Новостная лента

Творчество с привкусом венесуэльской кофе

10.02.2016

 

9 февраля 107 лет назад увидела свет украинская художница и иллюстратор с мировым именем Галина Мазепа, дочь премьер-министра правительства Украинской Народной Республики Исаака Мазепы. Большая часть его творческой жизни связана с далекой Венесуэлой, которая вынужденно стала «второй родиной» для талантливой украинки.

 

Галина Мазепа в молодые годы

 

 

Будущая художница была первенцем у молодых супругов Исаака Мазепы и Натальи из дома Сингалевича, которые как раз заканчивали в Петербурге университетские студии. Отец происходил из Черниговщины и по специальности был агрономом, но впоследствии посвятил себя общественно-политической деятельности, а мать родилась в Каменце-Подольском и была врачом-бактериологом.

 

Исаак Мазепа

 

 

Детские годы Галинки прошли в Екатеринославе (ныне – город Днепр), где молодая семья поселилась 1915 года. В 1920 году вместе с мамой и младшей сестренкой девочка уехала сначала во Львов, а в 1923 году – в Прагу, где находился в эмиграции отец.

 

Заметив еще в юном возрасте у Гали талант к рисованию, родители способствовали его развитию и дочку направляли на обучение в различных художников. Первым учителем будущей художницы был (еще в Екатеринославе) молодой живописец Николай Погребняк, который учил ее украинского орнамента и росписи пасхальных яиц. Во Львове она посещала мастерскую художника Юрия Магалевського, который ознакомил ее с иконописью и книжной графикой.

 

Юрий Магалевський и Николай Погребняк

 

 

В Праге отец получил диплом доктора юридических наук и устроился на должность доцента Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, а мать работала в государственном учреждении здравоохранения. Во время обучения в гимназии Галя посещала лекции в Украинской студии пластического искусства, в котором в то время преподавали Дмитрий Антонович, Сергей Мако, Кость Стахівський, Роберт Лисовский. После окончания изучала искусство в Художественно-промышленной школе. Затем поступила в Академию искусств в Праге, где училась у профессора Вилли Новака.

 

Сергей Мако (внизу в центре) с учениками в Украинской студии пластического искусства. Прага, 1926

 

 

Юная художница мечтала о путешествии в Париж и поэтому подрабатывала иллюстрированием юмористических журналов, которые выходили в Праге. Часами просиживала в кофейнях, пытаясь придумать интересные идеи для иллюстраций. Также иллюстрировала детские книги для чешских издательств, пражские женские еженедельники (Pražаnka, List pani a dívek, Frauenfreude, Mädchenglück) – оформленные им издания продавались почти во всех книжных киосках и книжных магазинах чешской столицы.

 

Олег Ольжич

 

 

Именно в этот период с легкой руки своего приятеля Олега Ольжича (Кандыбы) Галина Мазепа начинает знакомство с украинским народным искусством, особенно увлекается народной ношей – оформляет обложки к сборникам и открытки молодого поэта. Постепенно молодая иллюстратор получает новые заказы на художественное оформление украинских газет во Львове, разработка проектов костюмов для театров.

 

Обложка журнала «Новая Хата» за 1934 год в оформлении Галины Мазепы

 

 

1933 года Галине Мазепе удалось осуществить свою давнюю мечту – она посетила Париж, где встретилась с художником и театральным декоратором Николаем Кричевским, познакомилась с художником Василием Дядинюком, который как раз работал над известной серией украинских князей http://zbruc.eu/node/61290. Там же нарисовала портрет Владимира Коваля, своего будущего мужа.

 

Галина Мазепа. Портрет Владимира Коваля (1933)

 

 

Его работы быстро стали узнаваемыми благодаря выраженному собственном модерном стиля «модернизм этот состоял на небывалом до сих пор в нас простом рисунке и такой же простой композиции, а одновременно произведения отличались смелым и богатым воображением, при том были они всегда легко стилизованные, а отважные, контрастові, на удивление хорошо згармонізовані краски еще больше усиливали это впечатление…». Произведения Галины Мазепы успешно экспонировались на выставках во Львове, Праге, Риме.

 

Корзина с овощами (1937)

 

 

В 1939 году в Праге она вышла замуж за Владимира Коваля. Впоследствии у супругов родилось двое сыновей – Владимир и Юрий, судьба которых сложилась трагически: они погибли вместе с бабушкой Натальей Сингалевича-Мазепой в феврале 1945 года во время бомбардировки. Это семейное горе заставило супругов за два месяца покинуть Прагу и уехать в Германию, где оно на некоторое время остановились в Реґенсбурзі. Поскольку поездка была спонтанной, то почти все работы художницы и ее документы остались в Праге и их судьба неизвестна.

 

«Девушка с подснежником» (1947), «Дед и баба» (иллюстрация к сказке «Ивасик Телесик»), Реґенсбурґ (1947)

 

 

 

В конце 1947 года семья Кузнецов эмигрировала в Венесуэлу и поселилась в Каракасе. Владимир Коваль устроился сначала инженером-электриком на строительстве, а впоследствии преподавал в университете. В жизни Галины Мазепы начался новый творческий этап – тронута живописными и необычными для украинки венесуэльскими пейзажами и культурными традициями, она активно погрузилась в художественное творчество. Ее оригинальные работы внесли новое дыхание в культурную среду Каракасу и не могли остаться незамеченными.

 

Девушки с фабрики (1948)

 

 

1948 года художница начала работу в венесуэльской фільмовій компании Bolivar Films, где успешно иллюстрировала мультипликационные фильмы. Вскоре ей также предложили участие в популярном журнале для начальных школ «Tricolor», которое выдавало Министерство образования. На протяжении почти 25 лет его страницы украшали красочные и жизнерадостные иллюстрации украинской художницы. Вскоре ее оригинальные работы привлекли внимание нефтяной фирмы Shell, и художницу пригласили оформлять месячник Tópicos. Впоследствии производила цветные обложки для изданий Сreole, Farol, иллюстрировала книги издательства Министерства образования и INCIBA.

 

Галина Мазепа. «Автопортрет» (1950)

 

 

Но среди иллюстрированных Галиной Мазепой детских изданий были не только венесуэльские. Она получала заказы на иллюстрирование журналов для детей, которые издавала украинская диаспора – «Радуга» и «Крылатые». Также делала художественное оформление украинских «диаспорных» книг: «Говорит лишь поле» и «Звездопад» Николая Понедельника (обе Торонто, 1962 и 1967 соответственно), «Цветок счастья» Татьяны Белецкой (Торонто, 1967), «Сонцебори» Ивана Смолия (Брюссель, 1970), «Жизнь» Владимира Янева (Париж; Мюнхен, 1975) и др.

 

Обложки книг, разработанные Галиной Мазепой

 

 

В то же время не покидала живописи. В конце 1940-х и на протяжении 1950-х годов при содействии украинского художника и графика Святослава Гординского, который был инициатором создания Объединения художников-украинцев в Америке (ОМУА), работы Галины Мазепы экспонировались на многочисленных выставках этого общества. Но первая персональная выставка художницы состоялась в Венесуэле 1948 года в Museo de Bellas Artes.

 

«Запорожцы» (1957), «Дерево жизни» (1959)

 

 

Кроме этого, художница реализовала себя в художественной керамике, которую изучала еще в Праге – сначала производила дома изразцы, тарелки, человеческие фигурки (персонажи из вертепа), а впоследствии ее изделия изготавливали на двух керамических фабриках. За керамическую икону «Покрова Богородицы» Галина Мазепа получила в 1956 году национальную премию от Министерства образования Венесуэлы. Благодаря этому купила своим сыновьям фортепиано (после тяжелой потери снова получила возможность ощутить счастье материнства: в Германии 1945 года родился Богдан, в Венесуэле 1950 года – Иван).

 

Богоматерь (1951)

 

 

Супруги Кузнецов очень любила путешествовать – побывали в США, Канаде, Франции, Испании, Италии, Австрии, Германии, Голландии, Бельгии, где встречались с украинскими художниками, которых жизнь тоже разбросало по миру – в частности с Александром Архипенко http://zbruc.eu/node/52186, Николаем Бутович http://zbruc.eu/node/60625, Петром Холодным, Марией Дольницькою, Григорием Круком, Юрием Кульчицким, Зоей Лисовской-Нижанківською и др.

 

«Горячий вечер» (1955); «Дождливая ночь» (1972)

 

 

В 1986 году на V Международном конкурсе художников-иллюстраторов Noma (The Noma Concours for Picture Book Illustrations), который проводит два года Тихокеанско-Азиатский культурный центр под эгидой ЮНЕСКО, работа Галины Мазепы-Кузнец «Churun Meru» была отмечена специальным призом жюри.

 

Галина Мазепа. «Churun Meru» (1986)

 

 

Художница оставалась активной до последних лет жизни. Ее сердце перестало биться в Каракасе 1995 года, на 86-м году.

 

Богоматерь (1977)

 

 

Галина Мазепа всегда чувствовала себя украинкой и до последнего своего вздоха творила для родной культуры. Любила рисовать тушью, гуашью, маслом, темперой, но почти не признавала акварели. Главной темой ее произведений оставались родные традиции, сюжеты которых черпал из народных песен, преданий, сказок, народного быта, библейских мотивов. Всегда имела свой неповторимый стиль и не боялась экспериментировать, умело переплітала фантазию с действительностью, а в ее работах будто чувствовался этот привкус знаменитой венесуэльской кофе, которая пленит гурманов несравненным ароматом и разнообразием вкусовых оттенков и легких деликатных ноток…

 

 

 

Источники:

 

Гапак С. Художественное творчество Галины Мазепы // Дукля. – 1990. – № 6. – С. 57-60.

 

Гординский С. Искусство Галины Мазепы // Галина Мазепа. – Мюнхен, 1982. – С. 5-9.

 

Попович В. Портрет художника // Галина Мазепа. – Мюнхен, 1982. – С. 10-16.

 

Мазепа-Коваль Галина Исааковна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uk.wikipedia.org.

 

 

 

Фотографии: Галина Мазепа. – Мюнхен, 1982. – 192 с.; http://uartlib.org; https://esu.com.ua; http://www.histans.com; http://litopys.com.ua; http://diasporiana.org.ua; http://artes-almanac.in.ua

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика