Новостная лента

В плену гитары: итоги Guitar Vik

16.05.2016

 

Неделю гитарной весны, девять речиталів молодых гитаристов – в прошлом. Теперь время подвести итоги Первого Всеукраинского молодежного фестиваля классической гитары Guitar Vik. Замысел проведения от начала был рискованным – и так немало интересных художественных проектов в Львове происходят одновременно. Творческая отвага Петра Брюхіна, львовского гитариста, преподавателя Львовского музыкального колледжа имени Станислава Людкевича, организатора и художественного руководителя Guitar Vik, – получила свою награду: залы были наполнены, а заинтересована новинкой публика «вошла в азарт» и готова была посетить еще с десяток гитарных вечеров.

 

Guitar Vik продолжался с первого до шестого мая. Во Львов прибыли молодые исполнители от семнадцати до двадцати лет из разных уголков Украины: Северодонецк, Умань, Ужгорода, Тернополя, Луганска. Все участники фестиваля могут похвастаться неоднократными победами на Всеукраинских и Международных конкурсах. Однако, благодаря Фестивалю большинство из них были дебютантами: ведь Guitar Vik подарил возможность устроить первый сольный концерт.

 

Организаторы проявили изобретательность в подборе локаций для проведения гитарных вечеров. В основном это были камерные сцены Львова, которые благодаря своему неповторимому колориту усиливали особенно теплую и изысканную атмосферу каждого из девяти концертов. Последовательные слушатели получили бонус: не только возможность окунуться в плен теплого тембра гитар, но и еще раз побывать в зале Львовского драматического театра Леси Украинки, Доме Ученых, Пороховой башни, театра «Слово и голоС», Музея этнографии и художественного промысла, Камерной сцене Львовской областной филармонии, Малом зале ЛМК им. С.Людкевича, наведаться к художественного объединения «Дзига».

 

Азарий-Чадай Фесик

 

Перед открытием фестиваля Петр Брюхін, который имел возможность слышать музыканта из города Умань Азария Чадай-Фесик, охарактеризовал его как юного виртуоза с уже сложившимся ярким индивидуальным стилем. Концерт-открытие на сцене Драматического театра Леси Украинки только подтвердил каждое слово этой высокой оценки Азария. Программа концерта напоминала спираль: каждый ее изгиб – произведение, раскрывал новую грань музыки для гитары. Однако, спираль никак не соответствовала принципу «от более простого к более сложному». Каждый пункт концерта «Улан Батор» – композиция-испытания, композиция-тест на техническое мастерство (причем с совершенно другим задачи и наслоением исполнительских находок), композиция-индикатор художественной зрелости исполнителя. Азарий сдал этот авторский экзамен на 99 %. Первой прозвучала Прелюдия из Сюиты №2 для лютни Иоганна Себастьяна Баха. Известно, что немецкий маэстро, как и все художники барочной эпохи, был мультиинструменталистом, изобретал новые или совершенствовал существующие инструменты. Одной из его страстей была лютня – инструмент, близкий к гитаре. Для лютни композитор написал немного, но сегодня его опусы в переводе на гитару является важной частью исполнительского репертуара.

 

Испанского исполнителя и композитора Франсиско Тарреґу (1852-1909) за виртуозность стиля и неординарность творческого поиска называют «Сарасате гитары». Произведение «Воспоминания о Альгамбре» родился в роскошном доме в Барселоне, который семье Тарреґи любезно предложила меценат Конча Мартинес. Композиция принадлежит к позднему периоду творчества, и выражает впечатления после поездки до Гранады. На то время Тарреґа достиг высочайшего мастерства, а концертная романтическая виртуозность – своего зенита. Но Азарий не просто озвучил текст, а интерпретировал музыку незабываемо.

 

Совсем другого типа виртуозности от исполнителя требует медитативно-созерцательная музыка японского композитора Юкіхіро Йоко (1925 г.). Вариации на тему японской народной песни «Сакура» – философское повествование о павших Героев, души которых превращаются в прекрасное дерево. Необыкновенную вдумчивость проявил Азарий, играя это произведение. Исполнитель вслушивался в каждый звук, малейшая нота была визвучена – сочинение оставил хорошее впечатление. Несколько неуверенно прозвучала Прелюдия и Фуґа кубинского гитариста ХХ века Лео Брауэр (1939 г.). Глава кубинского музыкального аванґарду, автор одиннадцати концертов для гитары с оркестром, Лео Брауэр свои Прелюдию и Фуґу №1 написал после отказа от любой деятельности (педагогической, организаторской и концертной).

 

Возможно, полифония (пока что) не является сильнейшей стороной исполнительского репертуара Азария Чадай-Фесик. Небезукоризненности звучания опуса Лео Брауэр нельзя списать на усталость, ведь после этого солист с успехом исполнил Вариации на тему Анатолийской народной песни итальянского инструменталиста ХХ века – Карло Доменикони. «Бартока гитары» Доменикони привлекала культура Турции, которую он открыл для себя во время длительного путешествия по этой стране. Азарий продемонстрировал не только умение «вслушиваться» в мелодикой гитарной кантилены, поразить наслоением виртуозных элементов игры, но и раскрывать «не гитарную» ударную природу инструмента. Между строками Вариаций слышался целый оркестр ударных инструментов, характерных для турецкой музыки.

 

«Тихой» кульминацией была «Ностальгия» № 3 французского композитора Роланда Дьєнса (1955-2016). Название концерту дала последняя позиция программы. «Улан Батор» Матиаса Дюплессі (1972) – музыка полна величия, так как столица Монголии Улан-Батор, впечатления от пребывания в которой передает композитор. Произведение чрезвычайно сложное и требует хорошей сценической выдержки. Азарий выполнил его просто в совершенстве и компенсировал огрехи в полифонии сполна. Именно так нужно выполнять последний номер концерта, чтобы запомниться слушателям надолго.

 

Следующий фестивальный день пригласил слушателей сразу на два концерта. В 16–той в Доме Ученых выступил самый молодой участник Guitar Vik – Виктор Целуйко. Программа началась с произведений Й.С.Баха. «Сарабанда» и «Бурый» прозвучали по-барочном взвешенно и сорвали заслуженную бурю аплодисментов. «Паґаніні парагвайских джунглей» Августин Барриос Мангоре (1885-1944 гг.) авторский стиль сформировал в полной автономии от европейского искусства своей эпохи. В какой-то мере он остался «вне» времени, но возможно, эта «оторванность» помогла остаться не подобным ни на кого. Сюита «Собор» родилась под впечатлением от музыки Баха, которую парагвайский гений гитары услышал в исполнении органиста в одном из соборов Уругвая. Знаете ли Вы, что Барриос был первым гитаристом которому удалось записать на пластинки практически все свои произведения? Эти записи – возможность услышать не записанное автором и быть максимально достоверным к первоисточнику. Обратная сторона медали – опасность копирования авторского стиля. В исполнении Виктора три части из Сюиты прозвучали по-бахівськи изящно. Исполнительский стиль Целуйко отличается мягкостью, которой избегал Барриос-Мангоре. Виктору же удалось найти «золотую середину» между «электрическим» звуковидобуванням автора произведения и собственной манерой, которая уже вырисовалась почти полностью. Убедительно зазвучали все акустические находки композитора: уникальные гитарные тремоло, интересная техника арпеджио, выпуклое почти віолончельне звучание мелодии на басовых струнах на фоне причудливого сопровождения дискантових струн.

 

Не обошлась программа без произведения Роланда Дьєнса. Если воспринимать название на слух – «Tango en skay» – возникает когнитивный диссонанс между тем, что звучит и тем, что декларирует название. Однако, автору речь шла совсем не о небе: skaï – название фирмы, которая производит искусственную кожу. Молодому гитаристу удивительно тонко удалось уловить идею неподлинности этого танго, и не сыграть произведение как банальный танец. Токатну технику солист продемонстрировал в произведении Исаака Альбениса «Астурия», который можно сделать саундтреком к рекламе фестиваля – настолько он известен. В завершение речиталю гитарист исполнил сюиту «Коюнбаба» Карло Доменикони. Сочинение родился под влиянием турецкой культуры и содержит много звукозображальних, действительно эффектных элементов.

 

Жан Ави. Киев

 

С большим успехом этот же день прошло выступление Дениса Рыбальченко из Северодонецка. Кроме признанной гитарной классики произведений Иоганна Себастьяна Баха, Августина Барриоса Мангоре, Роланда Дьєнса, Астора П’яццоли, Денис сыграл виртуозную Сонату Николо Паґаніні. Итальянский Дьявол был только скрипачом, но и выдающимся гитаристом своего времени, поэтому неудивительно, что его гитарные композиции пользуются популярностью. Также прозвучали произведения Сергея Руднева и Константина Васильева. Пьеса «Путешественник во времени» последнего дала название концертной программе.

 

Настоящий фурор вызвала сюита современного французского композитора и художника Жана Ави «Земля Украины». Очень почетным и одновременно ответственным для юного гитариста из Северодонецка была львовская премьера цикла в присутствии Жана Ави, который прибыл специально из Франции. Сюита имеет четыре части, каждая из которых воплощает впечатления художника от пребывания в Киеве, Феодосии, Львове и Днепре. Мне повезло пообщаться с композитором следующий день и поинтересоваться, доволен ли он интерпретацией Дениса. Жан Ави выразил свое восхищение. Молодой исполнитель скорректировал темп выполнения во второй и третьей частях («Феодосия» и «Львов»), и это решение, по мнению автора, было очень удачным. Именно из-за того, что «Феодосия» прозвучала на йоту медленнее, а «Львов» – скорее, они произвели еще более сильное впечатление. Денису удалось точно уловить и передать именно тот первый эмоциональное состояние, в котором находился композитор во время написания произведения. Для Дениса Рыбальченко речиталь был действительно успешным: полный зал Пороховой башни невозможно было удержать от аплодисментов. Молодой артист исполнил произведение на бис.

 

Третий день фестиваля состоялся в одной локации. На Камерной сцене Львовской филармонии выступили два Юрии: Юрий Присяжный и Юрий Строгуш. Своего времени Присяжный был учеником экспериментальной школы искусств, поэтому теперь «пустил в ход» не только хорошую игру на гитаре, но и умение держаться на сцене и навыки ведущего. Харизматичный и инициативный, Юрий присоединился к организации Фестиваля. Свой сольный концерт Присяжный назвал «В ожидании новостей». Творческое волнение сказалось, к счастью, не на исполнительском мастерстве. Как ведущий молодой артист также дал себе совет, но мне повезло видеть как Юрий ведет «чужие» концерты – увереннее и интереснее. Не каждый исполнитель, даже с большим концертным стажем, выполнил бы такое комбинированное задание.

 

Чрезвычайно искренний и убедительный, Юрий отказался от сочинений Баха. «Мазурка» Мауро Джулиани, «Гранд соло» Фердинандо Сора, Вальс №3 Августина Барриоса-Мангоре были выполнены профессионально, с верным соблюдением стиля произведений. Однако, свое истинное исполнительское «я» Юрий раскрыл в «Ліберсонатині» Роланда Дьєнса (прозвучали вторая и третья части), «Зима» из цикла «Времена года» Астора Пьяцоллы. Эти эффектные концертные произведения, которые гитарист пережил до последнего нюанса, чрезвычайно близки его мироощущению. В завершение программы Юрий Присяжный оставил два очень колористические, интонационно интересные, с неожиданными каскадами технических приемов произведения современных украинских композиторов «Украинские горизонта» Александра Ходаковского и «В ожидании новостей» Александра Винницкого.

 

Не такую концертно-пописову, но не менее інтриґуючу и виртуозную программу подготовил Юрий Строгуш. Уже после первого пункта (Сюиты Анонима 17 века) понятно было, что завещается очень вдумчивый и точный, с удивительным умением улавливать тонкости стиля исполнитель. Звучала также и музыка.С.Баха (переложение для гитары «Сарабанди» и «Жиги» из сюиты для виолончели). Юрий так ловко выводил кантилену скрытую между звуками фактуры, что казалось, весь мир на мгновение остановился и заслушался. Не было ничего чрезмерного, или наоборот недостаточно визвученого в этом исполнении. Сам Бах был бы им доволен. В память на весь вечер и следующий день врезалась «Севилья» Исаака Альбениса. В переложении на гитару произведение зазвучал неожиданно богаче. Юрий сумел раскрыть скрытый потенциал пьесы. Европейскую часть программы закрыли Вариации на тему «Фолии» итальянского романтика Мауро Джулиани. Техникой Джулиани восхищался Людвиг ван Бетховен и даже написал для него несколько опусов. Вариация – это краткий конспект, квинтэссенция взгляда художника на гитарное исполнительство. Юрий предстал перед сложным творческим заданием, которое сумел с легкостью превратить в шанс продемонстрировать многообразие личной исполнительской техники. Юрий Строгуш включил в свой репертуар Прелюдию №2 украинского гитариста Михаила Вігули и российского гитариста Сергея Руднева «Липа вековая». Если хотите услышать музыку тишины – то «Липа вековая» в исполнении Юрия Строгуша – наиболее удачный выбор. Шарма и эмоциональности добавила ведущая вечера Екатерина Репа.

 

В более камерном зале молодого театра «Слово и голоС» Артем Поздняков раскрывал тайны страниц летописи. Вечер открыла Фантазия Х из сборника Алонсо Мударри (1510-1580). Его композиции, написанные для виолы, сегодня пользуются популярностью как составляющая исполнительского запаса классических гитаристов. Последовательно продолжая летопись Артем, обратился к музыке барокко: «Бурый» и «Дубль» из Первой Партиты неповторимого Иоганна Себастьяна прозвучали завораживающе. Два произведения гитариста-романтика, который совершил огромное влияние на развитие гитарного исполнительства, Августина Барриоса-Мангоре, «Ностальгия» и «Дон Перес празднует» в исполнении Артема прозвучали выпукло и эффектно. И хоть исполнитель имел определенные проблемы с инструментом (гитара постоянно детонировал), юный гитарист не моргнув и глазом находил возможность незаметно подстроить инструмент, не прекращая игры.

 

Также прозвучала Вторая сюита кубинского композитора-авангардиста Лео Брауэр (1939 г.). Центральной частью концерта стали два произведения первого учителя исполнителя, композитора Дмитрия Воротынцева «Среди суеты» и «Страницы летописи». В завершение прозвучал тандем гитары и фортепиано. Вместе с Анной Щибрик Артем исполнил две части из «Фантазии для джентльмена» Дюка Хоакина Родриго (1901-1999). Оба ансамблистов были равноценными, и стоит подчеркнуть редкостно хорошо ансамблювання (хотя должен заметить, фортепиано все таки детонувало ужасно).

 

Пятого мая в Музее этнографии и художественного промысла выступила единственная участница Guitar Vik Кристина Мартынюк. Исполнительница подготовила программу просветительского характера. Смелый и неординарный замысел, достойный восхищения: Кристина решила показать взгляд на жанр фантазии в свете всех эпох от 17 века до современности. Оставаться в рамках одного жанра – серьезный вызов исполнительском мастерстве и выдержке даже зрелого исполнителя. Кроме того, существует опасность быстро утомить слушателя. Но Кристина нашла хороший способ избежать возможных неудобств: перемережала фантазии композициями других жанров. Среди них – несколько дуэтов с сопілкаркою Юлией Янчин.

 

Жанр фантазии – очень давний. Такие композиции свободной построения, в которых «поток» музыкальной мысли не ограничивался никакими правилами, сначала не имели значение самостоятельного произведения. Очень популярными фантазии были в эпоху возрождения и барокко. Классики несколько прохладнее относились к этому жанру, а вот романтики буквально увлеклись им и стали «сдабривать» фантазийностью даже такие структурированные жанры, как соната.

 

Восторженные слушатели боялись лишний раз пошевелиться, чтобы ненароком не затенить едва уловимых піанісимо гитары, в исполнении Кристины услышали четыре фантазии: из сборника английского композитора Роберта Доуленда, (1610г.); композицию итальянского гитариста и оперного певца Луиджи Леньяні; Фантазию на темы из оперы Дж.Верди «Травиата» Франсиско Тарреґи, и, в завершение, – фантазию «Посвящение Френсису Клейнясу» Роланда Дьєнса. Если когда фантазия заповняла тишину между произведениями, то Кристина расставила акценты наоборот: между фантазиями прозвучать произведения.С.Баха, «Танго» Джейми Зенамона и «Война и мир» украинского композитора Дмитрия Воротынцева. Кристина Мартынюк и Юлия Янкин, несмотря на юный возраст, показали достойный исполнительский уровень.

 

Кристина Мартынюк и Юлия Янчин

 

Лирическим отступлением (вечер очень выделялся из общей концепции фестиваля) стал концерт ансамблей под названием «Jazz Vik». Непринужденная атмосфера, которая царила во время выступлений группы Lviv Hammond Trio (Кирилл Абрамов – клавишные, Игорь Гнидин – барабаны, Тарас Кушнирук – гитара), группы Manouche (Юрий Присяжный и Ярослав Кондира) и трио дебютантов Братьев Гладюків (гитара, ударные, флейта) была бы очень хороша сама по себе, но не в рамках Фестиваля классической гитары. Всегда интересно увидеть каждый инструмент с другой стороны, и публика, большинство которой посетила не один концерт, явно ожидала совсем другого. Артисты были слишком непосредственны на сцене, а программа далека от настоящего джаза. Не спасли ситуацию несколько джазовых стандартов (как например знаменитый «Караван» в исполнении братьев Гладюків или композиция «Когда ты уйдешь» в исполнении кларнетиста и ведущего Леонида Дробченка). Стоит ли в дальнейшем лучше продумывать концепцию подобных вечеров, чтобы стилистически точно компоновать их в целостную программу фестиваля.

 

Достойным завершением Guitar Vik стал концерт гостя фестиваля, гитариста Ярослава Бреславского (Ужгород – Донецк). Ярослав «перерос» возрастной ценз фестиваля – хоть он не намного старше всех участников Guitar Vik, однако между ним и каждым из них – целая пропасть исполнительского опыта. Каждый номер концерта Бреславского (а прозвучали Соната Ля мажор Доменико Скарлаті в аранжировке Лео Брауэр, трехчастная Sonata giocosa Хоакина Родриго, «Калінушка» Сергея Руднева, «Арагонская хота» Франсиско Тарреґи) – пример того, как должен звучать художественно совершенная игра.

 

Проблемы техники уже давно его не беспокоят, поэтому о ней говорить не целесообразно. Зато стоит говорить о музыкальности, отличное понимание тонкостей музыкальной формы и умение господствовать над ней, чистоту и выразительность голосоведения. Вершиной речиталю стало исполнение второй и третьей частей знаменитого «Аранхуеського концерта» для гитары с оркестром выпускника Парижской консерватории (класс Поля Дюка) Хоакина Родриго. Родриго – гордость испанской композиторской школы, а концерт «Аранхуэс» принес ему мировую славу в начале блестящей карьеры. Жаль, что в сопровождении самого фортепиано (я имею в виду совсем не добрую игру акомпаніаторки Алины Шевченко) концерт для фортепиано с оркестром зазвучал несколько обеднены.

 

Музыкальная команда Guitar Vik вместе: Ярослав Бреславский, Юрий Строгуш, Денис Рыбальченко, Петр Брюхін, Юрий Присяжный, Азарий Чадай-Фесик, Артем Поздняков, Виктор Целуйко. Сидят: Кристина Мартынюк и Елена Шумейда

 

Конечно, в Украине ежегодно происходит немало всеукраинских и международных гитарных конкурсов. Но ни одна победа не сравнится с возможностью выйти на большую сцену, до слушателей. Идея совместного музицирования артистов-воспитанников различных исполнительских школ из всех уголков Украины – уместна и актуальна. Залы были полны, публика научилась слышать и ценить неповторимый шарм музыки тишины. Меткие комментарии ведущих Елены Шумейди, Юрия Присяжного, Екатерины Репы, акустика удачно подобранных концертных эстрад создали теплую атмосферу каждого концерта в том числе, и Первого всеукраинского молодежного фестиваля классической гитары в целом. Я думаю, что человек, светлой памяти которой Петр Брюхін посвятил этот Фестиваль, – гитаристка, кандидат искусствоведения, глава львовской гитарной школы Виктория Сидоренко, безгранично радовалась бы, наблюдая за успехом Guitar Vik. А насчет актуальности, то вот вам «голос из зала» на одном из концертов (невольно услышала от слушателей): «Нам, музыкантам, такой фестиваль, как оказалось, еще нужней – как мало мы еще знаем о этот магический инструмент, о гитаре».

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика