Новостная лента

Три дня под знаком Василия Слепыш

03.08.2016

 

Мефистофель на сцене, Борец в душе, Миф для фронтовых побратимов. Не только уникальный голос (контратенор, а потом мощный бас-баритон), актерский талант, но и дар сплачивать вокруг себя единомышленников имел Василий Слипак. Даже после смерти этот магнетизм объединяет французских и украинских музыкантов, вместе с братом певца, Орестом, создали команду марафона «Тихие дни любви и музыка мира».

 

Звучит музыка Орфа, за дирижерским пультом Жан-Пьер ЛоРе

 

Цифра три стала символической: три дня (с 29 июня до 1 июля), три тематические марафоны, три измерения, как три буквы в позивному Василия Слепыш.

 

Первое измерение – духовное. Литургия в Храме Апостолов Петра и Павла – стала началом первого Дня, а выполнение Панихиды и всенощного бдения Кирилла Стеценко – его завершением. Написанные в начале ХХ века, эти произведения звучат не так часто. Исполнял произведения хор «Глория» под руководством.Сивохіпа.

 

Под шпилями Храма Св. Лазаря прошел первый день – хоровой марафон «От учителя к ученику – памяти Николая Кацала». Место проведения знаковое: в доме капеллы «Дударик», где началась карьера Василия. К участию в хоровом марафоне присоединились: мужской ансамбль «Kalophonia» (руководитель – Тарас Грудовий), Львовский муниципальный мужской хор «Гомон» (художественный руководитель и дирижер – Руслан Ляшенко), Львовская государственная академическая мужская хоровая капелла «Дударик» (художественный руководитель и дирижер – Дмитрий Кацал). Основой концертной программы стали духовные произведения.

 

«Калофонія» в очередной раз подарила возможность полюбоваться эталонным исполнением древних напевов. Зато хор «Гомон» предложил развернутую, хотя не вполне логично заключенное программу из опусов почти исключительно украинских композиторов второй половины ХХ века. Оба коллектива выполнили ряд повстанческих песен. Завершился марафон выступлением капеллы «Дударик». Дирижер Дмитрий Кацал выставил на суд публики «живую музыкальную антологию украинской духовной музыки». Звучали напевы из Литургии Киево-Печерской Лавры 12-14 ст., произведения Николая Дилецкого, Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Кирилла Стеценко и Александра Кошица, и нашей современницы Анны Гаврилец. Выступление было успешным. Особенно поразили юные солисты в виртуозных партиях Концерта № 3 Бортнянского. Конечно, не все удалось идеально: волнение все-таки сказалось. Были и интонационные неточности и мелкие недостатки в фразуванні, но не все опытные исполнители смогли бы выполнить лучше. Очень уместным завершением было совместное исполнение гимна «Боже, великий единый». Духовная музыка барочной эпохи также прозвучала и на могиле В.Слепыш в исполнении польской органистки Барбары Швідерської.

 

Орган на Лычакове: концерт Барбары Швідерської (фото со страницы Екатерины Гладкой)

 

Кроме богослужений, в Гарнизонном Храме состоялся концерт фортепианной музыки в рамках второго дня – фортепианного. Идея приобщить фортепиано в «Тихих дней» принадлежала Оресту Сліпаку. Очень гармонично в храмовую акустику вписались духовные произведения Ференца Листа, Золтана Кодаи, Оливье Мессиана. Это произведения-размышления, и в исполнении Ерміня они были настоящими музыкальными медитациями. В том же концерте «Kiev Piano Duo» исполнили Фантазию Франца Шуберта, «Отзвуки» Михаила Шведа и одну из частей «Немецкого реквиема» Йоганеса Брамса. Акустика Гарнизонного храма особенная, но не предназначена для инструментальных концертов, поэтому чтобы все нюансы были выразительными, исполнитель должен учесть эти особенности. Александра Зайцева и Дмитрий Тованець справились с этой задачей – доказательством стали громкие аплодисменты публики.

 

Второе измерение марафона – научный. Бесспорно, художественное событие с участием лучших львовских исполнителей и гостей из-за рубежа – действенный способ привлечь внимание к личности В.Слепыш. Однако, важно чтобы имя певца не смолкло вместе с последними аккордами. 29 июня Иван Ясной и Леонид Кантер презентовали документальный фильм «МИФ». После предпремьерных показа все зрители получили диск «Поет Миф». Также в списке событий был круглый стол «Василий Слипак и украинская диаспора: несыгранная роль» с участием украинских и французских дирижеров, композиторов и музыковедов.

 

Звучит музыка Орфа, за дирижерским пультом Жан-Пьер ЛоРе

 

И последнее измерение – концертный. Кроме ряда концертов Етелли Чуприк, Йожефа Ерміня и «Kiev Piano Duo» в рамках фортепианного марафона в завершение второго дня прозвучала «Кармина Бурана» Карла Орфа. Первая слава Слепыш связана именно с этим произведением. В 1995 г. во время фестиваля «Виртуозы» он исполнил одновременно две партии баритона и тенора. Сравнительно недавно кантата звучала на сцене Львовской филармонии. И хоть тогда в сопровождении оркестра и со световыми спецэффектами оставила яркие воспоминания, выполнения 30 июня было не менее впечатляющим.

 

«Дударик» в сопровождении фортепианного дуэта Оксаны Рапита и Мирослава Драгана, при участии «Краковской группы ударных» смогли достичь эффекта «оркестрового» звучания. Оба аккомпаниаторов продемонстрировали такое мастерское владение тембровыми возможностями фортепиано, что в их игре с легкостью угадывались ансамбле инструментов, которые есть в полной партитуре Орфа. Приятно удивили солисты Патрик Ґаре (тенор), Евгений Капитула (баритон) и Татьяна Дию (сопрано). Они не только первоклассные исполнители, но и хорошие актеры. Особенно правдоподобным «жареным лебедем» был Патрик Ґаре. Хоть в голосе Татьяны Дию чувствовалась нотка скованности, дискомфорта во время выполнения рекордно длительных нот в высоком регистре, ее по-девичьи чистый, полупрозрачный тембр только усиливал созданный ею чарующий образ. Евгений Капитула блестяще справился с задачей воплотить сразу шарик образов. За дирижерским пультом был Жан-Пьер ЛоРе, маэстро, который занимался карьерой В.Слепыш с момента их встречи в Париже. Публика была увлечена настолько, что исполнителям пришлось исполнить номер на бис. В заключение вечера Татьяна Вахновськая в сопровождении фортепиано и хора исполнила «Agnus Dei» Дж. Россини под батутой В.Сивохіпа.

 

Николас Краузе на сцене Львовской филармонии

 

Хоть первое июля выдалось дождливым, все события оперного марафона состоялись. Не просто так прозвучала мелопея «Орестея» Александра Козаренко. Василий Слипак был первым исполнителем камерной кантаты художника «п’єро мертвопетлює», поэтому их связывала творческая сотрудничество. Благодаря Сліпаку во Франции услышали о «украинского Моцарта» Д.Бортнянского. Опера «Алкид», которую для парижан поставил Жан-Пьер ЛоРе, на этот раз звучала во Львове. Исполнительский состав был действительно звездный: София Соловий, Патрик Ґаре, Марианна Лаба. Также в концертном исполнении приняли участие Галицкий академический камерный хор (художественный руководитель – Василий Яциняк) и Академический молодежный симфонический оркестр «INSO-Львов».

 

Кульминацией дня и всего марафона стал Гала-концерт на сцене Львовской филармонии. Дирижер из Франции Николас Краузе снискал расположение публики уже после нескольких первых аккордов увертюры к опере «Сила судьбы» Верди. Лаконичность и невероятная четкость жестов, умение «общаться» с группой, которая ведет мелодию, не теряя при этом контакта и контроля над всем оркестром обеспечили успех сотрудничества. Гийом Дюссо исполнил арию короля Филиппа из оперы «Дон Карлос» Верди. Легкая хрипливість в верхнем регистре только добавила пикантности и подчеркнула отчаянное положение героя, который осознал, что он некоханий. Знаменитую «Арию с жемчугом» из оперы «Фауст» Шарля Гуно выполнила Перін Медоф. Сильное бархатное сопрано исполнительницы на первый взгляд больше соответствовало бы Норме или другой более волевой оперной героини, чем наивной Маргарите. Однако умение грациозно и непринужденно держаться на сцене помогло солистке убедить зрителей, что она лучшая Маргарита из всех возможных. Юрий Шевчук исполнил две арии: Шарля Жерара из оперы «Андре Шенье» Умберто Джордано и арию Андрея из оперы «Тарас Бульба» Николая Лысенко. Пожалуй, большинство слушателей хотела бы услышать всю оперу Лысенко в таком профессиональном и сценически убедительном исполнении. Пол Ґоглєр (тенор) также заинтересовал исполнением арии Энцо из оперы «Джоконда» Альмікаре Понкьелли. Вместе с Гошей Ковалінською он исполнил дуэт Далилы и Самсона из оперы «Самсон» Камиля Сен Санса. Гоша стала любимицей публики, а исполнение «Признание» Юрия Тетерина утвердило успех. Эффектным завершением первого отдела стал квартет из оперы Верди «Риголетто» в исполнении всех солистов.

 

Во втором отделении концерта прозвучали две части из кантаты-симфонии Богданы Фроляк «Праведная душа» и знаменитая «Ода к радости» Людвига ван Бетховена с участием Олеси Бубелы, Натальи Озерской, Романа Коренцвіта, Владимира Дутчака. Все участники гала-концерта, а кроме солистов это также хоровая капелла «Дударик», Львовский камерный хор «Глория» и Академический симфонический оркестр Львовской филармонии звучали максимально хорошо.

 

Аплодируя вместе со всеми после возвышенных оптимистичных аккордов «Оды к радости», ловишь себя на мыслях о Василии, и о его вклад в общее, великое дело… И несмотря на то, что впереди долгий путь к победе, Орест Слепыш, Львовская филармония и все участники «W LIVE. Тихие дни любви и музыка мира» приблизили нас к победе на культурном фронте. Марафон закончился, но нас ждет еще Всеукраинский конкурс вокалистов им. В.Слепыш. Так что увидимся во Львовской филармонии в декабре 2017 – под мирным небом.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика