Новостная лента

Век Якова: Я обвиняю

05.10.2015

 

В минувшую пятницу на телеканале «1+1» показали 4-серийный минисериал «Век Якова», экранизацию одноименного украинского романа-бестселлера 2010 года. На него действительно много кто ждал, и надежда базировалась на правильной идее – наконец использовали замечательный и признанный роман, где хорошо прописаны детали и линии, с нашей, а не чужой историей. И зрителя жестоко обманули. Имея надежду, как кусок хлеба для голодного зрителя привлекли к телевизору, а дальше дерзко плюнули ему в лицо… Это оскорбление, и ее нельзя прощать.

 

 

Что было в основе: роман Владимира Лиса, который по структуре описывал каждый из отрезков максимально трагического для Западной Украины XX-го столетия – с господством ляхов, потом советов, потом немцев, и снова советов, с войнами и революциями, сменой хозяев и власти, колективізаціями и репрессиями, ложью, грабежами, изнасилованиями и расстрелами. И наш романист зграбно и ярко вложил это в одну не слишком толстую книгу, а все события прикрепил к совокупной, символической судьбе одного парня, который прожил этот ужас, и теперь празднует сто лет со времен Независимости… В форме экранизации это должно быть украинским эквивалентом американских «Унесенных ветром» Виктора Флеминга, эпохального и знакового фильма для Соединенных Штатов. Ведь действительно, в романе Владимира Лиса будо все для масштабного (длиной в век!) ретроспективы человеческих драм и социальных катаклизмов на одной земле с одним народом. Были классные герои, живые на бумаге – их можно было увидеть! Были впечатляющие ситуации, когда становилось больно и хотелось плакать! Словом, недаром на литературном фестивале «Коронация слова» «Век Якова» назвали «романом десятилетия» и инсценировали на сцене Волынского музыкально-драматического театра.

 

Об экранизации говорили давно, потому что говорить было о чем, да и вообще – говорить легко. Но только год назад дело пошло дальше разговоров. Петух клюнул украинцев в задницу, и мы наконец додумались – только через войну, начатую Россией на Востоке – остановить поток российского телевизионного шлака. А сериалы давали наибольшие рейтинги, на основе которых телеканалы и жили, именно через рейтинги получая похвалу и деньги от своих хозяев, современных медиа-магнатов, миллиардеров и одновременно – политиков.

 

Посреди лета 2015-го телеканалы потеряли свой главный продукт, и даже тогда не спешили браться за голову, надеясь, что оно как-то пройдет – ли Украину завоюют, и Россия даст показывать свои сериалы бесплатно, Украина отменит свои националистические идеи с невиданными требованиями производить собственную продукцию, и еще – о ужас! – на украинском языке. Не произошло, как им думалось; а показывать все равно что-то надо. К этому собственное производство было минимальным – несколько сериалов в год. Конечно, русскоязычное.

 

 

Но новые веяния сказались. На «1+1» снова заговорили о Лисе, как об одном из немногих авторов, имеющих в своем активе бестселлер. Купили права на экранизацию (с неизвестно как прописанными вариантами – что сохраняется от первоисточника, а что нет). Наняли хорошего сценариста и тоже романиста, Андрея Кокотюху (с запретом что-либо рассказывать про творческий процесс). А куратором над всем этим, конечно, поставили главного продюсера канала с производства сериалов и фильмов Елену Васільєву, несколько лет назад приглашенную лично Александром Ткаченко из России, которая и до сих пор имеет российское гражданство. Ту самую Васільєву, что год назад «зарекомендовала» себя продюсированием сериала «Последний москаль», где, несмотря на название, именно украинцев выставляют последними хохлами, рохлями и деревенщиной. Нормально ли это?.. Вот вопрос, на который почему-то никто не отвечает.

 

Когда венгр Эндрю Вайна продюсировал такие американские патриотические хиты, как «Рэмбо» и «Крепкий орешек», думаю, ему не приходило в голову представить Америку страной идиотов, а венгров в ней – истинными интеллектуалами.

 

«Век Якова» – это дикая креатура современного извращенного понимания о том, каким должен быть телесериал по-украински, и это понимание – продюсерское, навязанное топ-менеджерами наших телеканалов, в отношении «Века…» – конкретно такими лицами, как Елена Васильева и Александр Ткаченко. Априори невозможно сделать хороший сериал, если он снимается за 40-50 тысяч долларов на серию, так же, как и невозможно снять сериал за 22 съемочных дня, за которые было снято «Века…». И тем более противно этой скоростью гордиться, что делал режиссер Бата Недич. Тот самый режиссер, «славный» российским сериалом «Пока станица спит», из которого в августе 2014 года выгнали Анатолия Хостикоева за отказ говорить ситуационно неуместны в Украине слова, прописанные в сценарии.

 

«Век Якова» нельзя назвать хорошим сериалом еще и потому, что он состоит сплошь из «говорящих голов». А кино – и телекино в частности – это не театр и не радио, здесь не должен все время длиться болтовня, и еще должна что-то происходить между репликами. Хотя бы что-нибудь! А то, что происходило в «Веке…», имело вид вечернего неба, или аистов в гнезде, или реки. Все было таким, чтобы ежеминутно, подражая Станиславскому, кричать – «Не верю!»

 

Взята за основу мексиканская модель «телемыла» уже давно превратила наше телепространство в целом, и особенно продукт телеканала «1+1» на большую бульку. Будто не имеет британских сериалов, польских и испанских, не говоря уже об американских. Аналогов «Века…» в мире просто не найти. Такое производится только в России, на грязную иглу которой прочно подсадили нашего зрителя. А может, это и не так; может, это только разговоры самих телеканалов.

 

Так или так, а «Век Якова» – это болтовня, еще и потому ложное, придуманное. Конечно, форма сериала кардинально другая, чем романная. И сценаристу нужно было сделать мистическую работу алхимика, превращая металл… по крайней мере, не металл. И сохранились ли те признаки, которые определяли книгу Владимира Лиса? Констатируем – нет. Быстрое и богатое на образы «Века…» потеряло все. Остался только скелет истории, и то, с переломанными костями: одни герои и детали исчезли, другие – появились, сюжетные линии переплелись, а времена потасувалися. Изменение структуры не является крамолой – скорее необходимостью и требованием формы. Но писаное Кокотюхой, и страшно искаженное редактурой Васильев, фон сценария превратилось в неживое еще до момента постановки. Я – против таких редакторов.

 

Я обвиняю таких продюсеров, как Александр Ткаченко и Елена Васильева в профанации работы и, соответственно, в создании заранее некачественного, несъедобного продукта, нагло выданного за съедобный. Минисериал «Век Якова» стал примером найпримітивнішої манипуляции общественным мнением: взятое за основу хорошую идею использовали ради показухи – мол, смотрите, мы же делаем украиноязычные продукты, екранізуємо украинскую литературу, мы – украинцы. И на самом деле это самая настоящая «потемкинская деревня».

 

Я обвиняю таких режиссеров, как Бата Недич. Без упоминания его предыдущих работ (сериалов «Ведьма» и «Хозяйка»), он провалил свою работу конкретно на «Веке…» – ее просто не видно. В чем была задача режиссера? Чтобы зритель уснул на бесконечных и однообразных «восьмерках»-диалогах? Или показать, как герой выходит из одного дома и заходит в другую – это режиссура? Эмоции героев настолько не подчеркнуты – это же кино! – что кажется их нет, потому что перед нами работы. И оправдываться отсутствием нормального финансирования и, зато присутствием безумной погони съемочного графика – не вариант: если режиссер знал тяжелые условия труда, и элементарно не мог вписаться в кабальный график, то должен был отказаться. Не можешь придумать, как разыграть мизансцену так, чтобы было интересно, динамично или оригинально – не берись. Разумеется, в нашей ложно принятой системе работы телеканалов, где оригинальность является скорее грехом, нежели добродетелью, режиссер остается слишком маленькой фигуркой на фільмовій доске производства, чтобы с него требовать качественного результата. Ведь телеканалам не нужно что-то другое, чем рейтинговое. А рейтинги, по информации самих телеканалов, делают сериалы вроде «Сватов» и «Центральной больницы».

 

И как в таком случае разрушить это черный круг уровня «ниже плинтуса»? Как отвадить зрителя от «мыла», от совковых тем и совкового исполнения? Возможно, так же санкциями, которыми наказывают страну-агрессора Россию? Теми санкциями, которыми был ограничен доступ лавины российских сериалов и фильмов на украинский рынок. Нужна новая система ограничения, но уже для самих телеканалов.

 

Ибо если «мыло» – это необратимость, тогда нужно просто поднимать качество его изготовления. «Мыло» бывает разным.

 

«1+1» гордится покупкой южно-корейских форматов? Пусть тогда пересмотрят самые корейские сериалы, чтобы понять как может выглядеть качественное «мыло». Чтобы далеко не идти, возьмем ближайший пример – романтический военно-медицинский сериал «Потомки солнца», и посмотрим не на размах постановки, использование вертолетов, количество локаций, и бюджет в 11 миллионов долларов, а на режиссуру в элементарном – в диалогах и в «воздухе» кадра, на работу художника-декоратора и актеров. Так же принимая «Век Якова», кажется, что у нас художников нет вообще, будто-то не было отснятых «Братьев», «Несокрушимой» и «Поводыря»: почему дом Иакова и в молодости, и в старости выглядит такой новенькой, будто в ней никто не живет? Почему костюмы всех героев такие нарядные, будто только из магазина для иностранцев – и даже когда рядом с героем бросают гранату, почему после этого на нем, уже мертвом, ни волосиночки? Почему все вокруг героев и вообще в фильме такое лубочне?

 

Определенный позитив в реакции некоторых зрителей вполне может быть связан с самим появлением «Век Якова» – в пустом поле и жук мясо. Наконец украиноязычный сериал! Наконец экранизация нашей и современной литературы! Наконец, истинная история, и то такая острая – с межнациональными конфликтами! И куча хороших и красивых актеров, пусть и лишь несколько из них способны говорить не искусственной, только-то выученным украинским. Есть общий позитив. Лед тронулся. Это немало.

 

И запуская собственное производство, помогая ему деньгами и законами, мы легко можем потерять начатое, пренебрегая главным – ответственностью. Узнайте, кто стоит за этим процессом? Кто руководит? Кто перекрашивается, делая хорошую мину при плохой игре? Соревнования в информационной войне безсенсовне, если в собственном войске царит сплошной саботаж, начиная от главнокомандующего.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика