Новостная лента

Тернопольский туризм: как есть на самом деле

07.10.2015

На Тернопольщине уже десятилетия развивают туризм. Чиновники придумывают программы и проекты, на их реализацию выделяют немалые средства, далее отчитываются, хвастаются успехами, проводят туристические выставки, издают буклеты. И туристический воз и ныне не сдвинулся с места. В то время, как соседний Львов, образно говоря, захлебывается от туристов, в Тернополь заезжал лишь единичные бродячие группы. Область, на территории которой больше всего замков, одно из семи чудес Украины – Днестровский каньон, самый высокий водопад и еще много изюма до сих пор остается Terra incognita для украинских и иностранных туристов.

 

Гора Бона в Кременце

 

В чем причина такой ситуации и насколько велик туристический потенциал Тернопольщины, решили узнать трое путешественников-энтузиастов: фотограф Тарас Хлебович, видеограф Андрей Кулян и тернопольский путешественник и велосипедист Роман Задорожный. Они совершили двухмесячную экспедицию «Transimperia или Путешествие по старому рубежом», посетили десятки сел и городов нашего края, отсняли несколько часов видео и сделали более тысячи снимков. Все свои открытия писали в соцсетях и уже сейчас работают над промо-видеороликом.

 

О Тернопольщину глазами рядового туриста, необходимость мифа и потеряна связь поколений в разговоре с Андреем Куляном (автор идеи) и Тарасом Хлібовичем.

 

 

Андрей КУЛЯН: «Наши дети побывали в Тунисе, Марокко, Египте, но не знают родного края»

 

— Какова цель Вашей экспедиции тернопольским краем?

 

Тарас Хлибович: Поскольку я был пресс-офицером в военной части, то наш проект я назвал бы диверсионно-разведывательная группа. Мы ездили по области общественным транспортом как обычные туристы, без всякого пафоса или сопровождения и замечали те вещи, на которые местные жители, обычно, не обращают внимания.

Вот, к примеру, построили в Тернополе новый автовокзал. Хорошее современное здание. Но вечером переночевать негде, туалет закрыт, кофе выпить негде, невозможно зарядить телефон.

Как разведчики, мы увидели и зафиксировали различные нюансы и проблемы, которые надо решать. К примеру, наличие банкоматов и возможность расчета картой в магазинах – это настоящая проблема, на которую никто не обращает внимания.

 

— Что, на ваш взгляд, больше всего препятствует развитию туризма на Тернопольщине?

 

Андрей Кулян: У нас нет мифа. Чтобы продавать продукт, нужен миф и его наполнение. А для того, чтобы его создать, продукт нужно исследовать, узнать о его преимуществах и недостатках. Никто за 25 лет независимости адекватно, правдиво, современно не показывал и не показывает особенности Тернопольской области. Мы назвали нашу экспедицию «Transimperia», потому что здесь куски двух бывших империй соединены воедино. А посередине город, который не выполняет функцию областного центра. Ему не хватает для этого ресурсов и мощностей. Все показывают на Ивано-Франковск и Львов. Зато Тернополь – город пенсионеров и студентов, которые являются чрезвычайно пассивными.

 

Вишневецкий дворец

 

Мы взялись за этот проект, ведь наша область – это некая tabula rasa, о которой не говорит правду. Ивано-Франковск не боится говорить, что на его территории жили жиды, поляки, венгры и много других национальностей. В Тернополе на день города даже не вспоминают о его основателя. Так вроде Яна Тарнавского не существовало.

 

Во время путешествия по старым рубежом мы увидели много интересного и это стоит популяризировать. Зато наши дети побывали в Тунисе, Марокко, Египте, но не знают родного края. Однако, чтобы привлечь сюда туристов, нужно сделать продукт, который не стыдно показать людям.

 

— О развитии туризма на Тернопольщине говорят уже давно. Для этого разработали десятки стратегий и безрезультатно. Какие ошибки, по вашему мнению, следует исправить, чтобы ситуация сдвинулась с места?

 

Тарас Хлибович: Тернопольщина имеет грандиозный потенциал. Мы открыли для себя очень много интересных мест со своими легендами, особенностями, историей. Развитие туризма – это не галочка, которую надо поставить для приличия. Это прибыльное дело. Это бизнес. Но для его развития нужно что-то делать. У нас нет качественной, количественной и правдивой информации про нашу область. Ее нужно изучать и реально оценивать. К сожалению мы потеряли историческую связь поколений. Большинство не заинтересовано в возрождении этой истории. Поэтому рушатся замки, люди растягивают старинный камней, утепляют исторические здания и раскрашивают их в ужасные цвета, завешивают старинные улицы рекламой и антеннами.

 

Мост в селе Плебановка Теребовлянского района с подсветкой смотрелся бы значительно привлекательнее для туристов

 

Речь идет не только о отдаленные районы, но и областной центр. Тернополь – это город озера и спокойного релакса в противовес Львову. Поэтому нам ни в коем случае не нужно подражать ни Франківськ, ни Львов с их подходом к туризму. Они нашли свою нишу. Им удалось сохранить свое довоенное лицо. А Тернополь, к сожалению, его потерял. Поэтому нам надо действовать по-другому, креативно, создавать мифы и популяризировать их, и заставить других в них поверить.

 

Андрей Кулян: Если у нас есть остатки замка, то так нужно писать в картах и путеводителях. Это не замок. А то мы приезжаем – видим лишь фундамент и руины.

Еще нам нужно использовать наш исторический потенциал, который может привлечь иностранных туристов. На Тернопольщине пересекались различные культуры, представители которых в свое время здесь находились и воевали. Это турки, венгры, французы, немцы, австрийцы, англичане, бельгийцы и много других народов. На территории Тернопольщины происходило много важных событий Первой мировой войны и места, где они происходили тоже могли бы стать интересным маршрутом.

Еще одна большая тама, которую можно было бы развивать – это еврейство на Тернопольщине и в целом – поиск родственников, людей, которые здесь родились и имеют здесь свои корни, но впоследствии были переселены или просто уехали.

 

Червоногородский замок теперь и некогда

 

— Вы побывали во многих городах и селах нашей области. Что новое открыли для себя и поняли?

 

Андрей Кулян: Результатом нашей поездки стало много интересных идей и замыслов. В частности, мы хотим проложить недельный маршрут по Тернопольщине с привлечением предпринимателей, рестораторов. Также в следующем году планируем месяц ездить по области на велосипеде, чтобы продумать увлекательное путешествие на двухколесном транспорте. Мы поняли, что у нас никто не знает, что такое аутентичная кухни. Во время нашего проекта я постоянно расспрашивал местных жителей, особенно людей пожилого возраста о местные блюда. Так останавливал бабушек и спрашивал: Что готовила ваша мама? Ведь у нас на всех фестивалях готовят шашлык. Туристов таким не заманишь. Поэтому мы планируем еще одну кулинарную разведку – будем ездить в села, искать старожилов и вместе с ними готовить блюда с их детства. Тернопольщина — сельскохозяйственная область. Однако мы совсем не знаем, как развивалась эта отрасль в нашем крае. Где музей сельского хозяйства, где история винокурен, фермерства? И это еще одна ниша, которую можно развивать.

 

 

Тарас Хлибович: Настоящим открытием для нас стали замечательные люди, которые живут в разных уголках нашей области и действительно что-то делают, меняют пространство вокруг себя.

Второе – это потенциал Тернопольщины, который требует особого креативного подхода.

Третье, у нас нет никакого надзора за состоянием старых зданий и их реставрацией. Иногда такое сделают, что лучше бы не реставрировали. Ведь в такой способ только испортили памятник.

Четвертое, Тернопольщине инфраструктурно не готов к туристам. Ни дороги, ни общественный транспорт, ни автовокзалы. Чтобы развивать туризм на Тернопольщине, нужно еще очень много работать и что самое главное – хотеть меняться, искать новые подходы и креативные решения.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика