Новостная лента

Тернополь/Тарнополь: город для всех

13.01.2017

 

Прошлое города может стать отличным ресурсом для его будущего. Это наконец-то осознали в Тернополе и активно исследуют историю города. Ведь здесь разрушена не только большинство старинных зданий – прошлое славного города имеет много потерянных и неизвестных страниц. И теперь ученые активно пытаются их найти и исследовать. В частности, недавно увидела свет книга историка Владимира Окаринського «Тернополь: город, люди, история (от древности до 1991 года)». Это крупнейший на сегодня очерк истории Тернополя в формате «для всех». Это не экскурсии по городу, не хроника и не академическая история. Через человеческое измерение книга показывает Тарнополь/Тернополь от доисторических времен вплоть до независимости Украины.

 

«Книга Владимира не похожа на все другие издания о Тернополь. Он написал ее по-своему, олюднив и «пропустил через душу. Она населена живыми людьми», — сказал об издании ее литературный редактор Богдан Мельничук.

 

Окаринский владимир рассказывает о прошлом города сквозь призму культурно-исторических эпох в контексте мировой, европейской и украинской историй. На страницах книги — быт тернополян, жизненный стиль, формирование различных субкультур, самореализация в разных сферах.

 

В издании можно найти интересные факты об урбанизации и местный говор, почему первый памятник Пилсудскому поставили в Тернополе, создание одного из первых в Украине экологических обществ в городе, тернопольских рокеров, рэкетиров и первую эротическую газету.

 

Z поговорил с автором издания «Москва: город, люди, история (от древности до 1991 года)» и узнал, чем важна и уникальна эта книга для Тернополя и его жителей.

 

 

Владимир ОКАРИНСКИЙ:

 

«Тернополь достоин того, чтобы знать о нем больше. И… любить»

 

— Владимир, расскажите, почему решили написать книгу о прошлом Тернополя? Чем ваше издание особенное и отличается от трудов, которые уже были выданы до этого времени?

 

Приветствую читателей! За полтора десятилетия, которые я исследую Тернополь/Тарнополь и пишу о нем (даже когда ничего не писал), у меня сложилось свое видение прошлого города, его образа. Конечно, оно другое. У каждого есть свой взгляд на историю и культуру своего города или страны, даже если тот взгляд и не высказанный. Кроме того, каждое поколение (если не чаще) человечества переписывает историю заново. Малозаметные когда события или явления неожиданно становятся актуальными для сегодняшних людей. Проблемы, которые нас беспокоят сейчас, имеют свои исторические корни. Историческая наука помогает их решить. Дошукавшись корней проблемы, мы познаем ее сущность, а следовательно легче отыскиваем на него ответ.

 

То же самое с Тернополем. К сожалению, на людей, которые пишут (ученых, писателей, журналистов) влияет все написанное ранее и то, о чем пишут в их время. Я пытался отойти от этого и максимально по-новому показать историю города. Хотел написать историю для всех — научно-популярную, но не попсовую. Я стремился историю Тернополя максимально очеловечить, «заселил ее людьми, а не только домами, улицами или событиями. История — это люди, город — это люди. Мой взгляд на Тернополь — это также взгляд сквозь призму культуры. Культура — это то, что отличает человека от мира природы (хоть человек и слишком отдалилась от нее, к сожалению). А культуру я рассматриваю широко — это и мировоззрение (менталитет) горожан, в т.ч. их привычки, стереотипы, предрассудки, предубеждения, табу, а также быт, образование, мода, этикет, искусство.

 

Кроме того, у нас просто не было истории Тернополя как текста-баланса между рассказом и «картинкой», представленного последовательно хронологически, но не хроники и летописи. У нас была очень добрая история улиц и домов досоветского Тарнополя от Любомиры Бойцун. У нас были научные разведки разных периодов истории города. Я сделал попытку сделать целостный продукт. Думаю, Тернополь заслужил свою научно-популярную историю, которую хочется взять в руки и читать, чтоб больше понимать свой город — и при том наслаждаться.

 

— Откуда вы черпали информацию об истории города? Осталось много информации о прошлом, удалось осуществить какие-то исторические открытия, опубликовать факты, которые до сих пор не были обнародованы?

 

— Сведения о прошлом черпал из всех доступных источников — историк не имеет права пренебрегать ни одним. Однако нельзя отдавать предпочтение тем источникам, которые позволяют расширить взгляд на историю города и тем самым лучше его понять. Я привлекал актовые источники (официальные и личные деловые документы), периодику (и не только тернопольскую), личные источники (переписка, воспоминания и тому подобное), художественную литературу, вещественные источники, изображения — чем больше источников и чем разнообразнее они, то адекватными будут наши представления об истории и культуре города.

 

С первого взгляда информации всегда не хватало, а то ее и вообще нет. На самом же деле она просто скрыта. Надо уметь ее искать, а найдя — расшифровывать и интерпретировать. Источники никогда не дают прямых ответов на наши вопросы.

 

Конечно, ориентирами были исследования ученых (и не только историков). Приходилось не только знакомиться с их исследованиями, но и часто проходить их путь заново. Сам я тоже исследовал различные проблемы истории Тернополя на научном уровне. Мне удалось обнаруживать малоизвестные или неизвестные факты истории. Конечно, их можно прочитать в книге. За то, что книга популярна, я пытался представить больше фактов, которые могут быть интересными для читателей. Однако наводил и имена исследователей, которые эти факты выявляли или выражали определенные гипотезы, указывал места, где хранятся достопримечательности Тернополя и тому подобное. Любой из этих фактов можно для себя «раскопать». А историки, антропологи, культурологи, литературоведы, лингвисты, искусствоведы, археологи и другие тарнополісти могут продолжать более глубокие исследования нашего города.

 

 

— Согласны ли вы с мыслью, которая появилась после проведения археологических раскопок и исследования подземелий, о том, что Тернополь основан значительно раньше, чем в 1540 году?

 

Город Тернополь, сперва как укрепленное поселение Тарнополє, имеет точную дату основания — 15 апреля 1540 года. Полностью городом Тарнополь стал с получением немецкого и магдебургского городского права в 1548 и 1550 годах. Однако место, где сейчас существует Тернополь, было заселено и раньше.

 

Древнейшие следы прачеловека на месте Тернополя датируются 200 тысячами лет назад. Позже эти окрестности заселяли неандертальцы, люди эпохи неолита, бронзового и железного веков, славянские (и не только) племена.

 

В окрестностях Тернополя археологи исследовали и усадьбу времен Галицко-Волынского государства. Но этих и других фактов пока недостаточно, чтобы считать Тернополь более древним городом. В 90% городов основаны на месте более древних поселений, которые не были городами, и Тернополь — не исключение. Между этими местами пребывания людей или поселениями и городом Тернополем существовали «пробелы», а Тарнополє в 1540 году граф Иоанн Тарновский, воевода русский и коронный гетман, основал в пустынном месте Сопильче».

 

Я поздравляю археологические (и другие) исследования Тернополя, возможно, они позволят уточнить (даже «удревнити») дату основания, однако такие выводы пока делать рано. В своей работе я пользовался только научно проверенными данными. Если же и высказывал какие-то гипотезы, то обязательно называл, кто их высказывал, чтобы желающие могли сами их проверить, вооружившись научным подходом и методами.

 

— Почему важно исследовать историю Тернополя? Что это даст современным тернополянам, поможет что-то изменить?

 

Исследование истории — это способ самопознания. Почему мы такие, какие мы есть. Как случилось, что Тернополь именно такой, каким мы его видим. История позволяет проследить эти изменения. Следует понимать, что историк не может разбрасываться оценками, «хорошо» что-то было или «плохо». Конечно, как люди, мы называем преступление преступлением, знаем, что человеческая жизнь — священна. Все остальное — интерпретации. Куда важнее понять людей прошлого, человеческое общество, его составляющие. Исторический взгляд позволяет увидеть ценность разных времен, различить их наслоения на современном облике города, а значит — ценить их.

 

В современном Тернополе есть черты Ренессанса или даже Средневековья (они малозаметны, скорее угадываются — малозаметные перепады рельефа, которые были древними укреплениями и др); есть черты галантного XVIII века — например, элементы рококо в доминиканском костеле (нынешняя греко-католическая катедра); является наполеоновская эпоха с ее ампиром (это здание Загса, в котором горожане оформляют браки, или перестроена церковь «на рогатке»); есть модерн улиц Валовой, Русской или Черновола; является функционализм времена межвоенной Польши (Центр города и Новый мир); есть советские спальные районы времен утраченного промышленного потенциала Тернополя; есть пруд–озеро–водохранилище, которое в разные времена имело хозяйственное или рекреационное значение.

 

Осознание этих пластов и их ценность позволит бережнее относиться к городу. Старый Тернополь подвергался большим разрушениям и в XVII веке, и во время обеих мировых войн века ХХ-го. В 1944 году он был уничтожен вдребезги (говорят, на 85%), но за последние два десятилетия Тернополь был уничтожен всего, в сравнении с войной, — больше, чем под советской властью. Теперь это называется «реконструкцией». Здание можно уничтожить, «хорошо», облицевав или покрасив ее, надстроив сверху «мансарду» или покрыв металлочерепицей. Вследствие этого дом теряет образ своей эпохи. Старые дома можно «разбавить» новыми зданиями, нарушив целостность улице и таким образом искалечить, если не «убить» ее.

 

— В вашей книге очень важную роль играют люди, которые жили в Тернополе в разные времена. Какими были горожане, которые имели характерные черты и изменялись ли они со временем? Или есть что-то в людях Тернополя, что остается неизменным на протяжении веков?

 

Несколько черт действительно можно отметить. Горожане — это люди, которые формировались в нелегких условиях: татарские, шляхетские, казацко-татарские нападения… А потом — мировые войны с произволом завоевателей, нищетой, беженцами, зміннолю военной фортуной, в которой «крайними» остаются гражданские горожане. Поэтому главной чертой тернополян всех времен был до предела заостренный (отточенный) инстинкт выживания.

 

Отсюда и другая черта — предприимчивость. Тарнополь сразу был важным торговым городом, в нем изначально было три ярмарки в год, не считая еженедельных торгов. Конные ярмарки славились вплоть до ХХ века. Эта предприимчивость была специфическая, надо было уметь «считать копейку». Поэтому время от времени так же наблюдаем и нечестную конкуренцию, и обман в торговле.

 

Иван Франко даже написал в свое время статью «Тернопольская нравственность» именно об этом.

 

Еще одной особенностью было то, что горожане умели забавляться, насолоджувуатися жизнью. Нелегкие условия этому способствовали. Также город был центром товарищеского жизнь шляхты, здесь был престижный учебное заведение — шляхетский конвикт. Поэтому в Тарнополе были и гедонистические субкультуры шляхтичей-балаґулів и тернопольских батяров — махабундів. В городе всегда были талантливые музыканты и актеры, любители театра. Однако город не умел задерживать надолго возле себя таланты. Поэтому долго в Тернополе не было полноценного литературно-художественной жизни. К счастью, эта ситуация изменилась. И такая среда в Тернополе наконец есть.

 

Все-таки Тернополь — очень conformal, пристосуванське город. Эта черта не является уникальной для тернополян — это общее социокультурное явление европейско-американского пространства.Если раньше причиной приспособленчества были постоянные угрозы, то после Второй мировой войны — поток новых «мещан», выходцев из села, которых город не смог урбанізувати, превратить в полноценных носителей урбанистической культуры. Только часть из них влилась в городскую культуру, другие всячески ее примітивізували. То есть город не сумело «переварить» этот поток.

 

Изменится ли это — зависит от всех нас. Главное — надо любить город, в котором ты живешь. Недостаток такой любви, увы, — это еще одна черта тернополян уже длительное время. От любви к своему городу и желание его изменить к лучшему.

 

Еще одной из ярких черт тернополян во все времена был их консерватизм, неприятие или очень медленное восприятие всевозможных изменений. Этот мещанский консерватизм особенно характерен для Тернополя, в котором было свое мещанство со своими «плюсами» и «минусами». Были мещане, была мещанская культура, была и мещанская мораль — и то, что в культуре романтизма называют філістерством. Признаком консерватизма был образ тернопольских мещан, которые в конце XIX века в своей одежде сочетали европейские сурдути или платья с сапогами или платками. Этот консерватизм определенной степени остается до сегодня. Однако теперь население значительно мобильнее, и эта черта постепенно отступает.

 

— Учитывая историю города, что бы хорошо понять тернополяне? Что вы как автор их всем желаете?

 

Уважайте и любите Тернополь, потому что скоро не будет что почитать. Не уничтожает то, чего вы не создали. Не ведите себя как оккупанты в городе, в котором живете… У меня уже заказывали книгу бывшие горожане, что сейчас живут в Нидерландах, Бельгии, Швеции, Чехии, Польше или в других городах Украины. Однако хотелось бы, чтобы и нынешние горожане не строили из себя всезнайку или равнодушного обывателя, а на самом деле узнавали больше о своем городе. Чтобы и своим детям, и гражданам этого мира рассказать о своем городе. Своей книгой я хотел в этом помочь всем жителям Тернополя или тем, кто любят и хотят лучше узнать этот город. Знания — первый шаг к осознанной любви и ответственного гражданства. Если мы уважаем труд наших предшественников, то и сами становимся достойными уважения. Любите и знайте Тернополь. Он того стоит.

 

 

Беседовала Юлия ТОМЧИШИН

Фотографии Ирины Дровницької и Нины Дунец

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика