Новостная лента

«Троллейбусная мечта» бурмистра Марцинкива

17.09.2015

Городской председатель Ивано-Франковска Руслан Марцинкив подписал Соглашение о подготовке кредитного финансирования проекта «Обновление троллейбусного парка г. Ивано-Франковска» с представителями Европейского банка реконструкции и развития. Город планирует взять в долг 8 млн. евро, на которые купит 40 новых троллейбусов. В целом ЕБРР готов предоставить 100 млн. евро кредитных средств украинским городам на обновление муниципального транспорта, и немало городов за эту возможность ухопилося. Но соглашение с ЕБРР, которая очень выгодна нынешней ивано-франковской власти, влечет за собой для города ряд рисков.

 

 

По словам старшего банкира ЕБРР Дениса Гаевого, Ивано-Франковск сможет получить кредит на 13 лет, причем первые три года — льготные. То есть выплата начнется с четвертого года и продлится 10 лет. Ставка по кредиту в настоящее время четко не определена, но она будет колебаться в пределах 4-7% годовых в зависимости от кредитного рейтинга города. Кроме того, город может претендовать еще на гранты в размере 1,5 млн. евро.

 

Руслан Марцинкив отметил, что новые троллейбусы позволят коммунальному предприятию «Электроавтотранс» конкурировать на рынке общественного транспорта и «потихоньку вытеснять частных перевозчиков». «Коммунальный транспорт — это практика европейская. Поэтому удобный современный транспорт, который мы сможем закупить за счет Европейского банка реконструкции и развития, является перспективой развития Ивано-Франковска как европейского города», — сказал Марцинкив.

 

Новый директор КП «Электроавтотранс», «свободовец» Виталий Голутяк, который возглавил предприятие только 1 августа, заявил, что вопрос, надо ли брать кредит, не стоит, ведь город и предприятие заинтересованы в этом проекте. В то же время он признал, что предприятие вряд ли сможет самостоятельно возвратить кредитные средства. «Коммунальный транспорт в принципе неприбыльный. Но мы ждем увеличения пассажиропотока и благодаря этому планируем увеличивать собственные поступления», — пояснил он. А Руслан Марцинкив заверил, что с новыми машинами коммунальное предприятие сможет отвоевать свою долю на рынке, ведь сегодня только 22% рынка принадлежит «Электроавтотрансу».

 

Еще один представитель ЕБРР отметил, что кредит позволит городу экономить бюджетные средства. По его словам, новые троллейбусы потребляют на 30% меньше электроэнергии по сравнению со старыми. Кроме того, троллейбусы — это экологический вид транспорта, благодаря которому непременно уменьшится количество вредных выбросов и улучшится качество жизни франковцев.

 

Руслан Марцинкив подчеркнул, что жить по-европейски нужно уже сегодня, а не через 30 лет, поэтому необходим качественный рывок в сфере общественного транспорта. По убеждению городского головы, именно проблема общественного транспорта является одной из главных, что и показала предвыборная кампания на местных выборах. Отметим, что тема транспорта и действительно повлияла на ход кампании, в рамках которой реальные шансы на победу имели сразу четыре кандидата. Руслан Марцинкив пообещал обеспечить бесплатный проезд для школьников в общественном транспорте, и это добавило ему несколько процентов голосов, которые в итоге оказались решающими.

 

Итак, из всего сказанного вырисовывается идеальная картинка о европейского бурмистра, который обеспечит своих избирателей европейским транспортом. Однако «дьявол кроется в деталях». «Z» поинтересовался у городского правительства, какой будет экономическая модель возврата кредитных средств. Ответ таков: соглашение является предварительным, и на этот вопрос будут искать ответ в процессе разработки технико-экономического обоснования. Отметим, что «Электроавтотранс» завершил 2015 год с убытком на сумму 6 миллионов гривен. В 2016 году город решил выделить 23 миллиона гривен на компенсацию проезда льготных категорий населения (в предыдущие годы компенсация предоставлялась из государственного бюджета, но Кабинет Министров отказался от этих обязательств в процессе бюджетных изменений).

 

Кстати, грантовые средства, которые банк привлечет для Ивано-Франковска, потратят только на подготовку проекта. «Банк будет пытаться мобилизовать грантовые средства для технического сотрудничества под управлением Банка, при условии одобрения руководством Банка, для целей подготовки и осуществления проекта», — говорится в проекте соглашения, которое предоставили нам в горисполкоме. Так что 1,5 млн. евро гранта должны направить на разработку документации. Хорошо, если это будет действительно специалист и город не будет тратить собственные средства хотя бы на эти нужды.

 

Наибольшим риском кредита является то, что он будет выдаваться в иностранной валюте (евро). Немало украинцев до сих пор переживают шок от того, что полученные в иностранной валюте кредиты по курсу 5 к 1 сейчас приходится возвращать по курсу 24 к 1. Казалось бы, этот опыт должен был бы научить и чиновников. Но, как выглядит, городскую власть эти риски не слишком беспокоят. На вопрос, что планируют делать в случае еще большего обесценивания национальной валюты, — четкого ответа не прозвучало. Виталий Голутяк отметил, что курс гривни к евро не может предсказать никто, но обновлять троллейбусы все равно надо. Денис Гаевой согласился, что девальвация может создать трудности с возвратом кредита, но тот факт, что кредит растянут на 10 лет, имеет эти риски уменьшить.

 

В целом, оценивая перспективы проекта, стоит выяснить «цену вопроса». Власть не предоставила соответствующих расчетов, поэтому мы воспользовались обычным кредитным калькулятором на сайте одного из коммерческих банков. По этим подсчетам город в течение десяти лет будет тратить ежегодно 1 миллион евро на покрытие кредита. Если добавить средства, которые город уже сегодня выделяет на компенсацию проезда льготников, стоимость содержания «Єлектроавтотрансу» приблизится к 60 миллионов гривен на год.

 

Когда заходит речь об эффективности коммунального транспорта, власть заявляет, что во всем мире он работает убыточно и выживает благодаря дотациям. Этими арґументами власть прикрывает собственную несостоятельность зарабатывать средства в сфере транспорта. В противовес этому в городе работают частные перевозчики, которые имеют прибыль, не получая ни копейки дотаций. Конечно, на работу частников есть немало нареканий по качеству сервиса, однако экономическая эффективность их работы заметно выше, чем в коммунальных коллег.

 

Кредит ЕБРР на закупку троллейбусов нельзя рассматривать отдельно от других обязательств. Город уже сотрудничает с международными организациями в проектах водоканала, теплокоммунэнерго, проектах НЕФКО по модернизации уличного освещения. То есть кредитная нагрузка на город и его ключевые коммунальные предприятия уже является очень большим. Предыдущий городской голова Виктор Анушкевичус выступал против кредита на модернизацию системы освещения объемом 8 миллионов гривен, поскольку считал, что город и без того в долгах по уши. Однако городской совет и тогда согласовал кредит, и нынешний «троллейбусный», скорее всего, также одобрит.

 

Гарантии на кредит должен предоставить Ивано-Франковская городская рада. По планам соглашение должны подготовить к ноябрю 2016 года. После этого состоится тендер по закупке троллейбусов и уже весной 2017 года новый транспорт может появиться на улицах города. Для городской власти эта сделка имеет большое значение, ведь позволяет эффектно продемонстрировать горожанам результаты деятельности действующей власти. Три года льготного пользования кредитом позволят этой власти «почивать на лаврах» более-менее спокойно. А вот платить по счетам придется уже следующей каденции.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика