Новостная лента

Создатель «Византийского хора»

03.03.2016

 

1 марта исполнилось 100 лет со дня рождения украинского оперного певца, хорового дирижера, музыковеда и публициста Мирослава Антоновича.

 

Судьба вготувала для него немало испытаний, но, будучи человеком оптимистичной и сильной духом, сумел достойно их пройти. Вынужден был искать убежище далеко за пределами родной земли, но даже в нелегких реалиях не забывал о музыке, которую считал своим призванием, и тот особый трепет к ней пронес через всю свою жизнь.

 

Мирослав Антонович, Ліцманштадт (Лодзь), 1944

 

 

Родился в городе Долине (ныне – Ивано-Франковщина) в семье судебного чиновника Ивана Антоновича и Екатерины из дома Горбовой, был пятым, самым младшим сыном. Начальное образование получил в Родной Школе» в Долине. Впоследствии учился в польской гимназии в родном городе, где, кроме основных предметов, изучал теорию музыки, пел в хоре, играл на скрипке, мандолине и гитаре. После преждевременной смерти отца пришлось помогать маме (старшие братья учились во Львове) – чтобы уплатить старые долги, парню не раз приходилось подрабатывать изнурительным физическим трудом. В конце концов из-за материальных трудностей таки вынужден был покинуть гимназию и на некоторое время переехал к стрийка в село Восковке на Подолье, где благодарил в местной церкви.

 

Родители Мирослава Антоновича – Екатерина с Горбових и Иван Антонович и их старшие сыновья Богдан, Андрей и Адам

 

 

1931 года Мирослав вернулся домой и погрузился в активную общественно-культурную жизнь, впервые дирижировал хором. В следующем году поступил в 5-го класса Львовской академической гимназии, одновременно пел в хоре Малой духовной семинарии, которым руководил бывший сотник армии УНР и известный в Галичине дирижер Дмитрий Котко.

 

Хор украинской академической гимназии во Львове. В центре – юный дирижер Мирослав Антонович

 

 

Дмитрий Котко

 

 

После завершения гимназической науки (1936) юноша поступил в Львовского университета Яна Казимира, где изучал музыковедение в классе профессора Адольфа Хибінського, слушал лекции по истории искусства и психологии. Эти студии стали определяющими в дальнейшем выборе его научного интереса – давняя украинская и западноевропейская музыка.

 

Адольф Хибінський

 

 

Диплом Львовского университета Яна Казимира, 1936

 

 

Дополнительно частным образом брал уроки вокала у певицы Одарки Бандривской и игры на фортепиано композитора и пианиста Нестора Нижанковского в Высшем музыкальном институте им. М.Лысенко во Львове. Также пел в «Львовском Бояне» (был его стипендиатом), ансамбли «Студио» под руководством Николая Колессы. В 1938 году во Львове проходил конкурс молодых певцов, на котором Мирослав Антонович был отмечен второй премией.

 

Дарья Бандрівська и Нестор Нижанковский

 

 

Кроме этого, Мирослав Антонович проявил себя как публицист. В 1930-х годах активно дописывал до львовского журнала «Украинская Музыка», отстаивая необходимость повышения профессионализма дирижеров и исполнительского мастерства любительских хоровых коллективов Галичины. Также выступал против «обобществления» музыкального творчества, преобразования ее на «легкую музыку» («а понимается под ней в основном модные шлягеры и оперетки»), ибо считал, что в условиях безгосударственности только «настоящее музыкальное искусство» становится «одним из важнейших и самых громких спикеров украинской национальной силы и невміручости, что является в большой степени проявлением бессмертного украинского духа и исконной творческой воли украинской нации».

 

Полоса числа 9/10 журнала «Украинская Музыка» за 1938 год со статьей Мирослава Антоновича

 

 

В течение 1939-1941 гг. учился в Львовской консерватории им. М.Лысенко на вокальном и музикознавчому отделах. Одновременно работал солистом ансамбля Львовского радиокомитета.

 

Мирослав Антонович, Львов, 1938

 

 

После начала немецко-советской войны уехал в Вену, где впоследствии с целью усовершенствования искусства вокала поступил в Музыкальную академию, возглавлял музыкальную секцию студенческого общества «Сич». В 1942-1945 гг. пел в театрах Линца и Ліцманштадта (немецкое название Лодзи), где исполнял ведущие партии в операх Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера. Чтобы обеспечить себя материально, также работал на местной фабрике, выполняя тяжелую физическую работу.

 

Мирослав Антонович в опере Бедржиха Сметаны, 1942

 

 

На протяжении 1946-1948 гг. М.Антонович находился в лагере перемещенных лиц в Новом Ульме (Германия), где был музыкальным руководителем и директором театра «Развлечение», дирижировал оркестром. Руководил хором украинской греко-католической семинарии в Гіршберзі.

 

В 1948 году вместе с семинаристами переехал в монастырь отцов Августинов в Кулемборзі (Нидерланды), успешно концертировал Нидерландами, руководил хором украинской духовной семинарии и преподавал литургическое пение. Одновременно изучал музыковедение в Утрехтском университете у выдающегося нидерландского музиколога Альберта Смієрса. В 1951 году защитил докторскую диссертацию по музыкознания (западноевропейская музыка XV–XVI веков).

 

Того же года после реорганизации украинской семинарии в Кулемборзі организовал «Византийский хор» и на протяжении сорока лет был его руководителем и дирижером. Достоин удивления тот факт, что все певцы хора по происхождению были голландцами (люди разных профессий и вероисповеданий) и под влиянием своего идейного вдохновителя выполняли только украиноязычный репертуар, гастролируя по странам Западной Европы и Северной Америки. Это был настоящий успех украинского музыкального исполнительства, ведь каждое выступление «голландских казаков», как их стали называть, сопровождали щедрые овации и одобрительные отзывы в европейской прессе. По случаю 25-летия деятельности «Византийского хора» его дирижер был награжден званием Рыцаря Ордена Оранье-Нассау», полученного им из рук Ее Величества Королевы Нидерландов.

 

Украинский «Византийский хор» из Утрехта, Нидерланды

 

 

В 1953-1954 годах Мирослав Антонович стажировался в Гарвардском университете под руководством Отто Ґомбоші. От 1951 года занимал должность ассистента, в 1954-1982 годах – научного сотрудника Института музыковедения Утрехтского университета. От 1967 года – чрезвычайный профессор Украинского католического университета в Риме. Произносил доклады по вопросам украинской музыки на международных музыковедческих конгрессах в Утрехте (1951), Оксфорде (1955), Париже (1957), Зальцбурге (1964). Помещал статьи об украинской музыке в украиноязычных газетах и журналах: «Богословія», «Известия», «Колокола», «Записки НТШ», «Украинская Трибуна», «Христианский голос» и др. Также сотрудничал с редакциями голландской, бельгийской и немецкой музыкальных энциклопедий, вмещая в них научные статьи, публиковал разведки 5 языках в различных иностранных сборниках и прессе.

 

В 1982 году вышел на пенсию, однако и в дальнейшем оставался активным. За исключительные заслуги в популяризации духовной музыки Папа Иоанн Павел II 1985 года наградил Мирослава Антоновича Орденом Св. Григория Великого.

 

Мирослав Антонович в старшем возрасте

 

 

Умер неутомимый популяризатор украинского музыкального искусства на 90-м году жизни и похоронен в городе Утрехте.

 

Он является автором монографии «Ukrainische geistliche Musik. Ein Beitrag zur Kirchenmusik Osteuropas» («Украинская духовная музыка. Исследование русской церковной музыки») (Мюнхен, 1990), отдельных трудов «The Chants from Ukrainian Heirmologia» («Мотивы украинских ірмолоїв») (Білтговен, 1974), «Кошиц Александр Антонович – композитор церковной музыки и дирижер» (Виннипег, 1975), «Ukrainische geistliche Musik» («Украинская церковная музыка») (Мюнхен, 1990), а также ряда украиноязычных исследований в зарубежных научных сборниках воспоминаний в двух книгах «Между двумя мировыми войнами» (К., 2003).

 

 

Упорный труд Мирослава Антоновича в созидании и пропаганде родной культуры даже в нелегких условиях чужбины кажется истинно подвижническим и является еще одним свидетельством несокрушимости духа украинской нации. Только человек с большим сердцем могла организовать хор из чужаков, которые пели на украинском так, что самих украинцев пробирало аж до дрожи, а европейцы не могли надивиться с той удивительной силы, которая вводила их в живую мистерию украинской песни.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Антонович Н. «Легкая» музыка // Украинская Музыка. — 1938. — Ч. 9/10. – С. 160-162.

 

Долгий А. Человек-легенда. – К., 2000. – 326 с.

 

Луцив В. Мирослав Антонович. Страницы жизни 1917-2006 гг. // Украинская Мнение. – Лондон, 2006. – 3-10 июн. – С. 4.

 

Среда А. Антонович Мирослав Иванович // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. – Львів, 2011. – Вып. 18. – С. 8-12.

 

 

Фотографии:

 

Из экспозиции Долинского краеведческого музея Татьяны и Емельяна Антоновичей «Бойковщина»

 

Долгий А. Человек-легенда. – К., 2000. – 326 с.

 

http://esu.com.ua

 

http://kolokray.com

 

http://archive.li/8zYTI

 

http://museum.dolyna.info

 

http://dcrb.net

 

http://plativky.blogspot.com

 

http://www.lepszypoznan.pl/

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика