Новостная лента

Старый Тернополь: продолжения

22.09.2015

 

Новости типа «под ковш экскаватора пошла очередная архитектурная достопримечательность» давно стали в Украине традиционными. Старую застройку не спасают ни почтенный возраст, ни архитектурное или искусная ценность, ни имена выдающихся людей, с ней связанные. Не абсурдный случай произошел не так давно во Львове (!), когда на улице композитора Ярославенка уничтожили… дом композитора Ярославенка.

 

 

Тернопіль, вул. Шептицкого, 4

 

 

Неравнодушные граждане с этим позорным явлением пытаются бороться. Кто пикетами и другими публичными акциями, кто через медиа… Украинская Галицкая партия, например, делает акцент на судебных исках. Но «бабло» обычно побеждает и зло, и добро, и архитектурное наследие в придачу. Тем более, что мэрские чиновники (независимо от города) и беспринципные застройщики придумали много схем, которые помогают обойти законы и протесты общественности.

 

Например, историческое здание «ставят на реконструкцию». Обещается, что все будет по высшему разряду, даже лепнину с атлантами и кариатидами восстановят… Дом огораживают забором, частично разбирают крышу и по «объективным причинам» оставляют на произвол судьбы. На несколько лет. По тому здание годится только под полный снос. Ни же злого умысла – все объективно, не так ли? Как следствие, «золотая» участок в историческом центре расчищена от «старого хлама», и уже можно тулить высотку. Кому не становится терпения ждать, пока все развалится «самотеком», использует бездомных – мастеров «спонтанных пожаров». Эффект тот же.

 

Ул. Коперника, 9

 

Даже когда застройщики ограничиваются только реконструкцией, результат в основном не лучший. Особенно, когда уничтожают декор и надстраивают этажи (ведь толстенные «цесарские» стены позволяют). Прилагаются к этому уничтожения и «маленькие украинцы», когда лепят непутевый металлопластик вместо изысканных деревянных ставен или проводят утепление (и при этом уничтожают лепнину, монтируют пенопластовые блоки). Про застекленные балконы-«скворечники» вообще промолчим. Наиболее достается старым «австрийским» и «польским» виллам и особнякам, которые в основном не имеют хотя бы какого официального памятникоохранного статуса. Хозяева таких избушек подходят к делу с позиции: «Частная собственность – что хочу, то и делаю». Хотят, в основном, улучшить свое жилье дешево, но очень сердито.

 

Ул. Веселая, 28

 

Энтузиасты истории родного города пытаются по крайней мере в фотографиях зафиксировать еще не уничтоженную историческую застройку. Однако объектив фотокамеры, хоть и способен документально зафиксировать малейшие детали, но передать дух и атмосферу старых улочек – нет. Здесь нужен глаз художника. В Тернополе таким добровольным хранителем старого города стал 40-летний Владимир Поворозник.

 

– У нас в Тернополе, – делится Владимир с корреспондентом «Збруча», – древних образцов архитектуры не так уж и много. Ведь город очень пострадал во время Второй мировой войны. Те, что остались, активно уничтожаются или доживают в напівруїні уже в наше время. Вот и возникла идея – сохранить старый Тернополь хотя бы в картинах.

 

Увековечивать дома на центральных улицах художник отказался сразу. Они и так у всех перед глазами, да и вряд ли им может что-то серьезно угрожать, – вполне резонно решил Владимир. Но, кроме центра, есть еще и не менее интересные окрестности.

 

– В окрестностях нашего города сохранилось немало оригинальных и фактурных домов, заслуживающих внимание, – рассказал художник. – Есть очень интересные по форме, отделкой, лепниной, бордюрами… Домики не повторяются, имеют свой характер. К тому же, именно эти дома из окрестностей больше всего уязвимы. На их защиту не созывают митинги не собирают пикеты. Их часто перестраивают, отделка сбивают, утепляют, достраивают, перепланируют…

 

Художник владельцев не очень-то и осуждает:

 

– Хозяев можно понять, – вздыхает он. – При бешеных ценах на газ или иное топливо и низких доходах среднестатистический дядя между возможностью сэкономить за счет утепления и цесарской лепниной, конечно, отдаст предпочтение экономии. Понимаю, что реставрация и восстановление для большинства владельцев к — межвоенной частной застройки – не по карману… Хотя очень жаль. Порой до слез.

 

Ул. Семьи Барвинских, 3

 

Учитывая технику исполнения рисунков, сразу же пришлось отказаться от походов с мольбертом:

 

– Рисую очень тщательно, – объясняет Владимир, – скрупулезно прорабатывая все детали, поэтому долго. Поэтому из каждого дома предварительно делаю десятки фото. Общие, отдельно каждого элемента декора, дверей, ставней… Из фотографий уже рисую дома. Конечно, убираю современные вывески, столбы с проводами, спутниковые тарелки. «Демонтирую» неуклюжие современные пристройки, когда есть такая необходимость.

 

Ул. Бродовская

 

Обидно, но при подготовительных работах жители и владельцы исторических домов до художника относятся в основном без понимания:

 

– По разному было, – смеется художник. – Бывало, выскочит, дядя, чуть ли не с кулаками: «Чего тут бродишь, для чего фотографируешь?». Бывало, что местные тетеньки воспринимали меня за сотрудника коммунальных служб, начинали жаловаться на проблемы, где у них и что течет, где трещит, проседает… Объяснял, что художник, что нравится их дом, что хочу нарисовать – смотрели, как на чудака, не понимали… Мол, кому эта старая лачуга может быть интересной?

 

Первым в серии «Исчезающий Тернополь» попал дом по улице С. Крушельницкой, 53. Начать именно с него художник решил, потому что дом был не только очень фактурным, но и откровенно «умирал», весь в трещинах, напіввиселений. Дом доживал как не последние дни, то месяцы – стопроцентно.

 

Этот домик по улице С.Крушельницкой, 53 впоследствии рухнул «сам собой».

 

Понятно, что для художника все его картины дорогие. Но самыми любимыми являются первые – уже упомянутый (на улице Крушельницкой, 53), а также дома по улице Князя Острожского – под номерами 15 и 21.

 

Ул. Билецкая, 9

 

Серия «Исчезающий Тернополь» уже, в определенной мере, свою задачу выполнила. Хотя радоваться в этом случае, увы, нечему:

 

– Из нарисованного мной, – рассказывает Владимир Поворозник, – уже два дома, возведенные в самом начале ХХ века, уже полностью уничтожено. Несколько искажены до неузнаваемости и уже не представляют собой никакой художественной или исторической ценности – как, например, недавно очень симпатичный особняк на массиве «Новый Мир». Владелец утеплил его пенопластом и сбил всю лепнину.

 

Дом по Котляревского, 29 во всей красе сохранился лишь на картине

 

Этот же дом сейчас. Плюс утепление и отвратительная пристройка, минус лепнина.

 

В ближайших планах художника – нарисовать еще из 10 домов. Прежде всего тех, что в аварийном состоянии, следовательно под угрозой уничтожения или перестройки.

 

Тернополяне и гости города имеют счастливую возможность ознакомиться с произведениями Владимира Поворозника и его не менее талантливой жены Любы на выставке, которая работает до 26 сентября в Тернопольском художественном музее. В отличие от мужа, она предпочитает не графике, а в живописи, рисует пейзажи.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика