Новостная лента

Тайны сторітелінгу

08.01.2016

 

Кажется, в каждой хорошей истории главные герой должен совершить эмоциональное путешествие. Как правило, в нашей культуре его взлеты и падения следуют одному из шести нарративов, свидетельствует анализ данных. «От уборщика до миллионера» или типичная история Золушки: большинство рассказов имеют в своей основе все те же схемы – и их выбор на удивление ограничен.

Эмоциональная кривая «Гарри Поттер и смертельные реликвии». Изображение SciencePOD.

 

С тех пор как человечество стало мыслить, люди рассказывают друг другу байки. Сказки, легенды и саги выполняют не только коммуникативную функцию. Благодаря им передают знания, делятся опытом и сообщают, какие ценности и нормы господствуют в обществе. Бросив взгляд на культурные ценности в литературе определенного общества, можно много о нем узнать.

 

В этом был убежден частности американский писатель Курт Воннегут, умер в 2007 году. Как-то он сказал: «Рассказы имеют форму, которую можно начертить диаграмму – и эти формы общества являются не менее интересными, чем их кувшины и клинцы».

 

В своих размышлениях Воннеґут ссылался на так называемую эмоциональную дугу повествования – перипетии судьбы, которые переживает главный герой на протяжении своего путешествия. Писатель считал, что многие из наших историй основываются на одном нарративе – их эмоциональная дуга выгибается на чудо подобно, даже если действия протагониста отличаются. К такому выводу он пришел еще студентом в своей магистерской работе, однако это утверждение отклонили.

 

Недавно ученые во главе с Эндрю Ріґаном (Andrew Reagan) из Вермонтского университета в Берлингтоне, снова вернулись к идеи Воннегута – и ее подвергли детальному компьютерному анализу. Команда лингвистов и экспертов в сфере анализа данных выбрала 1 327 англоязычных художественных произведений, находящихся в свободном доступе благодаря цифровой библиотеке Проекта «Гутенберг».

 

Благодаря специальным программам-фильтрам ученые исследовали эмоциональную дугу, которой следует главная сюжетная линия. Проще говоря, с помощью анализа слов удалось обнаружить «сентиментальный» содержание текста: высчитывали, как часто внутри определенного отрывке встречаются понятия радостных или грустных коннотаций.

 

Команда візуалізувала частоту этих слов по мере развертывания повествования, и получила графики, отражающие эмоциональное путешествие главного героя. Выяснилось: часто кривые выглядели очень похоже друг на друга. Очевидно, большинство проанализированных рассказов основывались на определенных нарративах, информируют Ріґан с коллегами.

 

Всего ученые выделили шесть основных эмоциональных сюжетных линий:

 

1. От уборщика до миллионера: этот нарратив описывает историю успеха, когда главный герой постоянно прогрессирует.

 

2. От миллионера до уборщика: в такой повествования главному герою сначала идет очень хорошо. Однако кульминация истории – это трагедия, как, например, в Шекспіровій драме «Ромео и Джульетта».

 

3. Человек в яме: протагонист сначала низко падает, однако ему удается оправиться и выбраться из сложной ситуации.

 

4. Икар: эта эмоциональная дуга является противоположностью к «Человеку в яме» и напоминает сюжет известного греческого мифа, когда главный герой сначала поднимается в небо, чтобы потом упасть.

 

5. Золушка: главный герой переживает настоящие взлеты и падения. Сначала эмоционально все положительно, дуга высоко выгибается, затем следуют плохие эмоции, и завершается все геппі эндом.

 

6. Эдип: последний идентифицирован учеными нарратив следует схеме, противоположной «Золушки». В начале главный герой падает, но поднимается, чтобы затем снова впасть в эмоциональном пропасть.

 

Согласно полученным данным в нашем культурном окружении есть на удивление мало путей рассказать историю: кажется, что авторы снова и снова пользуются теми же элементами, чтобы описать сложную, эмоциональное воздействие.

 

Ученых это не удивляет: «Наша способность кумунікувати основывается и на том, что мы разделяем эмоциональный опыт – и таким образом можем понять и себя», – объясняют они. Поэтому нормально, что рассказы зачастую построены на таком опыте и следуют образцам, которые наделены для нас определенным значением. Интересно и то, что даже Воннеґут своего времени описал некоторые эмоциональные дуги, обнаружены Ріґаном и его коллегами, – в частности говорится о «Человеке в яме» и «Золушку».

 

Однако своим анализом исследователи не только подтвердили предположение Воннегута, обнаружив характерное ядро сторітелінгу. Благодаря следующим разведкам они исследовали тайну действительно успешного произведения: взяв во внимание количество скачиваний, команда определила, какие эмоциональные дуги читатели любят больше всего. Результат: «Икар», «Эдип» и «Человек в яме» – самые успешные. Вероятно, это станет самым ценным советом для тех, кто как раз работает над последующим бестселлером.

 

 

Das Geheimnis des Geschichtenerzählens

SciencePOD, 27/12/2016

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика