст в античном стиле – врача Гиппократа и римского императора и философа Марка Аврелия.

 

Работ по кладбищенской пластики в творчестве П.Гарасимовича немного. В глубине Лычаковского кладбища стоит уничтоженная временем и непогодой часовня Кшижанівських и Цетнеров, построенный в 1890-1891 годах по проекту архитектора Яна Томаша Кудельського. Скульптор создал для часовни пластический декор в стиле неоготики, фигуру Божьей Матери и оригинальные металлические химеры на водосточных трубах.

 

По дороге к кладбищу видим на вул. Пекарской, 19 дворец Семенських-Левицких. В 1891-1894 годах Петр Виталис Герасимович занимался отделкой фасада и интерьеров дворца в стиле Второй французской империи (часто называют его еще «стилем Третьей империи»: первая – империя Карла Великого, вторая – Наполеона Бонапарта, третья – его племянника Наполеона III). На восток от главных ворот расположен въезд до конюшен и манежа, украшенный двумя головами коней. Ведь владелец дворца, граф Вильгельм Станислав Сєменський, был президентом Галицкой комиссии по коневодству, именно он и инициировал отделки собственного дворца такими элементами.

 

Мы осмотрели только часть наследия П.Гарасимовича в Львове. Занимался он декорацией фасадов и интерьеров: дворцов Фредро в Беньков Вишни, Бадени в Буске, Баллов в Тулиголовому, Скшинських в Журавном; зданий в Станиславе, Черновцах. В частности, в Ряшеве П.Гарасимович декорировал в стиле маньеризма здание ратуши, построенное в 1897-1898 годах по проекту архитектора Франца Сковрона.

 

Предлагал на конкурс и свой проект памятника Адаму Мицкевичу во Львове, но до реализации дождались его более скромные проекты памятников поэту в Гусятине и Теребовля на Тернопольщине.

 

В 1910 году профессор Художественно-промышленной школы П.Гарасимович жил с семьей на вул. На Скалке (теперь Скальная), 1. Умер он 20 июля 1914 года, когда на Европу стремительно надвигалась катастрофа мировой войны. Похоронен в фамильном склепе при главной аллеи на 35 поле Лычаковского кладбища.

 

«Gazeta Lwowska» писала в некрологе:

 

«Петр Виталис Гарасимович, художник-скульптор и профессор Промышленной школы умер вчера во Львове, после долгих страданий, на 58 году жизни. Происходил из Варшавы, откуда маленьким ребенком уехал с родителями после последней метели за границу, поэтому посетил Львов, где работал как талантливый скульптор, чтобы потом, получив должность профессора в Промышленной школе, снискал репутацию безупречного, добросовестного и добросовестного педагога.

Человек очень честный и порядочный, добрый коллега, снисходителен для молодежи профессор – получил св. пам. Петр Гарасимович уважение и любовь широких кругов нашего города, в литературных, журналистских, художественных кругах которого брал своего времени выдающееся участие.

Кропотливая работа с содержание женщины и детей, которых чрезвычайно сердечно любил, а в конце затяжная болезнь, которая уничтожала его организм, заставили св. пам. Петра Гарасимовича до ухода в домашнее затишье, откуда вчера долетела печальная весть о его смерти, вызывая везде неподдельный сожалению.

Во Львове он оставляет много следов своего полезного и прекрасного труда; оставляет гроно искренних друзей и многочисленные отряды благодарных учеников» ⁴.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Бирюлев Ю. Львовская скульптура от раннего классицизма к авангардизму… – Львов, 2015. – С. 270-271.

 

2 Там же. – С. 272.

 

3 Там же. – С. 271.

 

⁴ Gazeta Lwowska, nr. 164/1914. 22 lipca 1914. S. 4.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика