Новостная лента

Виртуоз черно-белых клавиш

13.03.2016

 

Перед глазами – образы немого кино, а где-то совсем рядом звучит трогательная мелодия. И почти никто не догадывается, что там, за кулисами, ее вдохновенно творят хрупкие пальчики парнишки-подростка… Пройдут годы, и талантливый ученик искренне воздастся своим покровителям – учителю Василию Барвінському и Митрополиту Андрею Шептицкому – за возможность открыть двери в удивительный мир музыки.

 

Именно теперь, в 100-ю годовщину от дня рождения, хочется вспомнить подзабытое имя пианиста, педагога и музыкального критика Романа Савицкого.

 

Роман Савицкий, 1932

 

 

Будущий музыкант увидел свет в Сокале (современная Львовская область) в семье катехите в гимназии. Ивана Савицкого и Владимиры с Косоноцьких. Рос в доброжелательной и культурной обстановке, в которой детям прививали любовь к музыке и всему прекрасному. Поэтому и не удивительно, что уже в трехлетнем возрасте Ромчик имел хороший слух и хорошее чувство ритма.

 

Первая государственная классическая гимназия имени Архикнягині Елизаветы, Самбор, 1906

 

 

Сначала учился в гимназии в родном городе, а затем продолжил студии в Самборской гимназии, куда отец устроился на работу. Именно там парень почувствовал особое влечение к музыке, брал уроки игры на фортепиано в Ю.Ілевич и В.Вебера, делал первые шаги в імпровізуванні. Когда Роману исполнилось одиннадцать, в семье произошла трагедия – неожиданно ушел из жизни в. Иван Савицкий. Чтобы помочь матери, парень начал подрабатывать – с разрешения директора гимназии ежедневно в местном киноклубе на протяжении двух часов занимался музыкальным сопровождением к немому кино. Правда, руководство киноклуба «хоронил» юного пианиста за кулисами, чтобы публика не догадалась, что им играет… ученик. Это был полезный опыт, и вскоре Романа начали приглашать к участию в праздничных концертах, что их организовывали в гимназии. Также стал аккомпаниатором, а затем и дирижером самборского хора «Боян».

 

Богдан Пьюрко

 

 

В 1923 году Роман Савицкий вместе со школьным приятелем Богданом П’юрком, «таким же фанатом музыки, как и он сам», поступил в Музыкальный институт им. М.Лысенко во Львове. Обоим повезло учиться в классе композитора Василия Барвинского, который имел определяющее влияние на их мировоззрение, всегда гордился успехами своих воспитанников, за что имел особое уважение. Роману не раз внушал веру в себя и свой талант, отмечал его исключительные піаністичні способности и в конце рекомендовал продолжить музыкальные студии за рубежом.

 

Василий Барвинский

 

 

1927 года, после окончания института, Роман Савицкий получил стипендию Митрополита Андрея Шептицкого для продолжения обучения в Пражской консерватории. В течение года обучался в классе проф. И.Гежмана, а в 1928 году поступил в «Школу мастеров», которую успешно окончил в 1932 году под руководством проф. Вилема Курца, выдающегося чешского пианиста, музыкального редактора и фортепианного педагога. Чешские музыкальные критики сразу заметили талантливого украинца и одобрительно отзывались на его выступления в Праге, отмечая «знаменитый степень фортепянової віртуозности и редкую музыкальность в интерпретации».

 

Вилем Курц

 

 

Во время учебы не раз приезжал во Львов навестить маму и «дать відчит» своему патрону в его резиденции на Святоюрской горе об успехах на студенческой ниве. После завершения музыкальных студий Роман Савицкий вернулся домой и активно включился в развитие музыкальной жизни Галичины. Преподавал фортепиано в Музыкальном институте им. М.Лысенко, работая одновременно в Стрыйской и Самборской филиалах и впоследствии во Львове. Также как пианист активно выступал с концертами во Львове, Дрогобыче, Коломые, Перемышле, Самборе, Стрые, Яворове и тому подобное.

 

Роман Савицкий

 

 

В 1934 году Роман Савицкий был одним из инициаторов создания в Львове Союза украинских профессиональных музыкантов (СУПРОМ), на протяжении 1934-1939 годов занимал пост секретаря этой организации. Когда в 1937 году СУПРОМ начал выдавать профессиональный месячник «Украинская Музыка», он стал членом редакционной коллегии журнала и почти в каждом числе вмещал музыковедческие статьи, заметки и рецензии.

 

Фрагмент статьи Р.Савицкого «Проблема обучения фортепіянової игры» в ч. 5/6 «Украинской Музыки» за 1937 год

 

 

Рецензии Г.Савицкого в ч. 2 «Украинской музыки» за 1938 год

 

 

Того же года молодой педагог вступил в брак с поэтессой Иванкой Трешневською, а в марте 1938 года в браке Савицьких родился сын Роман (стал известным музыковедом, библиографом, исследователем кино и фотографии).

 

Иванна Савицкая (из дома Трешневська)

 

 

В то же время Роман Савицкий продолжал заниматься концертной деятельностью, подтверждая свое высокое мастерство и хорошую «форму» «думающего» и «интелигентного» пианиста, который «господствует над инструментом». Почти каждый концерт с его участием получал резонанс в львовском музыкальной среде. Высоко оценивал исполнительство Савицкого Станислав Людкевич, в частности его «тоску пальцовку, как и тонкие нюянси удара, плястичну и прецизну ритмику и динамику, спосібну к контрастових эффектов, в конце прецизну педалізацію», с которыми «лучиться у него хорошая и определенная память, психическая погода, свободен (не переборщений) температмент и шляхотний т. зв. пяністичний «Schnitt» или «Schliff», необходим для виртуоза». Известный своими критическими оценками модернист Антон Рудницкий писал в «Деле»: «Техническими «фаєрверками» он не блестить; зато здоровый, естественный музыкальный вкус стережет его перед антимузикальнимим несмачностями «технических» виртуозов».

 

Рецензия С.Людкевича на выступление Г.Савицкого, опубликованная в «Деле» за 9 октября 1932 года

 

 

В марте 1939 года в зале «Атлантик» (ныне – Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой) на Шевченковском концерте по случаю 125-й годовщины со рождения поэта Роман Савицкий впервые исполнил концерт фа-минор для фортепиано Василия Барвинского (к слову, оркестром дирижировал Николай Колесса).

 

Кинотеатр «Атлантик», 1938 год (фотография из коллекции Игоря Котлобулатова)

 

 

Того же года художника пригласили на должность доцента, а впоследствии декана фортепианного факультета только что созданной тогда Львовской консерватории. В течение 1941-1944 годов работал музыкальным редактором и музыкальным директором Львовского радио. Вместе с Романом Криштальським и Петром Пшеничкою был участником камерного трио.

 

После окончания Второй мировой войны и оккупации Львова советскими войсками Роман Савицкий вместе с семьей эмигрировал за границу, в Германию, где в лагерях перемещенных лиц в Карлсфельді и Берхтесґадені организовывал и возглавлял музыкальные школы (1945-1949).

 

В 1949 году переехал в США, поселился в Филадельфии, где в течение 1950-1953 годов преподавал в музыкальной школе и выступал как аккомпаниатор в украинском и американском средах. В 1952 году взялся за организации Украинского музыкального института (УМИ) с центром в Нью-Йорке и многочисленными филиалами в 11 американских городах. На протяжении 1952-1959 лет был директором и преподавал в нем, был мозгом, нервами и позвоночником» этого учреждения и «всего, что в ней делалось». Также в 1957 году занимал должность профессора Филадельфийской консерватории.

 

Здание Украинского музыкального института Америки

 

 

В то же время не покинул и концертной деятельности – как пианист выступал с концертами в городах Западной Украины, Киеве, Днепропетровске, Праге, в городах Германии и США. Было много творческих планов, но их оборвала внезапная и преждевременная смерть – на 53-м году жизни.

 

Роман Савицкий

 

 

Роман Савицкий является автором произведений для фортепиано, обработок украинских народных мелодий для молодежи, неопубликованной работы «Основные принципы фортепианной педагогики» (1954-1955). Коллеги называли Савицкого пианистом с врожденным благородством, «прекрасным ударом», «задумчивой» интерпретацией и безупречной памятью. В то же время его стиль был динамичным и ярким – исполнитель не боялся быстрых темпов и фортепианных экспериментов. Вне тем, в памяти приятелей он так и остался самой сильной индивидуальностью, человеком с ініціятивою, высокой інтеліґенцією, размахом и начальственных талантом…».

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

ар. [Рудницкий А.]. Роман Савицкий, пяніст // Дело. – 1936. – 27 окт.

Житкевич А. Он жил музыкой и для музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meest-online.com/culture/vin-zhyv-muzykoyu-j-dlya-muzyky

Кашкадамова Н. Роман Савицкий // Музыка. – 1991. – № 4. – С. 21, 24.

Людкевич Ст. Фортепяновий концерт Г.Савицкого // Дело. – 1932. – 9 окт.

Мудрая А. По случаю 90-летия славной украинской писательницы Иваны Савицкой [Электронный ресурс] // Время и События. – 2004. – 9 июл. – Режим доступа: http://www.chasipodii.net/article/1708.

Перед концертом Г.Савицкого // Дело. – 1932. – 6 окт.

Рудницкий А. Роман Савицкий // Свобода. – 1960. – 19 янв.

Среда А. Савицкий Роман // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. – Львів, 2011. – Вып. 18. – С. 294-296.

Ф. Концерт п-и Иванны Шмериковської-Приймової и Романа Савицкого в Яворове // Дело. – 1935. – 30 нояб.

 

Фотографии:

 

https://na-skryzhalyah.blogspot.com

http://photo-lviv.in.ua

https://shkolnanna.wordpress.com

http://www.encyclopediaofukraine.com

https://uk.wikipedia.org/wiki/Савицький_Роман

http://www.chasipodii.net

http://www.salomeamuseum.lviv.ua

https://martyniv.io.ua

http://www.lvivcenter.org

http://laurentiantestsystems.com

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика