Новостная лента

Триумф бестиария

29.05.2016

Пополнение в семье монструозних чужих вполне оптимистично можно поздравить. Седьмой фильм франшизы «Чужой. Завещание», оказался адекватный новым представлениям о родовид – мускулистый, не глуп и … не страшный во всех аспектах. Чудесное дитятко!

 

 

Патриарх и родоначальник Ридли-батькович-Скотт родил новое, но используя при этом генную инженерию и клонирование. Более того, он использовал гены фактически только одного, первого ребенка. Не принял к семье незаконнорожденных детей, рожденных от других родителей: ни «Чужой» Финчера, ни «Воскресение» Гонит, ни, тем более, «противостояние» Андерсона. Только незаконнорожденного Джеймса Кэмерона, «Чужих», снисходительно допущено к столу.

 

Перезапуск всей франшизы, совершенный четыре года назад с помощью «Прометея», выявил целый набор «недоопрацьованих» генов. Это подтвердили и насмешки критиков, и хор протеста фанатов, и, наконец, голосование билетом массового зрителя: скромные кассовые сборы, едва-едва перекрыли расходы на огромный бюджет, прокат и рекламу. Первичное продолжение, написанное в довольно однозначном финале «Прометея», было решено делать иначе, и… перезапустить сам перезапуск, простите за тавтологию. Но именно так оно и выглядит – вектор развития остался тот же, с одним лишь дополнением: «Завещание» соединил в себе «Чужого», «Прометея» и несколько идей с кемеронівських «Чужих». Подозреваю, теперь именно «Завещание» отец Скотт будет определять как своего лучшего сына, правильного, «арийского» мальчика, идеально клонированного представителя рода, начатого в далеком 1979-го года. И будет его поучать: не лезь поперед батьки в пекло. Потому что, мол, это только отцу разрешено.

 

 

«Чужой. Завещание» – это чистейшая наука, инженерная конструкция, по объему работы подобная к восстановления поляками Старого города в Варшаве после того, как столица Польши была почти полностью разрушена во время Второй мировой войны. Старую Варшаву восстанавливали по идее вернуть городу вид не довоенный, а, скорее, на манер старых времен, XVII-го и XVIII-го столетий. Так же «Завещание» делался по лекалам двух старых, первых серий франшизы, и новейшего «Прометея» – он принес огонь очищения от скверны НЕскоттівських идей.

 

Итак, корабль с миссией. Экипаж спит в гіперсні. Хозяйничает – андроид. Первый конфликт: экипаж просыпается не тогда, когда надо. Первая интрига: получение сигнала. Далее – стандартная смена курса корабля. Затем – высадка на планету. Вторая интрига: нахождение артефакта. Второй конфликт: смерть членов команды. Третий: разрушение посадочного модуля. Потом – лирическая часть (в данном случае – сплошь сенсационная). Финал – борьба женщины-героя с монстром. Обманка со смертью чужого и на последних кадрах – крючок в следующую серию, подобный скорее из «Чужих» в «Чужую», чем с «Чужого» в «Чужих»… Понимайте это как хотите, но – подсказка – в этом есть крайняя интрига…

 

Как вышеизложенную структуру делали и наполняли? Три сценарные группы разобрали две первые серии франшизы на составляющие: первая группа занялись персонажами, каждый из которых выполняет конкретную функцию и имеет отведенное время для своей смерти, вторая – разложила по ящичкам детали, которые издавна являются признаками мира «чужих», третья – отметила маркерами повороты сюжета, что показывает ужимки в конкретное время, а потом собрала в кучу работу предыдущих. Все вроде то же самое, как и у всех остальных фильмах, но не так же, ибо перезапуск перезапуска требовал значительно больше, чем простого использования фантазии. Это как разобрать несколько домов, чтобы их даже не поцарапать, а потом собрать заново, но иначе, причудливее и одновременно стройнее!

 

 

Бюджет минимизировали за счет ранее разработанного концепта и большой части декораций и костюмов, заботливо сохраненных студией 20 CenturyFox после «Прометея». А съемки перенесли в Австралии и Новой Зеландии, в частности, в знаменитый Национальный парк Фіордленд (знаменит он еще и потому, что компания Microsoft использовала для заставки своей системы Window 10 фотографию с озера Квілл, и именно над этим озером пролетает корабль в трейлере к новому фильму Скотта). А еще существеннее помогли производителям рибейты: Австралия и Новая Зеландия с удовольствием вернули производителям средства за съемки на своей территории в обмен на изображение этой территории в кадре такого блокбастера, как «Чужой». Поэтому «Завещание» обошелся на 30-40 миллионов долларов дешевле, чем тот же «Прометей».

 

Для бизнеса это все очень важно, а в Голливуде без счета денег кина нет. Другое дело, что для таких, как Скотт, несомненно, небожителя и олимпийца, бизнес давно идет в паре с творчеством. Кто-то, конечно, может бросить в Скотта камнем – мол, здесь творчество в разрушении и повторном уборке домов, наподобие конструктора Лего. И все наше время является эклектичный, составленный из ранее и не нами придуманных составляющих. Поэтому теперь все дело в том, насколько у кого «толковые» руки и богатая фантазия, чтобы собрать с одного что-то другое. А Лего вообще на этом построила империю, и теперь дети всего мира спят и видят счастье в виде конструктора из Дании, где, к слову, существует целый город, построенный из где тальок Лего…

 

Голливудское кино – это тоже большой конструктор, а его пользователи – дети разного возраста. Поэтому и «Оскар» дают не за художественные качества фильма, а за мастерство, с которым этот фильм «собран». А «Чужой. Завещание» – это настоящее искусство сборки. Сборки генов.

 

 

И тут важно найти правильные сравнения: в волшебном мультике «Суперсемейка» один из роботов, придуманный злым мальчишкой Синдромом, имеет замечательную способность – учиться, запоминая движения противника и просчитывая каждый следующий его шаг. Очередной «Чужой» построен на этом же принципе. То есть, гены предыдущих серий дополнились своей собственной мутацией, развитием. И я считаю особым, прекрасно просчитанным в сюжете, ходом по мутации и развития самих ксеноморфів. Играя в бога, андроид Дэвид (в исполнении Майкла Фассебендера), решил заняться євгенікою. И, имея под рукой сотни спор чужих, вывел новый тип, безупречный. Не камень это в огород человечества – очередной от Скотта: монстры, адский инструмент для истребления людей, придуманный нашими же создателями, теперь гораздо больше напоминают нас самих, по крайней мере, своей способностью распрямляться и выглядеть максимально антропоморфно? Не камень в человечество было брошено и со стороны Кэмерона, который ввел в сценарий Берка (Пола Рейзера), представителя компании, которая мечтала сохранить чужих живыми, доставить на Землю и использовать в виде биохимического оружия?

 

Сейчас чужие приобрели еще более страшной, идеальной формы. И все – относительное, и идеальное так же. Поэтому Скотт пошел дальше – он непредсказуемо и шокирующе уничтожил идеальное. Самих Инженеров! Потом – предсказуемо – большинство героев-людей. И наконец, очевидно, главного плохиша, которого Дэвид создал с любовью, как сначала Инженеры – людей.

 

 

В общем, новый фильм Скотта можно назвать работой по исправлению ошибок, завещанию о том, что не надо было делать и как исправить сделанное. Главная ошибка в основе перезапущеної франшизы – давняя: создание Инженерами людей, как часть легенды «Прометея». Но если им не удалось уничтожить свое искаженное, по их мнению, отродье, люди зато могут уничтожить их. Главная ошибка в «Завещании» – изменение курса корабля и высадка на планету, невероятно красивую (Новая Зеландия) и нетронутую, как Земля к ее осквернения людьми (вспоминаем «Потерянный рай» Мильтона). Главный «виправляч ошибок», Скотт, решил уменьшить присутствие в фильме представителей инопланетной расы Инженеров, хотя именно к ним в предыдущем фильме полетела главная героиня. Потому что опрос показал, что эта линия отвлекает зрителя, для которого «Чужие» – это сначала триллер, потом фильм-ужасов и лишь в конце – научная-фантастика. Впрочем, с идеей чужих Скотт наигрался вволю, вероятно, воображая себя доктором Моро или Франкенштейном. То может андроид – альтер эго Скотта? В любом случае, именно его Скотт поставил вторым после ксеноморфів в списке главных героев. Ибо он – некое переходное между человеком и монстром, игра сценаристов (и Скотта) в концептуальность. Он для людей, как люди для Инженеров – творение, вышедшее из-под контроля и именно начало творить. Он – мутация, помешанное отродье, продление жизни и творец того, что жизнь забирает. Он стал чужим для человека, потому что перестал воспринимать людей единственно ценным.

 

… В серии, созданной Кэмероном, есть момент, который выпадает из фона кино и делает кино – реальностью. Девочка Ньют говорит: «А мама рассказывала, что монстров не существует». Существует, Ньют, существует. Вот только их гораздо труднее отличить от НЕмонстрів, ибо в обычном мире и те, и другие ходят на двух, их слюна без кислоты и отличный только цвет души, а ее не видно, в отличие от когтей и двойной челюсти чужого.

 

 

Ридли Скотт не зря поменял название первого фильма франшизы «Звездного зверя» на «Чужого», правильно сыграл на семантике слова, одновременно существительного и прилагательного. И так же правильно вернул название в перезапущену франшизу. И в общем правильно сделал, что послушал всех причастных и непричастных к проекту – фанатов, зрителей и критиков (или послушал последних – не уверен). Доработки, переделки, переписывания, перезйомки – это все сложилось в перфектный проект, в котором гораздо четче изложены идею, заявленную в предыдущем фильме. Минимальная доза страха, как главной эмоциональной составляющей жанра кіножахів, выгодно подтолкнула фильм ближе к «напряжение» тріллеру и «действенности» экшена. Хотя – это субъективно. Как и определения «Завещания» прекрасно клонированным плодом с претензией на искусство мастерства, с которым оно «изготовлено». Уверен в наличии неоднократных желаний зрителей попасть в создателей помидорами, указывая на многочисленные моменты, которые, как говорят, на голову натянуть не возможно. И это не удивительно: и идеальное все относительно, и Фома-неверующий сидит в генах человеческих. А в научном и тем более фантастическом сам Бог велел сомневаться.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика