Новостная лента

Стены и стінописання

29.12.2015

Самым громким довколамистецькою событием Франковская этого года, бесспорно, стали дискуссии о стенописи, начали множиться в местечковом пространстве. Радикально противоположные суждения об очередной разрисованную стену демонстрировали либо отсутствие вкуса, либо отсутствие понимания у тех, кто живо и без комплексов высказывал свое мнение в соцсетях, или попытки «концептуалізувати» мотивы изображенного. А после фестиваля «ПортоФранко – Гогольфест» департамент архитектуры города даже устроил публичное обсуждение актуальной темы. С президиумом, журналистами, активистами и сочувствующими. Вышло довольно забавно. «Профессиональные» художники от СХ возмущались, что подобная деятельность происходит без предварительного утверждения эскизов, без решений «художественного совета», а молодое поколение искренне недоумевало, потому что не знало даже о существовании подобных подходов к творчеству. Результатом, как оказалось, была пустая болтовня, что не имела никаких последствий.

 

Новейшая история рисования по стенам местечковых сооружений Франковска насчитывает более десятилетия. Появление аккуратных трафаретных изображений, подписанных ST.UNO (широкой общественности и до сих пор неизвестно, кто скрывался за этим ником), выглядела на то время прогрессивным жестом. Это были сравнительно небольшие по размерам хулиганские граффити, что не претендовали на поиски истины, воспитание подрастающего поколения или снисходительным жестом в сторону спонсора. Эстетический брутализм отвечал поверхности места (хотя одно и тоже изображение можно было встретить в нескольких разных местах) и фактуре среды (трансформаторные будки, двери, архитектурные детали). Это был не единичный случай рисования себе в радость за собственный счет. За два-три года в городе можно было увидеть с пол сотни картинок от этого автора. Нового уже не рисуется, а остатки старых рисунков понемногу исчезают. Кто видел, тот знает.

 

 

Казалось, кто-то рано или поздно подхватит эстафету и продолжит модную традицию. Не произошло. Позже стенопись взялся вездесущий аниматор Ярема Стецик и где-то на окраине города, на территории бывшего завода в 2010 году вместе с коллегами нарисовали «Иисус благословляет путников». Это было частью действа фестиваля Христова города (не больше и не меньше) «Вверх сердца», что несколько лет подряд пропагандирует религиозные добродетели в городе. Локация с рисунком находится относительно далековато и не по дороге, поэтому и не было возможности увидеть ее вживую. Художник выбрал один из распространенных в католицизме сюжетов, умело графически адаптировал и перенес на бетонную поверхность вместе с текстом благословения. Поговаривают, что заказчик – владелец автомастерской рядом, который терпит и поддерживает деятельность Я.Стецика. Участники фестиваля часто используют локацию, как место для концерта, или стацію мотопробега. В замыслах художника есть идея вместе с коллегами украсить стены бывшего завода модерновыми интерпретациями 12 стаций Крестного пути, видимо, чтобы создать место паломничества.

 

 

Следующей волной появления стенописей стал 2014 год. Тогда торжественно и с помпой студенты (и не только) местного ИМ раскрашивали забор Приборостроительного завода. Ю.Пітчук (вместе с Н.Бельмегою) во дворах на Миколайчука нарисовали И.Миколайчука, напомнив о «Тени забытых предков»; «Kickitartstudio» на Новгородской оформили стенку киоска детским сюжетом; И.Клицюк и О.Парцей перенесли на фасад по ул. И.Мазепы книжную иллюстрацию в попытке создать агитку «Украина единая». А на стене кинотеатра «Космос» провели фестиваль стрит-арта, где выступило несколько приезжих участников, которые пробовали приблизиться к эстетике райтинга – оставить свои автографы. Но если тогда эти акции прошли почти без внимания общественности (если таковой не считать областную премию им. Лукавецького за «Украина единая» в 2016 г в номинации «дизайн», что говорит само за себя), то несколько нынешних стенописей вызвали бурю негодования, непонимания и острую дискуссию, которая вышла за пределы таких удобных для этого социальных сетей.

 

«ПортоФранко – Гогольфест»: Мурал Дмитрия Микитенко (Луцк)

 

Началось все с фестиваля «ПортоФранко – Гогольфест», в программе которого было раскраска четырех стен в исторической части города. Куратор раздела Дарья Кольцова (Киев) объясняла, что хотела привезти в провинцию версии чего-то такого, чего здесь еще нет – варианты пост-граффити в исполнении художников Apl 315 (Одесса), Д.Микитенко (Луцк), J. Zdvořák (Чехия) и S. Szumsky (Польша). Таким образом, это должна была быть демонстрация прогрессивных форм стенописи в противовес кітчево-гламурному варианту, что медленно поглощает столицу. Конечный результат местной публикой не был воспринят однозначно. Ссоры, которыми наполнились соцсети, набрали признаков бытовых кухонных споров о красивое/некрасивое, я так сам могу, да нет, даже мой ребенок нарисует лучше. Общественные слушания о том, что же теперь делать со всем этим, оперативно организованные департаментом архитектуры города, собрали полный зал. На самом деле вышло очередное словоблудие, чтобы отвлечь внимание от того, кто предоставил разрешения на росписи, и умыть руки.

 

Мурал Zbiok

Но это не было завершением эпопеи со стінописами. В разгаре споров после феста еще один польский художник Zbiok, после путешествий Украиной и недельного пребывания в Франковске на художественной резиденции от М «Теплый город», создал вызывающий жест-рисунок на стене. Простое контурное изображение философского сюжета о «преобразования человека, которая живет во времена перемен», показалось автору весьма актуальным в отношении нашей страны, а «доступность» языка должна охватить широкие версты для прочтения посыла. Зато получилось наоборот. Недоразумения между сторонниками и противниками росписи приобрело такого напряжения, что анотаційну доску с объяснением на русском и английском через две недели после установки было уничтожено.

 

 

 

Поэтому на поддержку актуальности этой работы группе ее ценителей пришлось распечатать лимитированный тираж футболок с рисунком со стены и надписью: «Франковск – город свободных людей».

 

 

Это были не единичные инвазии в местечковый пространство. Где-то на Каскаде тандем Ю.Пітчук и М.Бельмега на огромном фасаде вновь нарисовали очередного И.Миколайчука, И.Франко, Квитку Цисык. Образная речь художников тяготеет к жесткой графической линии, открытых цветов, возможность широкого использования трафаретов. Тандем работает (как кажется) на заказ секретаря городского совета О.Савчук и его партийного окружения, поэтому в сюжетах обязательными являются патриотическая и историческая линии – портреты героев, поэтов, актеров, артистов и др. Хотя, как на меня, на трансформаторной будке веселее выглядит цветная абстрактная диаграмма от Хорхе Помаро (еще одного резидента от «Теплого города», 2015), чем портрет «известной» вышивальщицы.

 

Итак, стенописи в Франковске неустанно множатся. С творческим подходом и без. Преимущественно на заказ. С.Григорян на такой же огромной площади изобразил синиц. А.Базюк почти фотографически зафиксировал мальчика с одуванчиком. Эти вмешательства происходят на стенах новостроек в отдаленных от центра районах. Видимо, в этих случаях заказчиками выступают сами застройщики, которые и согласовывают «красоту» сюжета. Художникам остается только технически выполнить работу. Один из самых удачных рисунков на новостройке можно наблюдать по вул. Вовчинецкой – фасад дома с перевернутым на бок детским рисунком с названием фирмы. Но о рекламе в городе другим вместе. А еще летом на дворе 4-й школы состоялся Граффити-фестиваль «Алярм», который организовывали Виталий и Сергей Грехи, чтобы за приезжих с Украины авторов приблизить публику к пониманию такой субкультуры. Хотя неуместно говорить о его альтернативность (до выставок в художественном музее или союзе?), стоит отметить организационные попытки организации таких мероприятий там, где молодежь тусуется, знакомится, творчески подвизаться. Один из вариантов создания локальной среды, которых не хватает.

Известный во Франковске Г.Бончук нарисовал на стенах двух домов в центре города два портретные изображения – Ивана Франко и Романа Гурика, погибшего парнишки из Небесной сотни. Художник давно спекулирует на исторической и героической тематике, часто доводя до абсурда суть разговора. Небрежная (или неумелой) технику выполнения обозначает за собственную стилистику, или прибегает к формальным передергиваний: мол, размер имеет значение, неуместные цитаты – это же неприкосновенная классика, и в то же время патриотизм объединяет с предпринимательством (чем другим автор объяснит наличие на изображены с портретом Г.Гурика огромный рекламный лейбл местной строительной организации. Спонсоры майдана?). Делать рекламу в таком месте – верх цинизма. Фейковість благих намерений зашкаливает. Г.Бончук обещает не останавливаться и продолжать умножать свои визуальные ляпсусы с помощью исторических экскурсов. Размеры надписей, сопровождающих рисунки, явно рассчитаны на людей с недостатками зрения. Этим же часто грешит одна из местных филиалов политической партии, которая обязательно атрибутирует, при содействии кого именно город становится более пестрый (чтобы электорат не забыл или не перепутал на очередных выборах?).

Почему-то авторы, которые специализируются подобной визуализации, не осознают, что творят всего на всего уличный декор, имел бы украсить серость будней. Поэтому попытки привнесения туда идеологий, поучений, исторических стереотипов имеет более забавный вид для человека мыслящего, чем граффити Zbioka.

В завершение «экспозиционного» года известный в Украине С.Радкевич во время очередной резиденции от «Теплого города» нарисовал мурал, который имел бы примирить участников дискуссии о красоте и уродстве. «Работа – рефлексия событий вокруг настенных росписей в городе Ивано-Франковске. Объектом росписи выступают руки, написаны в трех различных визуальных пластиках (графическая, иконописная, реалистичная). Главная идея – исследование и изучение поведения людей («принудительный зритель») в публичном пространстве. Также, различные визуальные подходы – это попытка «жонглирование» пластикой, ради “визуальной манипуляции” потребительских рефлексий данной локации», – из пресс-релиза. В конце концов, работа осталась почти не замеченной в целом, точнее, слишком сложной для оценивания поверхностными ярлыками и достаточно концептуальной, чтобы ее хвалить просто так.

Франковские рисунки по стенам пока не представляют культуры стрит-арта, не вписываются в публичное пространство, являются случайными, вырванными из контекста изображениями, которые не вступают в диалог с окружающей архитектурой.Радует, что подавляющее большинство рисунков на стенах выполнена без соблюдения соответствующих технологий, надеюсь, некачественными красками, поэтому за пару лет погода сделает свое – облагородит то, что мы видим сейчас, а со временем и смоет наніц.

Но благодаря им город неожиданно в очередной раз привлекло к себе внимание как место художественных конфронтаций. Жаль, но бизнес и власть очень медленно осознают, что с таким творческим потенциалом довольно быстро Франковск можно раскрутить до статуса инвестиционно привлекательного экономического отделения. В искусство, в культуру достаются остаточные средства, копейки, которые распыляются на рустикальные мероприятия (так как город плотно окружен селами, а там тоже люди живут, а вкусы у них другие). Конечно, упомянуто не все, что можно увидеть. Но общая картина весьма печальна: художники во Франковске не готовы к продуцированию самостоятельного авторского стрит-арта, а жители города не готовы к восприятию уличной культуры, как органической среды, даже с критическим подтекстом. И это не удивительно – в институте этому не учат, в музеях не инструктируют, от управления культуры неизвестно чем занимается, а развиваться, читать книги большинству лень. Проще вскарабкаться на ратушу в надеждах увидеть чудо.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика