Новостная лента

Супругов Хмельницких во всей красе

15.02.2016

В экспозицию Львовского исторического музея вернули портреты Тимофея Хмельницкого и его жены Розанде Лупул-Хмельницкой. Как писал «Z», оба портреты похитили в 1960 году по постоянной экспозиции музея на площади Рынок, 24, и вернуть их удалось только через 56 лет, после попытки продажи на одном из интернет-аукционов. Сегодня, 14 февраля состоялось официальное представление отреставрированных картин под лозунгом «Влюбленные возвращаются».

 

 

Теперь картины доступны для обзора в одном из залов третьего этажа музея, что на площади Рынок, 24. Их вернули в специально отведенную для них витрину, которая защищена сигнализацией. Однако, несмотря на возвращение оригиналов, дирекция музея решила оставить в экспозиции и черно-белые фотокопии картин, которые висели на стене с 1960 года и до сих пор.

 

По словам главного хранителя фондов Львовского исторического музея Сергея Богданова, после возвращения в музей работы были в очень плохом состоянии, поскольку много лет их хранили в ненадлежащих условиях, в частности в сырости. «Там появились кракелюры (трещинки — ред) почвенного происхождения, что повлекло многочисленные осыпи. Картины надо было немедленно реставрировать», — говорит Сергей Богданов.

 

Реставрацией занимались специалисты Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Продолжались работы чуть больше месяца.

 

«Реставрация была очень интересной, ведь мы имели дело с миниатюрой. Это очень деликатный живопись и надо было быть осторожным к каждой чешуйки, чтобы максимально сохранить все. Было интересно работать со всем: и с красочным слоем, и с укреплением грунта. Мы даже уделили особое внимание наклейкам из разных сборников и музеев, в которых картина побывала», — рассказала «Z». а. завотделом научно-исследовательской реставрации Александра Гливка.

 

Такими портреты Хмельницких вернулись в музей через 56 лет после похищения

 

По просьбе Сергея Богданова также восстановили древние рамы, которые до нашего времени сохранились в очень плохом состоянии. Оригинально они были покрыты серебром и охрой, имитирующую позолоту. В раме также вклеили бархатную ленту, которая стала своеобразным буфером между картинами и рамами и предохраняет живопись от повреждений. «Таким образом мы избежим контакта между рамой и живописью в будущем», — пояснили художник-реставратор Олеся Бучинская-Литвиненко.

 

Во время реставрации эксперты также взяли образцы материалов на химический анализ и теперь с уверенностью говорят, что картины написаны в XVIII веке, и, предполагают, являются копиями известных работ Абрахама ван Вестерфельда. К сожалению, теория о том, что это прижизненные и, возможно, даже свадебные портреты сына Богдана Хмельницкого и его жены, не подтвердилась.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

 

Диптих Розанде Лупул-Хмельницкой и Тимоша Хмельницкого находился в коллекции польского историка и искусствоведа Владислава Лозинского, который жил во Львове в 1913 году и завещал ее городу.

В коллекции Львовского исторического музея они попали 1940 года из Национального музея имени Яна III Собеского.

8 февраля 1960 года похитили картины из постоянной экспозиции.

30 июня 1962 года Министерство культуры СССР дало разрешение на списание работ. Их считали навсегда потерянными для львовской и украинской культуры», — комментирует директор Львовского исторического музея Роман Чмелик.

Нашлись картины в сентябре 2016 года, «выплыв» на одном из интернет-аукционов. В музей их вернули благодаря музейщикам и работникам СБУ.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика