Новостная лента

СУОМ. Выставочное жизни піднімецького Львова

23.11.2015

 

75 лет назад, в ноябре 1941-го в оккупированном немцами Львове начала выставочную деятельность организация, упоминания о которой в советские времена были категорически запрещены, а большая часть ее членов были вынуждены навсегда покинуть территорию Украины. Незначительное количество тех, кто осмелился остаться и выжил, «забыли» обо всем, что происходило в годы той войны в уже несуществующем доме на площади Марийском (ныне Мицкевича), 9.

 

 

СУОМ содержалась в уже несуществующем доме на площади Мицкевича (на этих фотографиях – за памятником поэта)

 

 

До начала Второй мировой войны, в межвоенный период 1920-1930-х годов во Львове бурлила насыщенная событиями творческая жизнь. Выставочная и искусствоведческая деятельность Кружка Деятелей Украинского Искусства (ГДУМ) и Ассоциации Независимых Украинских Художников (АНУМ), создание молодежных художественных объединений „Артэс”, „Покой”, „Руб”, «Зарево» и др. демонстрировали позитивно-качественное развитие национального изобразительного искусства в направлении европейской изобразительной культуры .

 

Конечно, в период 1939-1941 годов во Львове продолжали функционировать музеи, научные общества, высшие учебные заведения. Галицкие художники даже делали попытки продолжить художественное движение, начатый в 1920-1930-х годах, в организованной 1940 года выставке украинской графики. Но усилия были напрасными. Многовекторное, насыщенная творческими событиями жизнь художественного межвоенного Львова было поставлено под жесткий контроль советской системы, а вернее сказать, силовые структуры тихо «делали свое дело», убирая «идеологических врагов»: «Не сладко жилось украинским образотворцям под опікунчими крыльями НКВД. Одни, как бл. Харьков, погибшего мученической смертью, вторые, как бл. Сорохтей, промучившись два года, сошли в безвременную могилу, третьи, как Черной, отправились в Казахстан, а кто все же прожил те две кошмарные годы, ховаючися в себе, то только теперь лечит раны и близни своей до края змарганої души”, – так вспоминал двухлетний период «первых советов» Николай Голубец.

 

В июне 1941 года на территорию Западной Украины вошли немецкие войска. Новые захватчики быстро устанавливали «новый порядок», который касался и культурной сферы. Гитлеровская власть поставила под контроль всю концертную, театральную и выставочную деятельность, запретила проводить любые изменения в музеях Львова. Однако, по сравнению с предыдущими двумя годами, «культурная жизнь во Львове стало живее, чаще происходили литературные вечера или тоже доклады о литературе, в журналах и газетах стали появляться фамилии новых авторов. Несмотря на цензурные ограничения, на страницах наших изданий дискутировались вопросы украинской культуры. В номере за май журнал «Наши дни» поместил статью Святослава Гординского под названием «Сражение за Европу», посвященную десятилетию смерти Николая Хвылевого, с большим портретом писателя на первой странице этого месячника» 1.

 

Все, что творилось в украинском Львове с июля 1941-го, было непосредственно связано с деятельностью Украинского Центрального Комитета (УЦК), который сыграл важную роль в деле защиты национальных интересов галицкого населения и развития украинской культуры. Комитет работал на грани дозволенного и запретного, влияя на работу практически всех звеньев национально-общественной жизни края. УЦК поставил перед собой задачу стать ведущим органом украинского гражданства, способствовать организации хозяйственной, культурной и общественной жизни, а главное – наладить сотрудничество с оккупационными властями, руководствуясь при этом прежде всего украинскими интересами.

 

Комитет принимал активное участие в подготовке специалистов различных отраслей хозяйства и управления, заботясь таким образом о воспитании молодежи в национальном духе; максимально способствовал открытию профессиональных курсов, оказывал материальную помощь уязвимым слоям общества, способствовал сплочению специалистов различных отраслей в рамках профессиональных объединений, организовывал работу школ, детских садов для галицких украинцев и многое другое.

 

Одним из важных дел УЦК была поддержка деятельности Союза Украинских Изобразительных Художников (СУОМ), практически созданной по образцу предыдущей, чрезвычайно мощной художественной организации – Ассоциации Независимых Украинских Художников (АНУМ).

 

Союз поселилась в уже не существующем доме на площади Марийском 9, где 4 октября 1941 года состоялись первые сборы. В начале в ряды организации приняли 24 художников с отдельно выделенными критериями. «По перевіренні их художественного стажа и политически-общественной деятельности» предназначено руководителям: Н.Осинчука головой, И.Иванца – заместителем председателя, С.Луцика – секретарем, М.Дмитренко – директором производства, В.Баляса – членом правления; в Комиссии также был избран Романа Турина и Антона Малюцу. Все художники были хорошо известными в Львове, единственным «новеньким» был Михаил Дмитренко – художник с Приднепровской Украины, который прибыл в 1939 году и за короткое время стал одним из ведущих художников, которые согласились работать под патронатом Украинского Центрального Комитета».

 

По образцу деятельности АНУМ-у вновь созданной организации СОУМ вошли практически все члены Ассоциации. Для «декларации» деятельности Союза в первую очередь было необходимым организовать выставку.

 

 

Первую экспозицию, открытую 20 декабря 1941 года, Союз организовала на первом этаже дома на площади Марийском. В течение месяца до осмотра предлагались работы хорошо известных в Львове художников: В.Куриласа, А.Кульчицкой, А.Манастырского, С.Гординского, М.Грищенко, И.Иванца, В.Ласовского, Я.Музикової, Г.Сельского, П.Коверка, М.Осинчука, М.Федюка, Г.Турина и бы. др. Выставка имела довольно высокую посещаемость и резонанс в украинской прессе: «Мастера Галицкой земли, которые пробыли дволітнє большевицьке ад, заманіфестували на нашей выставке ничем не викревлену линию своего индивидуального творчества и обнаружили себя полностью подготовленными к задачам, которые накладывает на них новая действительность».

 

 

Посетители Первой выставки украинского изобразительного искусства отмечали работы Куриласа, Кульчицкой, Грищенко, Неділка. Украинская пресса наперебой писала хвалебные отзывы, акцентируя на возрождении и продолжении развития национального изобразительного искусства, который возник после советской оккупации.

 

 

Начало было сделано, и Управления СУОМ решает предоставить своим членам лучшие возможности для творческого труда: „В дальнейшем плане задумывает Союз мобилизовать и объединить всех изобразительных художников края, создавая свои филиалы при Украинских Комитетах. Она будет заботиться тоже о том, чтобы дать художникам материальную помощь, которая позволилаб им покоя, вдали от ежедневных забот за хлеб насушний работать и реализовывать свои творческие планы”.

 

Воплощая в жизнь упомянутый проект, в январе 1942 года в структуре Союза были организованы четыре творческие мастерские: «портретова, декораційна, графическая и прикладного искусства». В довольно сложное военно-оккупационный период Управления СУОМ считало необходимым организовать работу художественно-производственных мастерских таким образом, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно и «практической работой под моральной и финансовой опекой … делать полезное обще-общественное дело». Речь шла прежде всего о создании производства, которое бы реализовывало целевые заказы, что будет предоставлять возможность получать прибыль для развития Союза, а значит – продолжению творческого труда ее членов.

 

Скульптурная секция Союза при непосредственном участии вновь созданного «Строительно-индустриальной кооперативы» взяла на себя инициативу по изготовлению «массовой» продукции – медальонов с изображением известных украинцев: митрополита Андрея, Ивана Мазепы, Тараса Шевченко, Леси Украинки, Богдана Хмельницкого. К разработке проектов медальонов были привлечены члены скульптурной секции СУОМ: ЕСТЬ.Дзиндра, М.Мухин, А.Павлось. «Плоскорезы» (именно так назвали свои проекты художники) были отражены в гипсе, отлитые в терракоте и предлагались к продаже за небольшую оплату: «Это первый опыт сделать так наз. массовую продукцию широкого потребления, художественной – нам удалось».

 

 

Весной 1942 года к директору Национального музея И.Свенцицкого обратились члены Союза Святослав Гординский и Эдвард Козак с просьбой о помощи в подготовке к «Выставки Четырех»: Ивана Труша, Олексы Новакивского, Петра Ивановича Холодного и Павла Ковжуна, которую в начале июня в экспозиционных залах СУОМ совместно с Украинским Центральным Комитетом и Отделом Культурного Труда была торжественно представлен к осмотру. По традиции, издан двуязычный (немецко-украинский) каталог, вступительную статью к которому написал Святослав Гординский, отметив: „Выставка 4-х дает просмотр творчества выдающихся мастеров нового украинского живописи. Хоть они и разные своими стилями, своим мировоззрением и эстетическими взглядами, собрано их вместе совсем не случайно. Правда, только один из них, Иван Труш, родившийся в своей узкой родины, Галичины, а остальные три пришли во Львов из Восточной Украины, – и объединяет их общая во Львове работа над украинским живописью, в том Львове, который они своим творчеством видвигнули в первые ряды украинских художественных организаций”.

 

На «Выставке четырех», которая насчитывала около 140 экспонатов, организаторы представили работы не только из Национального, но и из Исторического музея, частных собраний львовян, в том числе, и семейных. Эта выставка лишний раз продемонстрировала разнообразие направлений украинского изобразительного искусства, которая была определяющим фактором ее развития в первой трети ХХ века.

 

III Выставка СУОМ была официально открыта в начале января 1943 года в пяти залах помещения Союза и посвящена 25–летию основания Киевской Академии Искусств. Задача выставки было задекларировано в «Вступительном слове» двуязычного каталога, изданного «Украинским издательством»: „Дать просмотр украинского изобразительного искусства, художественной и организационной, труду Союза для развития нашего искусства под нынешнюю пору”.

 

На этот раз проект Союза имел официальных спонсоров: «Украинское издательство», Центросоюз, Маслосоюз, «Народная торговля», Центробанк, Объединение украинских купцов, «Украинское народное искусство», «Днестр» и др. которые обязались премировать лучшие произведения, впервые представлены именно на этой выставке. Принимались работы не только авторов, которые находились на территории Украины, но и из-за рубежа. В жюри Третьей выставки СУОМ вошли известные художники и критики искусства: И.Иванец, Н.Бутович, С.Гординский, Н.Дмитренко, Е.Казак, С.Литвиненко, Г.Драган, которые и должны были определить три награды с денежными выплатами: живопись, графика и скульптура.

 

В этом грандиозном проекте принимали участие 88 художников, на выставку предложено более 300 работ, хотя отправлено было вдвое больше.

 

III Выставка имела чрезвычайный успех. Во времена войны и иностранных оккупаций обществу было жизненно необходимо получать положительные эмоции. В городе, в котором десятилетиями жили граждане разных политических предпочтений, вероисповеданий и национальностей, которое долгое время было центром концентрации лучших изобразительных межнациональных сил, в сложные годы оккупации происходили художественные акции, которые демонстрировали высокий уровень национальной изобразительной культуры. Экспозиция III Выставки предлагала к обзору много роскошных украинских пейзажей, глубоко национальные жанровые сцены, портреты известных общественных деятелей (в частности, Митрополита авторства А.Куриласа), натюрморты. Посетителями экспозиции были не только львовяне, но и высший состав командования вермахта.

 

17 февраля в помещении Литературно-художественного клюбу во Львове состоялся творческий вечер СУОМ, устроенный по случаю завершения выставки. С вступительным словом выступил председатель Союза И.Иванец, известный критик современного искусства Федорович-Малицкая; в завершение состоялось награждение премиями за лучшие работы, которые оценивало жюри в составе: п. Федорович-Малицкой, проф. И.Свенцицкого, Г.Купчинского, М.Островерхая и председателя Союза И.Иванца. Награды получили: И премия (живопись) – Михаил Дмитриенко за произведение „Девушки по Залещикам”, II премия – Михаил Мороз („Сумерки”), III премия – Николай Азовский («Жатва»). Кроме того, за высокий уровень представленных сочинений жюри отметило нескольких авторов: Винницкого, Касараба, Іванцева и Лещинского. Премиями были отмечены и произведения графики и скульптуры.

 

Каждый из отмеченных художников был награжден и денежной премией, которую предоставили спонсоры выставочного проекта: «Управа Союза надеется, что и в дальнейшем будет иметь большую поддер-жку й пониманием в нашем обществе и при его помощи сможет развернуть свою работу еще дальше и еще шире».

 

Следующим выставочным проектом СУОМ была презентация произведений А.Кульчицкой, которая открылась в залах Союза 26 апреля 1943 года: «Выставка произведений Елены Кульчицкой является очень положительным явлением, тем более, что это первая за два года индивидуальная выставка, которая хорошо знакомит наше гражданство с творческой жизнью одного из членов Союза – нашим старшим товарищем». Выставка художницы была большая – более 400 работ: живопись, офорты, деревориты, лінорити, произведения прикладного искусства. Непревзойденный произведение «Страсти Христовы» занимал почетное место в экспозиции и был особо отмечен и критикой, и посетителями.

 

Пятую (внеочередную) и одновременно Третью (сборную) выставку Союза Украинских Изобразительных Художников открыли 5 декабря 1943 года, она проходила под лозунгом „Украинский характер в изобразительном искусстве”. В выставке приняли участие около 100 художников, до осмотра выставили 400 работ, Представленными своими произведениями киевские, харьковские, полтавские, галицкие художники полностью удовлетворили «досрочные прихотливы капризы эстетического вкуса современной публики». Выставка изобиловала прекрасно выполненными пейзажами всех уголков Украины, где «маляры восточных областей выделяются большими форматами работ и реалистичными направлениям».

 

Выставку посетили более 3 тысяч человек, украинская пресса в очередной раз с одобрительными отзывами писала о достижениях отдельных художников. Были, без сомнения и замечания, хотя как итоговый анализ экспозиции Пятой выставки зацитуємо Веру Свєнціцьку, дочь первого директора Национального музея во Львове, известную автора публикаций об украинской изобразительность: «Общий вывод о спектакль – это утверждение позитивного вклада, который она вносит собой в наше художественное и вообще культурная жизнь. Она является еще одним доказательством поступенного, может временами даже медленного получения высших ступеней художественной культуры украинскими художниками на нашем поприще. Соревнования повысить качество художественного произведения, как тоже соревнования за украинский характер творчества в самом широком понимании этого слова, – это два основных указатели, куда и к чему следует стремиться нашим художникам на их творческом пути».

 

25 мая 1944-го во львовской прессе появились объявления: «Управа Союза изобразительных искусств подает к сведению, что общая выставка членов состоится в сентябре ц.г. В связи с тем просится всех художников подать нынешнее место пребывания и уговоры быта на адрес Союза: Львов, Мариинская пл. 9, зглядно Отдел Культурного Труда УЦК, Краков, вул. Зеленая 26». Но эта выставки Союза уже не состоялась…

 

Создание и деятельность Союза Изобразительных Украинских Художников во Львове осенью 1941 года можем считать явлением уникальным. То, что в период оккупации в городе собралась практически вся украинская художественная элита, было показом для населения оккупированной Украины. В течение 50 лет с конца ХІХ – начала ХХ веков во Львове происходил непрерывный развитие украинского национального изобразительного искусства, который не останавливался, не смотря на смену власти, социально-политических катаклизмов и войн. Усилия художественных группировок, которые создавались и продуктивно работали в том времени, были настроены только в одном направлении – возрождать, развивать и обновлять украинскую изобразительность во всех направлениях, сохранять и приумножать национальную сущность украинского искусства, ставить и решать те культурологические проблемы, которые возникали в ходе истории народа.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1 Из воспоминаний Остапа Тарнавского (1939-1944).

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика