Новостная лента

Такое, сцуко, жизнь

30.09.2015

 

Недавно в кинодворце «Коперник» (а от сегодня и до 2 октября в Львовском дворце искусств) демонстрируют документалку польского режиссера Якуба Пьонтека «Театр одного актера». Марчин – главный герой фильма – накануне украинской премьеры прислал Якубу сообщения из Норвегии. Туда он, актер с большими амбициями и маленькими ролями, почти десять лет подряд ездит собирать картошку. В этом году ничего не изменилось.

 

 

Марчіну уже за тридцать. Он закончил престижную актерскую школу, но на главные роли его не берут. Он же стремится быть как Роберт де Ниро: великим актером с большими ролями. О Роберте писал дипломную работу, старается держать физическую форму как то, а его работа с мимикой и жестами чем-то напоминает игру голливудского актера. У Марчина похожая конституция тела и даже чем-то похоже лицо. Впрочем, что сильно отличает этих людей, так это успех. У Марчина его немного. По крайней мере он так думает.

 

Этот фильм мог бы быть о том, как настойчивостью преодолевать препятствия на пути к своим стремлениям. Но Марчин до сих пор собирает картошку. Так же фильм мог бы стать историей неудачника. Но Марчин не опускает рук.

 

«Я люблю думать о фильме как о чем-то горько-сладкое. Мы хотели, чтобы он начинался как комедия. Но чем больше мы узнавали об актере, то грустнее становилось. Впрочем, не хотели, чтобы в фильме было только грустно, потому что именно жизнь является печальным. И если показывать его исключительно серьезно, сложно будет выдержать», – говорит режиссер.

 

Хотя трудно сказать, что этот фильм легко выдержать. Нет, он смешной местами. Порой даже по-доброму забавный. Впрочем, сцена, которая врезается в память больше всего, насквозь саркастическая: как до самого героя фильма, так и зрителя.

 

Якуб предоставил шанс Марчіну проявить себя не только как человеку, но и как актеру. Для этого смастерили сцену, на которой происходило что-то вроде кастинга. Там голос из-за кадра говорил ему, что делать: показать будто только что рассказали смешной анекдот, например. Тот же голос потом попросил Марчина раздеться наголо. Вот так просто, а почему бы и нет? Актер отказался с последним аргументом: не буду, потому что я, очевидно, не дебил. Следующий кадр показывал голого Марчина. В этот момент сам чувствуешь себя голым.

 

Режиссер дал себе право требовать от героя чуть больше, чем от обычного человека: «Поскольку он актер, то знает механизмы, которые действуют в фильме. Думаю, что эта лента балансирует на грани иронии. Но Марчин понимаю, в чем принимал участие. Поэтому мы не так смеемся с него, как смеемся с ним». А заплакать из него не позволяет только то, что он сам не плачет.

 

Перед тем, как делать фильм, съемочная группа поехала посмотреть на Марчина в различных ситуациях. Актер как раз выполнял роль статиста в сериале про Афганистан. Все, что он делал, – бегал с одного места на другое. Актер не играет выходящих на первый план персонажей в сериалах. За полтора года ему случилось только три маленькие роли. С другой стороны, единственное место, где ему действительно удается держать связь с публикой – это небольшие роли в комедийных шоу. Там он смотрится органично, но считает это слишком низким для себя. Он до сих пор чувствует, что должен играть большие роли в знаменитых фильмах.

 

Якуб говорит, что его поколение чувствует себя так же. Поэтому фильм «о людях, которые хотят от жизни чуть многовато. Пределом мечтаний моих родителей была четырехкомнатная квартира. А для нас этого мало: хотим больше комнат, лучшую машину, лучшую работу, хотим быть известными. Возможно, то немного сложновато. Но и об этом мы хотели сказать этой историей».

 

Идея сделать фильм о себе принадлежит самому актеру. Марчин был очень заинтересованным, чтобы его сняли. Ему казалось, что будет интересно рассказать, как он каждый год ездит на заработки в Норвегию с теми самыми людьми. Но Якуба это совсем не привлекало, ибо в Польше уже и так много снято и написано про гастарбайтеров.

 

«Кому-то может показаться, что история, как парень пришел и попросил снять о нем фильм, есть интереснее самой ленты. Но я не хотел сделать что-то такое, что потом Марчин смог бы отсылать агентам и режиссерам как рекламу самого себя. Меня интересовало то, что не интересовало его. Например, мне было интересно, как он представит семье свою девушку. Поэтому этот фильм не только об актере, но и о человеке».

 

О встрече девушки Марчина с его мамой договорился Якуб. Он просто позвонил ей и спросил, она не хочет встретиться с родителями парня, на что услышал: «Да, супер!».

 

Лента, как и задумывали, с каждой минутой становится все гіркішою. В начале фильма уборки Марчина в Норвегию выглядят забавными. Мама жарит отбивные, он заворачивает их в фольгу. Аэропорт – Норвегия – картофель. Все непринужденно, как будто так и должно быть. Как того хочет сам актер. Когда в следующем году он збираєтьсязнову, чувствуешь если и не тупик, то вынужденность точно. Между этими двумя событиями – стенд-ап выступления, шоу с элементами стриптиза, много картинга, и никаких изменений. Появляется ощущение: что не делал бы Марчин, ему не выбраться из этой петли. Сколько бы усилий не приложил, сколько попыток не совершил бы, в конце концов, как не стали бы заре – в конце-концов: аэропорт – Норвегия – картофель.

 

Но неизменным в фильме есть не только это. Стремление Марчина тоже остаются такими же, как и были. Он до сих пор хочет быть как Роберт де Ниро. Хочет быть бешеным быком, но до сих пор остается статистом в сериале про Афганистан. Ты хочешь сказать ему: «Да ладно. Все, не удалось. Найди себе нормальную работу…» Тогда ловишь себя на мысли, что говоришь это не столько ему, как себе. Ты же смеешься вместе с ним, помнишь? И что тогда с твоего желания«помочь»? Да и помочь в чем? В том, чтобы отказаться от того, чего он не только стремится, но и вкладывает в это всего себя? Разве кто-то может ошибаться, отдав ради цели все: время, деньги, эмоции, энергию, отдав самого себя? Ет, как же пафосно…

 

Тогда попускает, потому что в жизни нет места для пафоса. А со временем становится еще неприятнее: так почему в нем нет места и для такого сильного стремления как у Марчина? Конечно, фильм не дает ответа на этот вопрос. Этот фильм вообще не про ответы. Он о таком, сцуко, жизнь. Жизнь, в которой получаешь не то, чего хочешь, а то, что получаешь.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика