Новостная лента

Советы от классиков начинающим

07.03.2016

 

У современного автора – гораздо больше вариантов для публикации собственных произведений, чем было, скажем, еще каких-то двадцать лет назад: от личных страниц авторов в социальных сетях в самых разных интернет-площадок. А впрочем, количество желающих издать собственную бумажную книгу как своей, так и чужой счет, неуклонно увеличивается.

 

Как присоединиться к погоне за литературным признанием и не облажаться? Что для этого нужно знать? Какие книги читать? Об этом и о много чего другого, включая уместными примерами как из личной жизни, так и творческой деятельности известных мастеров слова – в книге Ростислава Семкива, первом издании основанного лишь в 2016 году издательства «Pabulum» – «Как писали классики».

 

 

Как мне кажется, для каждого молодого автора первоочередным должно быть не вопрос «Где и как опубликоваться?», а прежде всего, остальное – «Как научиться хорошо писать?». Поэтому книга должна пригодиться тем, кто уже твердо решил избрать стезю писательства, но еще не знает, что с этим своим намерением делать дальше.

 

Ростислав Семкив начинает со слова, которое могло бы быть удивительно красноречивым призывом: «Представьте!». А потом, детально анализируя творчество выбранной «семерки», рассказывает, каким образом можно лучше всего описать все придуманном, превратив в настоящую литературу. Перед читателем, словно на импровизированной сцене поочередно появляются: Герцогиня (Агата Кристи), трое Пророков (Оруэлл, Брэдбери, Воннеґут), Суперпішак (Кундера), Полковник (Варгас Льоса) и Кентавр (Эко). И складывается впечатление, что на самом деле попал в команду супергероев, которые, если и не спасут от одиночества или очередного эмоционального кризиса, то, как минимум, будут побуждать к направление своей энергии в продуктивное русло. А уж от чего они наверняка смогут спасти, так это от нежелания и скуки.

 

Каждый из героев книги «Как писали классики» (которые все вместе, под одной обложкой, сами стали некими персонажами романа о писание), прошел неповторимый путь становления своей творческой личности. Забывая обо всех вокруг, они убегали от навязчивой реальности в отдаленные миры собственной фантазии.

 

Брэдбери, например, такие путешествия в пространстве и времени давались достаточно легко. Он просто каждый день убегал от своей семьи до подвала университетской библиотеки, где имел возможность спокойно работать. Там он арендовал пишущую машинку и за неделю набирал свой шедевр (речь идет прежде всего о «451° по Фаренгейту»). Пока Рэй начал получать первые серьезные гонорары, материальное обеспечение семьи ложилось на плечи его жены Марґаріт. Повезло, что на литературный успех не пришлось долго ждать, да и он был вполне заслуженным: еще до публикации своего первого романа, Брэдбери успел написать около трех миллионов слов. Вспоминая этот красноречивый факт, Ростислав Семкив вполне справедливо замечает: вряд ли существует более действенный способ достижения литературного успеха, чем упорный труд. Если и дальше проводить аналогии с путешествиями и побегами, то в жизни Оруэлла они тоже играли важное значение. Только вот их география была несколько иной. Сначала он бросил свою работу в Бирме, где служил в полиции, и вернулся в Лондон. Затем отправился в Испанию, чтобы бороться против фашистской диктатуры…

 

Для своей книги Ростислав Семкив выбирает только семь писателей, и тем не менее, с их помощью выстраивает пусть и кажущуюся, но в то же время очень оригинальную литературную конструкцию на фундаменте XX века, – такой себе «дом письма для тех, кто в теме». Нити повествования соединяют Центральную Европу с Западной, а Северную Америку с Южной… И это, хочется надеяться, лишь начало.

 

«Как писали классики» – достаточно краткий пересказ опыта семи мастеров письма, у каждого из которых был совсем другой путь к успеху… и своя нерешенная проблема. Агата Кристи заключила пари с сестрой, и через это что намерена издать свой первый роман. Оруэлл несколько лет прожил в беднейших районах Лондона и Парижа, изучая жизнь низов. Рэй Брэдбери всего лишь объединил ряд своих рассказов в один роман. Льйоса едко описал родную страну, находясь за границей. Воннеґут пережил бомбардировку Дрездена. Кундера был вынужден эмигрировать. Умберто Эко просто запасался терпением.

 

И если для кого-то пережитая психологическая травма может стать началом конца, бесконечным кошмаром, которое навсегда лишит сна, то для писателя это обычно лишь очередной (возможно, наиболее сильный) толчок к творческой активности. Каждый из них переживал свои травмы и находил побуждения к письму в разный способ, а собственные советы формулировали то в отдельных книгах (как Варгас Льйоса), или в публичных выступлениях (как Воннеґут), литературоведческих трудах (Эко).

 

Ростислав Семкив выбирает для своей книги очень удачную структуру, и рассматривая только семерых писателей, охватывает практически все XX века, вспоминает и о Фолкнера и Маркеса, и про Миллера и Буковски. Придерживаясь в общем хронологической последовательности, он одновременно словно каждый немного погружается в литературный контекст момента, и непременно достает оттуда что-то интересное. Так одновременно с советами к письму, мы узнаем об авторах «нового романа», которые, сознательно разрушая сюжет, лишь усиливали желание читателя его реконструировать – и это было, как представляется, их настоящей целью: заставить читателя признать свое поражение в битве с безликим автором. Или же – замечаем благодаря Семкиву уместны такие случайности, как-то практически одновременная публикация первого романа Льосы «Город и псы» и выдающегося произведения для Кортасара – «Игра в классики».

 

Каждый раздел книги «Как писали классики» условно разделен на три части: биография, в которой можно найти то, что подтолкнуло автора к писанию; советы от самих авторов; анализ механизмов их успеха. Вне этим Ростислав Семкив еще и дополнительно выделяет «Основные правила письма» каждого из авторов, где тезисами подытоживает все, о чем говорилось в предыдущей части. Их можно смело распечатывать и вешать себе на стену (кстати, идея для молодого издательства!), но в первую очередь – к ним стоит прислушаться. (Не забывая, конечно, при этом, что само по себе слепое подражание совсем ничего не гарантирует).

 

Цель Семкива кажется вполне очевидной, и в то же время почти невыполнимой: передача некой истинной и общей для всех авторов, универсальной концепции развития литературы. Попытка аккумулировать и подчеркнуть самое главное, то, что понадобится уже новому поколению писателей. Когда-то и они, в свою очередь, смогут поделиться секретами профессии – и так процесс письма всегда будет оставаться непрерывным. Кутзее предполагает в одном из своих романов: возможно, Бог (существует он в действительности или нет) написал столь протяженное слово, что мы до сих пор не в состоянии его прочитать? Тогда кто-то должен выступать в роли своеобразного медиатора. Тогда любые попытки создать условный пособие из художественного письма уже сами по себе заслуживают немалой похвалы; тем более, настолько удачные попытки.

 

Подобных книжек на украинском рынке почти нет. Конечно, это нишевые издания; они нужны прежде всего для того, чтобы оживить литературный процесс, способствовать трансляции ценного опыта. Поэтому особенно приятно, что новое издательство стартовала именно с такой книги, сделанной качественно. Это хороший способ привлечь к себе читательское внимание, особенно учитывая основную деятельность организации – литературные школы и тренинги.

 

Еще в начале книги, во вступительном слове, Ростислав Семкив обещает уберечь читателей «от избытка лишних деталей», и когда перелистываешь последнюю страницу книги понимаешь: он таки сдержал слово. Его тексты лаконичны и убедительны; он как будто и сам идет советам тех, о ком пишет, и сохраняет при этом свой собственный голос – иногда печальный, а порой ироничный. Если искать сходства с музыкальным искусством, то это похоже на хорошее выполнение современным музыкантом целого концерта любимых классических произведений – интерпретация с уважением к аутентике, и достаточно свободная импровизация одновременно.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика