Новостная лента

Темная лошадка короля ужасов

24.08.2016

Голливуд боится? Ибо как еще можно трактовать осторожный, без вдохновения и расчета на большие сборы, подход к экранизации серии романов Стивена Кинга «Темная башня», фильма, который только вышел в прокат под фанфары армии патриотов King of Horror? Для чего сдерживаться, если на руках беспроигрышный лотерейный билет? Или он беспроигрышный? Так или так, но первый фильм в ожидаемой трилогии «Темная башня», оказался довольно простеньким, что полностью противоречит масштаба серии романов.

 

 

 

А масштаб в кінговій хронике однозначно больше «Звездные войны» перед их появлением. Это более четырех тысяч страниц в восьми романах, идея которых появилась еще в 1970-м году, а публикация началась в 1982-м и завершилась в 2012-ом. Кроме того, «Темная башня» сочетает внутренними связями, воспоминаниями и деталями 29 других произведений Кинга, является причиной для создания двух отдельных документально-библиографических книг, серии комиксов в издательстве Marvel Comics, он-лайн игр, длиннющей вереницы фанатских роликов, скетчей и сайтов. Она переведена на десятки языков мира. И говорится в ней о различные параллельные миры с темной башней в самом центре времени-вселенной. Башня удерживает своими стенами чистое зло, названное Кингом «Багровым королем», а волшебник и маг Уолтер О’Дім, или Человек в черном, стремится разрушить башню и выпустить хаос и огонь в мир, а после разрушения старого привить новым. Противостоит ему лишь последний из ордена стрелков Роланд Діскейн… На его роль хотели взять Вигго Мортенсена…

 

 

Понятно – клинья подбивали к «Властелину колец», причем это еще в юности делал сам Кинг, планируя совместить литературный мир Толкина с киношным стилем фильма «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне (Мортенсена тогда он еще не видел, поэтому в его воображении Роланда должен играть Клинт Иствуд). Это должен быть такой себе «брак» между фэнтези и вестерном, но уже десятилетия, после того, как две трилогии Питера Джексона собрали почти шесть миллиардов долларов, любое упоминание Толкина в привязке к кино – сакральное слово для бизнеса. А бизнес прекрасно разбирается в курах, которые несут золотые яйца. И одной из таких «куриц» является как раз Кинг, чьи тиражи книг по 50 издательских лет превысили 350 миллионов экземпляров. Впрочем, «Темная башня» занимает среди обозначенных миллионов не главное место – она является magnum opus самого автора, стержнем его творчества, емкостью идей и стилевых фантазий. Следовательно – очень неровной дорожке, и пройти его способен не каждый любитель мистики, фантастики или вестерна, и даже не каждый фанат самого Кинга. Потому что даже фанаты «… башни» боятся браться за апробацию произведения: а вдруг не получится философского камня, как это предчувствует их алхимический дух, что тогда?

 

Дж. Дж. Абрамс, который боготворит Кинга, отказался от экранизации своего любимого произведения, хотя и получил от автора карт-бланш – тот попросил лишь символических 19 долларов за право воплощения. Создатель «Потерянных» и обновленной франшизы «Звездный путь», «Миссии: невозможной-3» и «Звездных войн-7», Абрамс сдался перед ответственностью за экранизацию «…башни» и значимости для миллионов. А одновременно – перед ее объемом, которое больше даже за «Властелина колец», ведь речь о много миров, а не один, пусть и очень плотно напакованный сказочными землями и королевствами… Даже предпринимательский бонус – мизерные 19 долларов за права – не изменили ситуации. Потому что так оно и есть: если платишь мелочь, не ожидаешь на величие.

 

Первую ставку на серьезный подход сделала студия Universal Pictures. Она выкупила права на экранизацию всей серии за правильные пять миллионов долларов (естественно, с правом контроля Кинга, который неоднократно пострадал через нечистые руки продюсеров и грязные действия сценаристов). Но, так же, как и в случае с Абрамсом, и эта ставка не сыграла – студия не смогла вытащить проект из глубокого непонимания, как же его воплотить? Пока не появился очередной собственник прав – Sony Picture. Они пошли на все возможные компромиссы: бюджет сделали минимальным – 60 миллионов долларов; съемки перенесли в ЮАР (совсем немного снимали в Нью-Йорке), а в кресло режиссера пригласили не дорогого и профильного постановщика класса Абрамса, но искусного на-все-руки-мастера датчанина Николая Арсела, по которому – режиссура и сценарии, комедии, костюмированные драмы, трілери и экшены. И как бонус – он так же является поклонником Кинга.

 

 

 

Выбор Арсель здесь является знаковым. Все сразу поняли – большого кино не будет. Бесспорно, выбирая Джексона, и ориентируясь на его прошлый опыт, тоже можно было бы усомниться в качестве и масштабе «Властелина колец». И все дело в амбициях. Джексон сам пришел на студию Warner Bros И принес с собой полностью расписан проект – с розкадровками, рисунками героев и сценарием. В случае с «Темной башней» сценарий уже был, и Арсел должен был работать под чужую дудку. Кроме того, идея переноса восьми книг Кинга на экран базировалась на создании трилогии, между второй и третьей серией которой имели бы выйти два сериала. Но! Продолжение – два сиквела и сериал – будут одобрены только в случае успеха первой серии. То есть, первая «Темная башня» делалась обычным мобильным фильмом, со стандартным крючком (а-ля авто) в финале – для возможной транспортировки в другое место.

 

В конце концов поэтому, по сути и по форме, работа Арсель – это компиляция серии Кинга, это презентация без углубления в детали, без философии, лишь сгусток истории со схематичными героями, закрученными историями и принципиально другой прямой речью. Если главным действующим персонажем романов является Роланд, то в фильме это – мальчик Джейк, житель современного Нью-Йорке, наделен особым даром – «сиянием» – видеть через миры и… уничтожить башню. Сценарный ход, что меняет концепцию изложения истории, призванный привлечь самую широкую аудиторию подростков 14-16 лет, главную целевую группу всех блокбастеров. Ведь прибыль от проката фильмов делают не просто посещение кинотеатров, а нео — и многократные посещения одних и тех же людей.

 

И «Темная башня» достигает цели, смешивая все актуальные для подростков драматические темы, фэнтезийные приключения в разных мирах и даже комедийные моменты. Проблемы с родителями, непонимание одноклассников, инаковость, душевные страдания и избранность. Это все банально, но все оно едва ли не про каждого из ребят в пубертатном возрасте, и если это хорошо сделать – зритель оценит. «… башня» сделана добротно, зная – профессионально… Как обычное кино. Что ставит его в один ряд со среднестатистическими фильмами смешанных жанров для аудитории PG-13. Такое кино прекрасно идет под колу с поп-корном. И вроде задумка была другая, не так ли?

 

Черт ногу сломит с этой бизнесово-творческой проблематикой, когда творчества надо идти на компромисс на каждом шагу, даже если бизнес делает шаг длиной в сантиметр, а тебе надо пройти еще много километров! Будто все повороты краеугольных камней литературной «… башни» одобрил сам Кинг, и даже партию первой скрипки, преданную мальчику. И все из-за желания обновления того, что Кингу, по его же словам, уже стало хреном в носу. Потому переделками своих юношеских идей в первых книгах серии (которые не проходили редактуры!) писатель начал заниматься еще в начале 2000-х, и до этого времени это отбирало у него много сил и откровенно бесило. Окончательная переработка, сделанная для кино, подарила Кингу удовольствие – одновременно вернуться к любимого эпоса и попробовать его обыграть, осовременить – визуализировать с новыми идеями. Это как второй ребенок, когда уже есть первая. И обвинять отца в том, что он захотел и смог родить еще одно маленькое счастье, не стоит, ибо это жизнь.

 

 

В новой «Темной башни» есть все, что надо, по рецептам повара-Кинга. Его любимое противостояние ребенка жестокому миру с наличием у этого ребенка – как и в каждой – чего-то непостижимого. И тема родителей, в частности отца, которого у героя Джека не имеет, как не было и у самого Кинга (когда ему было два года, отец ушел за сигаретами и не вернулся, наверное, как писатель потом шутил, сигареты были редкой марки). И внутреннее и внешнее зло, плохие люди и потустороннее, что переходит с той стороны на этот. Есть, конечно, и Роланд, хоть и темнокожий (а Кинг всегда отличался бытовым расизмом). Но этот Роланд – новый. И это – искрящееся удовольствие для фаната романов: познавать любимого героя на прикосновение взгляда и слуха, и, отбрасывая навязчивые образы, спровоцированы многолетним жизнью с другой его внешностью, как собственной креатурой фантазии, принимать наконец воплощенное, реальное и убедительное. А внешность британского актера Идриса Эльбы, исполнителя роли Роланда Діскейна, убедить может кого угодно – если она убедила самого Кинга, и он эту кандидатуру одобрил! Небритый (конечно), но без длинных волос (может быть). Без ковбойской шляпы (куда делся?), но с револьвером (иначе невозможно). Причем надо понять, что Эльба почти двухметрового роста, и любые револьверы в его руках – лишь игрушки, поэтому для него сделали на заказ два больших экземпляры, которых в магазинах не найдешь. И он с ними изрядно потренировался, чтобы в нескольких сценах сыграть стрелка-виртуоза. А в финальной сцене Эльба – вместе с оператором и монтажером – показывает высший актерский и каскадерский класс, за счет чего фильм достигает нужного кипения страстей в жилах зрителя. Добавим, наконец, достигает. Возможно, этому помогли плохие результаты тестовых просмотров, за что Sony выделила шесть дополнительных миллионов на «абгрейт» героя, чтобы ничто не мешало зрителю в него поверить, даже другой цвет кожи.

 

Сериальная армия фанатов Эльбы, героя трех сезонов криминально-детективного «Лютера», и без того была счастлива. А когда ему прибавили еще несколько комических сцен – счастливыми стали и зрители. На пресс-показе зал кинотеатра «Синема-Сити» благодарно гиготів, расслабляясь после часа напряженного наблюдения за странной черно-белой парочкой и их странствиями то пустыней Срединного мира, то асфальтовыми джунглями Большого яблока. «У вас до сих пор говорят животные?» «А, это реклама… Постой, а что значит – до сих пор?».

 

Очень удивило, что главного антагониста исполнит Мэтью Макконахи. И не потому, что Макконахи в основном играет положительных персонажей, а потому, что его видели в роли протагониста, Роланда. И напомаджений, как девка, гиперсексуальное и бескомпромиссно злой, он вполне вписался в образ Человека в черном. Опять же – в обновленный образ. Фанату трудно будет его принять, вспоминая своего вообразимого во время чтения, Уолтера О’Діма. Конечно, Макконахи – не Энтони Хопкинс, и ему не хватает таланта, чтобы сделать своего незабвенного Ганнибала Лектера. Тем не менее харизма Мэтью позволяет образу Роланда проявиться так, как надо – убедительно. Ведь именно это было целью – убедить миллионы поклонников слова и мысли короля ужасов Стивена Кинга в достоверности перенесенного на экран образа, в адекватности фильма книге, в том, что экранизация живое, а не мертворожденное.

 

 

PS.За «… башней» давно тянется шлейф сомнительности и целесообразности ее экранизации. Поэтому сейчас, когда она наконец экранизирована, имеем эдакую темную лошадку проката. Ее галоп кинотеатрами мира имел бы расставить точки над «и»: способен ли Кинг стать королем и в кино, как им стал посмертно Толкин, а по жизни – создатель «Игры престолов» Джордж Р. Г. Мартин?

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика