Новостная лента

Театральную лабораторию вдогонку

29.04.2017

Кажется вчера был День театра, в Первом театре представили наброски возможных будущих спектаклей. Четыре режиссера из разных миров приехали во Львов, чтобы поработать с львовскими актерами и показали свои пробы. Международная театральная лаборатория для режиссеров «Open doors» предлагала нам встречу с Кирой Малініною из Харькова, Марией Грунічевою из Киева, Косміном Матфеем из Румынии и Йоханною Коппель из Эстонии. Эти четверо были отобраны жюри, в состав которого входили театровед Анна Липківська, директор – художественный руководитель Первого театра Юрий Мисак и польская актриса и режиссер Иоанна Виховская. А заявки были из 11 стран мира. Инициативе такого эксперимента мы обязаны Ирине Аверіній, которой, к сожалению, не удалось приехать во Львов. Если бы она прибыла, то, возможно, презентация имела бы другой вид, более сосредоточен. Может, каждому выдали бы какие-то информационные листки, где бы можно было узнать какую-то более конкретную информацию об участниках проекта, но – праздник, кто на это смотрит?

 

В конце концов, google вам в помощь, неугомонные. Оттуда узнаю, что Кира Малинина – режиссер, поэтесса, драматург, психолог. Во Львове она показывала эскиз до спектакля по своей пьесе «Лодка/Дирижабль/Я». Видимо, автор точно чувствует свое произведение и, имея режиссерское аlter ego в содружестве, может создать самое идеальное воплощение своего произведения. Предложенный эскиз – от прозаичного недопонимание поколений внуки-деды в путешествия во времени продолжительностью полчаса – по гамбургскому счету никаких особых воткрытую не принес. Все актеры работали очень точно, особенно девушки (Ирина Занік, Ирина Романчук, Екатерина Курята, Юлия Кузьмяк), которые олицетворяли время. За отсутствие программок, или любого информационного материала, думалось, что это – замечательная работа балетмейстера Нинель Зберя, и это не удивляло, потому что уже привыкло, что любое представление она спасет своей пластикой. А на самом деле с актерами работала режиссер, и ей время подчинился, выстроился в изящные, почти графические линии, которые ансамблево сочетаются с видеорядом. В наше время видеоряд гвалтовно заполняет сценическое пространство Украины, но в этом эскизе он был уместным, хоть и в мгновение казался самодостаточным. Тематика пьесы – актуальна, ибо все мы живем в гаджетах и не слышим друг друга. Все вроде бы хорошо, самое важное, что Кира Малинина осталась довольна своей п’ятидиденною сотрудничеством с актерами: студентом Виктором Диким, а именно таким она представляла своего героя; Романом Скоровським, с которым понимались с полуслова; и со всеми, кто помогал ей в этой работе. Каждая девчонка работало точно, как настоящие стрелки часов. Зритель наградил аплодисментами, не жалея ладоней и день – праздничный. Но, возвращаясь к стрелкам часов, от такой лаборатории ждалось эскизов театра будущего, а казалось, что вернулся в способе актерского существования в театр прошлого, словно время остановилось…

 

«Лодка/Дирижабль/Я»: Роман Скоровський и Виктор Дикий

 

Следующим показал свой эскиз румынский режиссер Космин Матей, он предложил свое видение симфонической сказки «петя и волк». Именно этот режиссер, про которого ничего не удалось узнать даже с помощью гугла, оказался режиссером из будущего. Или, точнее, режиссером, который помогает актеру прийти к самому себе, заняться самосовершенствованием. Где театр, как игра, через усталость шуток к познанию себя, к поиску персонажа в себе. Не я играю кота или волка, а кот или волк живет во мне. Тренинг, как бег до изнеможения в замкнутом круге, когда силы уже нет и ты не можешь произнести даже слова лжи. Истина рождается в миг потери силы и тогда слова «я доверяю тебе» становятся не репликой из спектакля, а откровением на расстоянии слезы. Самое большое потрясение – Богдана Бончук – в миг доверия.

 

«Петр и волк»: Елена Крылова, Михаил Понзель, Игорь Гулюк

 

Третьей свой эскиз представляла Мария Груничева, актриса киевского театра «Колесо», руководитель детской студии «Колесико». «Рыжая семейка» – история цыплята, курочек, лисенятка и его семьи – представлена в самых традиционных ценностях театра для детей. А еще дело взялись маститые исполнители, которым за годы работы в Первом театре пришлось переиграть всех кур, белочек, зайчиков, сыроежек, львов, куропаток и горных оленей… Они были королевами этого бала: Ольга Гапа (ее режиссерскую руку чувствовалось, несмотря на то, что эскиз представляла Мария Груничева), Мария Самсонова, Любовь Кузь, Елена Скляренко. Весело, легко, гротесково, как лучший капустяник праздничный. Юное Цыпленок и Лисенок очень милые: самое главное, верят в предлагаемые обстоятельства, у них еще нет длинного списка сыгранных цыплят и лисеняток, они еще трактуют их как образы Ромео и Джульетты. Приятная розривка для праздничного вечера, хотя подсознательно понимаешь, что именно этот эскиз может воплотиться на сцене Первого и, это будет не впервые…

 

«Рыжая семейка»: Ольга Гапа, Елена Скляренко, Мария Самсонова, Любовь Кузь

                                                                                                               

Последний эскиз – режиссера из Таллина Йоханны Коппель. «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла – автора, который, по словам режиссера, всегда от нее ускользает. Текст Йоханны о ее пребывания во Львове я перечитываю неоднократно и, когда читаю этот текст-отчет, мне кажется, что она – подруга Кэрролла. Смотря эскиз, восхищалась продуманностью каждой детали, рациональностью, которая делала актеров ответственными за каждый шаг и, тем, оставляла шанс на свое мировоззрение. Этим шансом воспользовались Татьяна Сторожук, Наталья Алексеенко, Саша Чешеров. Самая большая благодарность этой «рациональной» режиссеру за попытку увидеть Алису не красивой куклой, а живым человеком, ведь история Кэрролла именно о человеке, а не о куколку. К сожалению, юной актрисе Елене Белоус, казалось, таки хотелось быть только куколкой, но режиссеру иногда удавалось вырвать девушку из мира ее желаний…

 

Йоханна Коппель с актерами, с которыми работала над «Алисой»

 

Четыре эскизы в Первом тихонько замирають в памяти, оставляя открытым вопрос, кто из режиссеров превратит свой эскиз в этом театре на спектакль. Видимо, все останется только воспоминанием о такой своеобразный праздничный театральный день. И лишь время от времени с горечью думатиметься о том, как хорошо было бы, если бы все, кто в этот день собрался в театре, могли бы пообщаться с режиссерами, высказать свое мнение, потому что такие проекты требуют прежде всего общение. Кто-то скажет, что режиссеры и актеры достаточно наспілкувалися за это время, но в Первом хочется, чтобы все было впервые. Возможно, такая лаборатория могла стать началом создания своеобразного театрального клуба, где до каждого слова кто-то прислушивается. Потому что театр – живой организм, чувствительный на настоящее, а в зале – зритель, которому не безразлично, чем живет его город и театр творится на его территории.

 

А сейчас кажется, что ответа дождаться не удастся, поэтому остается дождаться премьеры-интриги, которая должна состояться на сцене Первого шестого мая. Первое сценическое прочтение произведения нынешнего лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко Эммы Андиевской «Джалапіта», написанного в 1962-м, в постановке Артема Усика, который тяготеет к пластических спектаклей и уже поставил в нашем городе два спектакля на сцене театра Леси: «Превращение» по Ф. Кафкой и «Любовь» за «Голубой розой» Леси Украинки. Как растворится причудливое слово автора, который имеет свою «теорию круглого времени» в визуальных фантазиях Усиками – увидим вскоре. Но уже сегодня можем порадоваться за актеров, которые имеют возможность работать с молодыми незаангажированными художниками. Вместе с Усиком работает, как хореограф, Нина Хижня – парадоксальная украинская актриса из Харькова. Возможно, этот спектакль станет новой страницей в театральных поисках Первого…

 

Фотографии Анастасии Канарского

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика