Новостная лента

TV-Showmustgoon

31.12.2015

Телеиндустрия в мире переживает невиданный взлет, обусловленный развитием технологий и настоящей глобализацией. Однако, очевидно, что уже за год нынешний взлет будет выдаваться куриным скоком. Впрочем, это нисколько не утолит восторга (разочарования) от художественного качества тех сериалов, которые мы рассматриваем сегодня. В конце года как раз и есть смысл определиться с перечнем лучших.

 

Поиграть в «подогрев» ожидание уже знакомого и поэтому желаемого – любимое дело садистов-телевизионщиков, которые главный свой капитал базируют на наркотическом связывании зрителя к сериалам. Кажется, первую «ломку» украинцы ощутили на «Рабыне Изауре», потом на «Санта Барбаре», а уже на «Докторе Хаусе» она достигла эффекта настоящей телезалежності. А на крутое дерево крутого надо клина. Поэтому зависимость от сериалов можно лечить только предоставлением большего количества сериалов. Ранее об этом не говорилось. А теперь и говорить об этом не приходится – это реальность, и прокатный план развития кино в ней постепенно оказывается в тени братьев-близнецов — телетрансляционного и интернет гигантов. Только одна компания, американский провайдер Netflix, потратила в этом году на создание оригинального контента 5 миллиардов долларов, а в следующем планирует потратить 6 миллиардов. И это – правда жизни. Хотя вместе с ней и хитрость. Ибо суть не в количестве, а в масштабе, суть в охвате всего, во власти и в деньгах. Каждый может подсчитать самостоятельно: если один человек платит за месячную подписку к Netflix’у от 7,99-11,99 евро, а провайдер теперь действует в 243 странах мира, то в результате собственники должны… Сколько? Много.

 

Сейчас в Netflix’у есть 30 шоу, а в следующем году будет почти вдвое больше, и линейка оригинальных программ вырастет до одной тысячи часов. Что это им дает (кроме денег, конечно)? Например, в этом году именно Netflix получило от флагмана американского телевидения, компании CBS, заказ на «интернет-прокат» последней серии «Стартреку: за пределами Вселенной», и только потому, что Netflix покрывает значительно большую территорий планеты, чем любой другой провайдер. И это при том, что это CBS является частью одной из крупнейших корпораций, а не Netflix. Кроме того, именно Netflix получил право снимать в Британии сериал про королеву Елезавету II, и этот сериал, «Корона», стал самым дорогим за всю историю, с бюджетом около 156 миллионов долларов. Что больше бюджеты «Игры престолов» и «Края «Дикий запад», которые делал другой телегігант, НПО, что является частью другой корпорации, TimeWarner. Добавим, что именно сериалы Netflix’у являются лидерами среди номинантов на солидную премию, «Золотой глобус». И в этом случае деньги показывают силу как возможность создать качество.

 

Сериал «Корона»

 

С одной стороны, потраченные на «Корону» миллионы четко продемонстрировали, что можно нанять высококлассных британских мастеров, вроде сценариста Питера Моргана («Королева») и режиссера Стивена Долдри («Часы»), получить разрешения на съемки там, где раньше не позволяли, и отремонтировать целые дворцы, заброшены и отданы на растерзание времени. А с другой – что деньги позволяют создать впечатляющий продукт, совмещая шик формы и значимость содержания. Ничего удивительного, якобы, но номинации на «Золотой глобус» говорят о чем-то больше.

 

И здесь есть смысл разделить сериалы по сезонной градации – на новые сериалы, которые в этом году имели премьеру, и сериалы, уже известны издавна. Очевидна мощность сериальных хедлайнеров «Карточного дома» (4 сезон) и «Оранжевого – хита сезона» (4 сезон). Но ориентация критиков и публики активнее направлена на новое. Поэтому в лидеры и «глобусов», и зрителей вышли историко-драматическая «Корона» и драматически-фантастические «Странные чудеса». Но если в первом случае все понятно – скандалы вокруг королевских особ, пышные антураже, величественные декорации и тому подобное, то в случае с «…чудесами» все иначе и… удивительнее. Это, по сути, такая себе смесь спілбергівського «И.Те.» и кінгівської «Той, что порождает огонь» с ландшафтами американской глубинки и с детьми в главных ролях. Так, интрига играет большую роль, однако магический, удивительный эффект создает весь кинематографический мир 8-серийного сериала. Цельность, полноценность и атмосфера хорошо-как-в-детстве этого мира втягивает зрителя, как приятно-ностальгическое прошлое. А неожиданно-яркая второплановая роль Вайноны Райдер с монстром в финале завершили формирование сериала-открытие года.

 

Сериал «Той ночью»

Собственно, в этой борьбе за место лучшего сериала года Netflix’у могут составить конкуренцию лишь единичные примеры. Возможно, центральным из них (в секции «драматические телешоу») есть продукт канала HBO «Той ночью» шоураннера Стива Зейлліана. Думаю, что актер Риз Ахмед не в последнюю очередь получил роль в спин-оффи «Звездных войн» «Бунтарь Один» именно через созданный им образ случайной жертвы, пакистанского юношу, в сериале НВО. Через его гипнотическое погружение и перевоплощение обычного, маленького человека после пребывания в тюрьме. А его тандем с Джоном Тортурро (он играет адвоката героя Ахмеда) может быть такой себе боевой единицей в борьбе за звание лучшего дуэта на ринге теледрам года, где в противоположном углу прыгать в звездно-полосатых трусах Пол Джиаматти и Дэмиен Льюис, двое актеров из «Миллиардов» шоураннера Брайана Коппельмана с канала ShowTime. Странно, но ни Пола с Демиеном, ни самих «Миллиардов» среди номинаций на «Золотой глобус» не выявлено. Как и в многочисленных иных премиях, наградах или рейтингах. Вероятно, выход сериала первого января – это пока слишком давно для памяти критиков и аналитиков.

 

Так же в сонме «десяток» и «двадцаток» «лучших» и «худших» по определению сериалов года не имеет «Черных парусов» (а 3 сезон этой пиратской одиссеи от канала Starz был настоящей бомбой), «Нарко» (Netflix, 2 сезон), «Страшных сказок» (ShowTime, 3 сезон, с неописуемо прекрасной Евой Грин), «Родословия» (Netflix, 2 сезон), «Хорошего поведения» (ТНТ, 1 сезон) и «Чэнсю» (Hulu, 1 сезон). Считаю, что «Ченс» от этого пострадал, ведь в нем были и (наконец добрый) Хью Лори и убедителен к мурашви по телу исполнитель второстепенной роли Єтан Суплі. Пусть Лори таки отметили «глобусівською» номинацией за роль в большой бульці под названием «Ночной администратор», но Суплі незаслуженно обошли вниманием.

 

Сериал «Чэнсю» (Hulu)

 

Кроме того, надо отметить, что большинство рецензентов и «академиков» намеренно или нет, но проигнорировали неамериканские сериалы и сериалы с признаком мистики, экшена и полицейской тематики. Пусть сериал о детективе «Босх» (Amazon, 2 сезон) и не дотягивает до «больших» наград, но зритель его настолько положительно оценил, что по рейтингам просмотров, еще до окончания сезона, канал объявил о продлении сразу на два дополнительных сезона.

 

Вполне можно понять невнимание к зомби-триллера «Штамм» (FX) – на 3-м сезоне он откровенно сдулся, и после 4-го канал решил поставить на нем точку. Но почему полностью проигнорировали «Изгнанника» (Cinemax) и «Экзорциста» (Fox)? Они являются безусловным развитием жанра о непонятное и потустороннее, ведь добавляют новые акценты и темы, драматично ловко и оригинально обыгрывают одержимость, демонов и их пребывания в человеке или в мире людей.

 

Стоит отдельно сказать и об экранизации комиксов, которые в течение двух последних лет заметно выросли из штанишек детского восприятия жанра. О массовом переходе во взрослую категорию еще говорить рано, и пока существуют «Флэш», «Стрела», «Легенды завтрашнего дня», «Супердівчина», «Готэм», «Агенты Щ.Ы.Т.» и «Сотня», комиксы будут восприниматься как развлекательная и максимально бесхитростная продукция. Впрочем, «Сорвиголова», «Джессика Джонс» и «Люк Кейдж» вывели жанр из тьмы примитива на свет (более-меньшей) адекватности. В этом смысле эффективную работу провели «Проповедник» (АМС) и «Эш против зловещих мертвецов» (Starz). Оба играют на поле комедийной фэнтези с приложением экшена, и играют мастерски, что отмечают и рейтинги, и продюсеры – первый из них продлен на второй сезон, а «Эш» будет 2017-го года уже третий сезон.

 

 

Интересно, что много продукции американских телеканалов и кинокомпаний создаются иностранными исполнителями. К примеру, британские производители получили в 2016 году более 2 миллиардов долларов от американских заказчиков. «Корона» была полностью произведена в Британии. Так же и другие сериалы того же Netflix’у, который за последние два года существенно развил сеть своих инвестиций, вкладывая деньги в производство фильмов и сериалов. Захватывающий эксперимент с формой в черно-белом французском «Погружении» режиссера, сценариста и шоураннера Филиппа Хайма – важный пример. 3-серийная форма мини-сериала довольно распространенная во Франции и Британии, однако не очень котируется в Америке и Азии. Тем не менее, Netflix взял его в свою библиотеку через наглядную оригинальность. Минималистичный стиль съемки здесь нисколько не помешал, даже наоборот. Думаю, это является развитием сотрудничества с Францией, где еще в прошлом году Netflix запустил собственного производства сериал «Марсель» с Жераром Депарьє и Бенуа Мажімелем в главных ролях.

 

В Италии Netflix подхватил исторического «Медичи» с Дастином Хоффманом и Ричардом Мэдденом. В Японии спродюсировал драматическую «Хибану», в Бразилии – утопические «3%». И к наградам они не дошли. Почему? Чем, например, хуже «Виктория» за «Корону»? Оба сериала сняты в Британии, оба – о королевах и их жизни, оба роскошные, масштабные и англоязычные. Понятно – «Виктория» не имела американского покровителя-дистрибьютора, а «Корона» имела… Поэтому оставим на секунду американцев.

 

Сериал «Национальное достояние»

 

В этом году Англия отличилась не только королевскими экзерсисами, и не только серией любимца всего мира, «Шерлока», «Безобразная невеста» (BBC). Пропустим довольно посредственного (к сожалению) «Тутанхамона» Питера Уэббера (TBC) и финальный, скомканная эпизод неповторимого некогда «Лютера» (ВВС), который сделал славу Идрису Эльбе. Скажем о мощный «Национальное сокровище» (Channel 4), истинно британскую актерскую, сценарную и режиссерскую величие, где толстяк Робби Колтрейн, если бы номинировался на тот же «глобус», своим талантом легко запихнул бы за пояс номинированных: и Билли Боба Торнтона с «Голиафа», и Мэтью Риса из «Американцев», и, тем более, Лива Шрайбера из «Рэя Донована». А сама тема «Национального сокровища» просто не представляется возможной для воплощения на американском телевидении. Собственно, даже культовое и исконно британское «Черное зеркало», чей 3-й сезон этого года продюсировал американский Netflix, потеряло свойство шокировать и теперь только пугает рейтингом TV-MA – «эта программа специально разработана для просмотра взрослыми и, следовательно, может быть неподходящей для детей в возрасте до 17 лет». К слову, чисто английское «Холистическое детективное агентство Дирка Джентлі» смогло попасть в Новый Мир только на канал американского филиала британского ВВС. Да и то, только через присутствие в главной роли американца Элайджи Вуда, и любовь американцев к автору «Джентлі», Дугласа Адамса. Иначе этого бурлеска, балагана и буффонады за океаном не увидели бы.

 

Это говорит не о равнодушии тамошних зрителей к иностранному продукту, а через невероятно мощный поток собственного сериального продукта на телеканалах, кабельных сетях и сервисах «по запросу». Только с 1 сентября до 31 декабря на этих платформах было предоставлено 350 различных шоу, сериалов, мини-сериалов и телефильмов. И к выше указанным хороших работ можно добавлять и добавлять, с полной ответственностью подписываясь за их качество. Потому что не возможно пройти мимо, скажем, мощный процедурал «Американская история преступлений» (FX) о скандальный суд «Народ против А. Джей. Симпсона», комедийную фантастику «Земляне» (TBS) о похищении инопланетянами, или канадский исторический экшен «Границы» (DiscoveryCanada) о конфликтах первых поселенцев и местных индейцев. Тем более – отличный психологический детектив «Лучше звоните Соулу» (АМС). Поэтому не удивительно, что взгляды американцев не дошли до яркого мистического детективную из Австралии «Трагедия в Кеттерінгу» и исландского полицейского детективную «Капкан». Другое дело –переоцененный продукт, которого в Соединенных Штатах было в этом году достаточно.

 

Например, сериал «Винил» (НПО). Его пилотная серия была настоящим эстетическим оргазмом, так глубоко, драйвово и со знанием дела создатели углубились в рок-музыку ‘70-х годов, со всеми ее LedZeppelin’ами, бесконечными дорожками кокаина и бурным обсуждением продюсеров дел с музыкантами. Но эту серию снимал сам Мартин Скорсезе. Может, поэтому все остальные серии оказались хаосом, в котором каждая часть, как и герои, ссорились с другими. Так или так, стомиллионный проект закрыли. Разочаровал новый сезон «Мистера Робота» (USA), который фактически повторил судьбу «Настоящего детектива» (HBO), чей первый сезон 2014-го очень высоко поднял планку ожидания, а год назад не смог к ней даже сравниться. Так же до неоправданных надежд стоит причислить и «Воду, что приходит» (USA): создатели играли в сны, пока практически в них заблудились и где-то там потеряли зрителей.

 

 

Но, наверное, наиболее переоцененными (или мной недооцененными) есть два самых масштабных американских сериала – «Игра престолов» и «Край «Дикий запад», оба производства HBO. Если первый из 100-миллионного динамического, психологического и шокирующего произведения с опцией must-see на 6-м сезоне круто нырнул к занудному бла-бла и чуть ли не драматической ну-когда-оно-уже-закончится, то второй от пилотной серии сразу замахнулся на шедевральність. Создание мира на основе оригинальной идеи – это всегда дело рискованное, дорогая и непредсказуемая. Конечно, Джонатан Нолан, который отвечал за идеи всех фильмов своего брата, Кристофера, начиная с фильма «Помни» и заканчивая «Інтерстелларом», риска не боялся. Как и компания-продюсер, для владельцев которой его идеи заработали миллиарды долларов. Свою идею он описал так: «Следующий раздел человеческой истории, в которой мы перестаем быть главными героями». 120 выделенных на 10 серий сериала миллионов долларов гарантировали размах постановки, привлечение сотен актеров и статистов с таким же количеством пошитых костюмов и создание для них декораций. Сюда же добавили и немало звезд. Идея на этом циклопічному поле была посеяна умело. И ответ на вопрос: прорастет все, как оно предусмотрено, мы узнаем только через полтора года. Хоть сериал и продлили на второй сезон, запланированный время его выхода перенесли, а это означает наличие сомнений в головах тех, кто определяет цену и кто платит.

 

P. S. В сухом остатке лучшим сериалом получается «Той ночью»… Впрочем, закину интригу: лучшим все же можно назвать сериал «Отрыв» все того же вездесущего Netflix’у. Что это за сериал – читайте позже.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика