Новостная лента

В Пятый Раз «Открываем Падеревского»

24.11.2015

 

Уже пять лет подряд в ноябре львовяне и гости города открывают для себя мир творчества Игнация Яна Падеревского. На самом деле, спектр звучаний фестиваля «Открываем Падеревского» презентует музыку не только Падеревского – учредители, председатель Польско-Украинской фундации им. И. Я. Падеревского, Адам Балла и пианистка Марианна Гумецкая ежегодно радуют интересной и тщательно продуманной программой. В жизнеописании фестиваля – музыка. Косенко, Бы. Лятошинского, Л. Ревуцкого, М. Скорика, Л. Сидоренко, В. Лютославского, Бы. Шеффера, Ф. Шопена, Л. ван Бетховена, Ф. Листа, Ое. Грига и других.

 

Адам Балла и Марианна Гумецкая на открытии

 

Шедевры мировой классики и лучшие произведения современности прозвучали в исполнении команды исполнителей, которая ежегодно дополняется новыми громкими именами. Те, кто следят за историей развития «Открываем Падеревского», почти привыкли на ежегодную встречу с Марианной Гумецькою, Каролем Радзівоновичем, Ежи Максимюком и Академическим симфоническим оркестром Львовской филармонии. Приятными неожиданностями являются выступления известных львовских исполнителей и гостей, среди которых композитор мирового уровня Кшишфтоф Пендерецкий, непревзойденный мастер киномузыки Кшемір Дембский, вокалистка Анна Мария Йопек, пианисты Петер Тот, Адам Водницки, Йожеф Ерминь и Наталья Пасечник, легенда польского джаза Лешек Можджер, звезды оперной сцены Ольга Пасечник и Анета Лукашевич, частый гость «Варшавской осени» виолончелист Анджей Бауэр, дирижеры Илья Ступіль и Владимир Сивохип, артисты Варшавской Камерной Оперы, театра «Альтер», ансамбля народного танца и песни «Мазовше», польско-украинской группы «ДаґаДана».

 

Лешек Можджер

 

Юбилейный фестиваль 2016 – одновременно и итог, и указатель векторов будущего развития украинско-польского культурного сотрудничества. Трудно предсказать, что ждет в будущем, но похоже на то, что художественный уровень события только расти. Вдохновение для таких мыслей пришло еще на открытии – концерте Лешека Можджера. Этот композитор и джазовый пианист давно уже не нуждается в лишней рекламе. На фестивале он не впервые, но начинать серию концертов с речиталю Можджера – очень удачный ход. Джазовые интерпретации мировой классики – вещь не новая, и в последнее время очень модная. Однако, многие музыканты склонны сделать из этого китч; но только не художник с таким безупречным музыкальным вкусом как Лешек Можджер. Композиции Шопена и Падеревского получили новое дыхание под его умелыми пальцами, как и сам инструмент, на котором он играл. Металлические цепочки и другие предметы помогли придать части звукоряда инструмента других красок. Одновременное звучание препарированной и непрепарованої частей звукоряда создало колористическое впечатление дуэта рояля и клавесина, рояля и арфы, рояля и ударных. Нотку шарма звуковой картине добавляла фигура музыканта, что играл босиком, – выхваченный из полумрака ярким светом лампы.

 

Антон Борковский получает награду PADEREWSKI

 

Второй день фестиваля традиционно объединяет два события. В этом году торжественную церемонию вручения статуэток отличия PADEREWSKI усилила единственная опера Падеревского «Манру». Как всегда, скульптурные портреты Падеревского (авторства Анджея Ренса) получили люди, которые своей многогранной деятельностью близкие по духу к самому Маэстро: политолог и философ Антон Борковский; пианист, который осуществил записи всех (!) произведений Падеревского, Кароль Радзівінович, председатель Польско-Украинской фундации им. И. Я. Падеревского Адам Балла и дирижер и директор Львовской филармонии Владимир Сивохип.

 

Опера «Манру» – единственная из польских опер завоевала Метрополитен Оперу, а одна из ее премьер (в 1901 г. сочинение поставили сразу в трех городах), как и дебют Падеревского-пианиста, состоялись во Львове. История цыгана Манру в свое время приобрела известность благодаря удачной экранизации: «Цыганка Аза» до сих пор остается любимым фильмом для немалой аудитории. Однако, мало кто знает, что повесть Юзефа Игнация Крашевского «Хата за селом» к этой экранизации имела по меньшей мере три сценические воплощения: как драма Габриэлы Запольской, драма в переводе Михаила Старицкого, и как опера Игнация Падеревского.

 

Опера Падеревского «Манру»

 

Краткое содержание оперы: На улице села весело – девушки готовятся к обжинок. Совсем другая атмосфера в доме Ядвиги – дочка Ульяна пришла просить прощения и помощи. Но ее надежды не оправданы: мать неумолима. Ядвига не может смириться со своим позором, и хочет, чтобы Ульяна бросила мужа-цыгана. Напряженную ситуацию еще больше загрострює приход Манру, который ищет жену. Усилия сельского знахаря Урока напрасны – примирения, которое он пытался устроить, заканчивается проклятием из уст матери.

Не только Ульяна отказалась от своих родных – коваль Манру также покинул цыганскую жизнь. Теперь их мир – одинокая хата за селом. Манру не дают покоя воспоминания о прошлой жизни. А тут еще мелодия скрипки Ягу уговаривает податься в странствия. Последней каплей становится появление цыганки Азы, которая выросла в красавицу. Скорбит и Ульяна, потому что сердце любимого удаляется от нее. На короткий миг волшебный напиток, который дал Урок, наполняет сердце Манру прежней страстью – Ульяна счастлива.

Однако, не выдержав поединок с собой, Манру возвращается в лагерь. Очаровательная Аза помогает ему стать вожаком. Манру уезжает из села. Ульяна в отчаянии. Урок рассказывает несчастной, что Манру бросил ее с ребенком ради Азы. В порыве отчаяния Ульяна топится в озере. Урок, тайно любил ее, решает отомстить. Зная, что бывший руководитель лагеря Орос держит обиду на Манру, Урок подговаривает его убить кузнеца. Манру погибает на глазах у Азы. Опера завершается победным смехом Урока.

 

Признаюсь, что идя на концерт 12 ноября, была одновременно и настроена скептически, и полна надежд. Хоть Польша – недалекое зарубежье, возможностей познакомиться с ее оперным искусством (не покидая Львова) не так много. Нотка скептицизма осталась еще с предыдущих лет, когда в рамках фестиваля артисты Варшавской камерной оперы привезли во Львов «Галька» Станислава Монюшко. Зал Львовской Оперы был полон как никогда, и большинство зрителей были разочарованы – слишком много всего «пошло не так».

 

Но в этот раз и оркестр, и хор, и солисты звучали убедительно. Не удивительно, что опера «Манру» имеет такой успех – ведь музыка в ней очень яркая мелодически и гармонически, линии главных героев выпуклы и реалистичны, массовые сцены колористические, автор подкупает правдивостью и тонкостью изображения переживаний героев. Важную роль играет оркестр, который «дорисовывает» эмоциональный фон оперы. Исполнители главных ролей Мацей Командера (Манру), Магдалена Схабовська (Ульяна), Моника Лендзьон-Порчинська (Аза), Збигнев Вунш (Орос), Лукаш Мотковіч (Урок), Роберт Дымовский (Ягу) оказались в требовательных условиях: в ситуации неблагоприятной, неоперної акустики Львовской филармонии они должны были воссоздать противоречивые образы героев в сокращенной концертной версии.

 

Не всем исполнителям ранее выпадала возможность петь оперу «Манру» на оперной сцене и «пережить» вместе с персонажами их драму от начала до конца. Концертная постановка стала проверкой умения солистов быстро «переключаться» с всеобъемлющего счастья до отчаяния, сомнений в непоколебимой решимости. И все они справились с этим благодаря своему профессионализму и удачном отбора сцен для концертной постановки, которую осуществил Ежи Максимюк. Академический симфонический оркестр Львовской филармонии и Галицкий академический камерный хор (художественный руководитель – В. Яциняк) также были на высоте. Единственное – иногда исчезал динамический баланс: оркестр был слишком громким. Не потеряться в сюжете слушателям помогали реплики чтеца Збигнева Хшановського. После этой удачной, пусть даже концертной, постановки очень хочется увидеть оперу «без купюр» на оперной сцене.

 

Струнный квартет «Феникс»: Николай Гавюк, Петр Тітяєв, Устим Жук, Денис Литвиненко.

 

В противовес масштабной оперной постановке, следующий заход предложил гостям фестиваля Кароля Шимановского – фортепианный цикл «Маски» и «Мою вечернюю песню» (на стихи Яна Каспровича), а также Второй струнный квартет его современника Бориса Лятошинского. В концерте собрались звездные исполнители: К. Радзівонович, солистка Варшавской камерной оперы А. Лукашевич, Н. Гумецкая, струнный квартет «Феникс» (участники: Николай Гавюк, Петр Тітяєв, Устим Жук, Денис Литвиненко); все исполнители на фестивале не впервые; чтобы хоть кратко перечислить их достижения, стоит написать отдельную статью. Благодаря их безупречной технике и тонком музыкальном вкусе концерт изысканной камерной музыки принес слушателям минуты чистого эстетического наслаждения.

 

Последнюю фразу «Открываем Падеревского» – «Фестиваль – это праздник» – подтвердил концерт-закрытие. Впечатление от этого вечера поддерживали хорошее настроение еще в течение нескольких следующих дней. Ведь завершился он очень остроумным музыкальным шуткой от Кшесіміра Дембского. Сейчас музыкальные номера в стиле «музыканты шутят» приобрели популярность, но позволить себе такой изысканный юмор могут только исполнители высочайшего уровня. Сочинение о том «… что творится в бизнес-центрах, и за ними, и вообще в мире …» объединил в музыкальной игре Академический молодежный симфонический оркестр «INSO Lviv» и всех присутствующих. И оркестранты, и слушатели имели возможность вспомнить практику мимесиса – следовать за дирижером Дембським часто не совсем музыкальные, хоть и распространены в жизни звуки. Не знаю, кто получил больше удовольствия: дирижер, оркестранты, те, кому удалось скопировать все, или те, кто не мог этого сделать через смех, – но это было фантастическим контрастом всего концерта и фестиваля в целом.

 

Анета Лукашевич и Анна Юркштовіч

 

Заключительный аккорд по замыслу организаторов – программа из музыки к фильмам (и не только) Кшесіміра Дембского, и несколько песен Падеревского для голоса и фортепиано переложение Дембского для оркестра. На одной сцене выступили две солистки – Анета Лукашевич и специальная гостья Анна Юркштовіч. Солистка Варшавской камерной оперы Лукашевич разливала бархат своего меццо-сопрано, и уже второй раз вышла на сцену во время пятого фестиваля. Хорошее впечатление произвела Юркштович, с которой композитора сочетает длилась художественная сотрудничество: она исполняет немало песен Дембского до кинофильмов и популярных польских сериалов.

 

Эту программу исполнители уже «выносили на люди» – год назад концерт прозвучал в Пултуске. Тогда Академический молодежный симфонический оркестр «INSO-Lviv» (также под батутой Владимира Сивохіпа), Кшесімір Дембский как пианист-аккомпаниатор, и уже упомянутые солистки имели успех. Но 14 ноября во Львове они звучали лучше: исполнители по-настоящему «сыгрались», и ловили удовольствие от совместного музицирования. Атмосфера была на удивление легкой и непринужденной. Для меня часть музыки из кинофильмов была знакомой, а то, чего не слышала раньше, поразил своей содержательностью и свежестью звучания. Небанальная оркестровка, интересные динамичные ритмы, мягкий, с каплей прононсу, тембр Юркштовіч сделали атмосферу вечера. Звучали также бестселлеры: песня из фильма «польская Сибириада» и знаменитая «Мысль двух сердец» из фильма «Огнем и мечом». Этот сингл получил известность в исполнении Едити Гурняк, но Анна Юркштовіч предложила свое удивление нежное и взвешенное прочтение этой эмоциональной баллады.

 

«Открываем Падеревского» – это не просто фестиваль музыки одного композитора. Это возможность понять эпоху через деятельность неоднозначной, но многогранной творческой личности, и, одновременно, возможность увидеть отблески эпохи в творчестве художника. Это также хорошая возможность проследить переосмысление системы культурных ценностей на современном этапе. Интересно: чем удивит фестиваль в следующем году? Отсчет уже пошел, а нам остается, греясь воспоминаниями, с интересом ждать, когда после последнего аккорда гимна Ежи Максымюка организаторы объявят: «Шестой Фестиваль открыт!».

 

Фото с официальной страницы фестиваля.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика