Новостная лента

«Вы – свет мира»

08.11.2015

Доклад отца Михаила Димида про библейские тексты на Майдане во время конференции «Священное Писание в украинской культуре: канонические и неканонические тексты и особенности их рецепции» в УКУ

 

 

Скоро будем отмечать третью годовщину начала Євромайдану – Революции Достоинства. Отец профессор Михаил Димид, который провел много времени на Майдане как капеллан в своем докладе на конференции рассмотрел несколько из библейских текстов в контексте Майдана.

 

Попытка дать богословскую оценку событиям Революции Достоинства 2013-2014 годов будет неполной без взгляда на нее сквозь призму Слова Божьего. На Майдане, во время революции, можно было увидеть представителей многих Церквей, которые несли служение или просто выражали свою гражданскую позицию на основе Библии. Многих непосредственных участников мирного восстания впоследствии на этом источнике правды основывали свои рефлексии.

 

«А Я говорю вам: не противиться злому. И кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и вторую. А кто хочет тебя позивати и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю» (Мф 5, 39-40).

 

Воины спросили: «А мы что должны делать?». Иоанн Креститель ответил им: «Никому обиды не поступайте, фальшиво не доносите и вдовольняйтесь вашим жалованьем» (Лк 3,14).

 

Отец Петр Балог, который принадлежит к Ордену Проповедников, попытался оценить имеет ли право христианин, как участник Майдана, на силовой протест. Для этого он базируется в основном на словах Иоанна Крестителя к воинам, которые после крещения спрашивали его, что делать для прощения грехов. Именно такой вопрос возможного применения силы в случае необходимости всегда волновал многих верующих и неверующих людей. Это в частности актуально в случае Украины, которая прошла, да и в конце концов проходит, трудный путь к свободе. На этом пути, украинцы сталкиваются со смертями, необходимости силой защищать свою жизнь, которая также состоит из собственной свободы и права быть собой. По мнению отца Балога, правила поведения христианина в общественной жизни регулируются социальным учением Церкви, а главным фундаментом и ориентиром данного учения является Евангелие. Поучения Отцов Церкви, святых, церковные документы разных эпох стоят дальше в этом списке приоритетов. Когда христианин ищет ответы на то, как действовать в сложных жизненных обстоятельствах, то прежде всего должно искать советы Учителя, которым является Иисус Христос.

 

Многие, кто апеллирует к Нагорной проповеди, где Спаситель призывал своих учеников не противиться злому (Мф 5, 39-40), словами: «А Я говорю вам: не противиться злому. И кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и вторую. А кто хочет тебя позивати и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю». Однако, по мнению Балога, если бы Христова проповедь противоречила военном деле, то в представленные мессианской проповеди Иоанна Крестителя евангелист Лука иначе бы представил встречу величайшего пророка Израиля с воинами, чем это, он сказал: «Никому обиды не поступайте, фальшиво не доносите и вдовольняйтесь вашим жалованьем» (Лк 3, 14).

 

«Я призываю сегодня против вас на свидетелей небо и землю; жизнь и смерть появив я перед тобой, благословение и проклятие. Выбирай жизнь, чтобы жить на свете тебе и твоему потомству» (30 Вт, 19). Иисус говорит: «Я есть путь, и истина, и жизнь! Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14, 6).

 

Со своей стороны философ Юрий Черноморец говорит о феномене эсхатологического самооправдание, когда во времена кризисов становятся оправданными любые действия на пользу добра. Такое мышление является ошибочным в антропологічній редукции христианства. Ведь человек при всем его желании не может увидеть всю картину целостной, всю полноту видит только Бог. По мнению Черноморца, мы забываем простую истину: не мы судим, а Бог судит нас. Он вспоминает, что еще в Ветхом Завете через уста пророка Моисея Господь Бог сказал: «Вот два пути: путь жизни и путь смерти. Выбери путь жизни». Это было сказано народу, что оставил неволю и направлялся к земле обетованной. То есть, мы можем также рассматривать поведение участников революционного протеста, как тех, что стоят перед экзистенциальным выбором. Церковь, в каждом своем члене, должна была дорасти до сознательного понимания, как действовать в сложных условиях. Дать ответ, в первую очередь себе самому, где добро, а где зло. Идет здесь речь о полноте жизни, которая выражена в Иоанне словам Иисуса Христа: «Я есть путь, и истина, и жизнь! Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

 

«Лучший для меня Закон уст Твоих, чем тысячи золота и серебра» (Пс 119, 72).

 

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…» (Рм 8, 16-17).

 

«Как хотите, чтобы делали вам люди, так и вы делайте им» (Лк 6, 31).

 

Однако важно вспомнить еще дореволюционные события, когда украинские Церкви дали исчерпывающий ответ о том, как навести порядок в Украине. Все эти предложения были согласованы со Священным Писанием. Юрий Черноморец напоминает нам, что Церкви предложили еще в 2011 году три библейские принципы как национальную идею. Если бы политические силы строили отношения в обществе на этих принципах – многих проблем можно было бы избежать:

 

Первый принцип – необходимость уважения к закону, который иллюстрирует цитата из Книги Псалмов: «Лучший для меня Закон уст Твоих, чем тысячи золота и серебра» (Пс 119, 72).

 

Второй принцип – уважение к богообразності человека, который подтверждает апостол Павел в послании к Римлянам: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…» (Рм 8, 16-17).

 

Третий принцип – это принцип солидарности, о который напоминал нам сам Господь, о чем докладывает нам Лука: «Как хотите, чтобы делали вам люди, так и вы делайте им» (Лк 6, 31). Следуя Священному Писанию, поступки христианина не должны приумножать зло, а действовать с точностью до наоборот.

 

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими» (Мф 5, 9).

 

Поэтому вполне оправданной и правильной является поведение христианина, когда он всеми силами пытается противостоять злу. Из уст многих, в дни активных противостояний на Майдане, звучали слова Иисуса из Нагорной проповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими» (Мф 5, 9). На те же самые слова Спасителя, на мой взгляд лицемерно, ссылался управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Антоний (Паканич), когда хвалил молитву четырех монахов, которые стали спиной к «Беркуту» и молитвенно призывали народ к миру: «Мы одобряем этот поступок простых монахов, которые по зову собственной христианской совести вышли к эпицентру противостояния и обратились к людям со словом Евангелия. Господь призывает нас к миру и согласию».

 

«Будьте покорны для Господа каждой человеческой учреждении: царю, верховному властителю, то правителям» (1 Пт 1, 13-14).

 

Довольно распространенной среди противников Майдана есть позиция крайнего пацифизма, когда слова Священного Писания трактуются в ключе абсолютного покорения даже деспотической власти. Как пример позиция пастора Церкви «Поколение Веры» Александра Еппа, который в своей статье «Майдан!» критикует Революцию Достоинства, после того, как он посетил Киев. Свои аргументы Эпп подкрепляет цитатами из Библии. Показательным в этом случае является цитирование фрагмента из I Послания Петра: «будьте покорны для Господа каждой человеческой учреждении: царю, верховному властителю, то правителям» (1 Пт 1, 13-14). Однако, как часто бывает, когда желают навязать собственные убеждения, выбирают лишь отдельные цитаты, которые должны подкрепить субъективное мнение автора. Для того, чтобы не попасть на подобные манипуляции стоит знать библейский текст полностью, ведь Слово Божие нужно воспринимать в его целости. Важно понимать дух Писания, где нигде не найдется призывов бездумно повиноваться злу или способствовать его приумножению.

 

«Она слуга Божий тебе на добро. Когда ты делаешь зло, бойся, ибо недаром носит меч; он Божий слуга, відомщає и наказывает того, кто совершает зло» (Рм 13, 4-5). «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» (Деяния 22, 25).

 

Как замечает преподаватель богословия в Украинской Евангельской Теологической Семинарии Петр Кузнецов, что повиноваться власти – это не то же самое, что мириться с несправедливостью. В своем послании к Римлянам апостол Павел конкретизирует, какая власть достойна послушания: «Она слуга Божий тебе на добро. Когда ты делаешь зло, бойся, ибо недаром носит меч; он Божий слуга, відомщає и наказывает того, кто совершает зло» (Рм 13,4-5). Когда власть становится на сторону зла, и сознательно их совершает, христиане обязаны этому сопротивляться. Более того христиане имеют полное право, по примеру апостола Павла, добиваться справедливости. На нарушение своих законных прав апостол Павел замечает: «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» (Деяния 22, 25). То есть, с самого начала Революции Достоинства, еще в ноябре 2013 года, студенты имели полное право на протест, и это оправдано законом человеческим, так и Божьим.

 

«Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость […] родился вам в городе Давидовом Спаситель» (Лк 2,10-11).

 

Майдан с самого начала имел мирный характер протестов. Не раз протестующие, общественные деятели и политики, которые принимали участие в революционных событиях, пытались выйти на диалог с властью. Поиск единства и взаимопонимания велся в том числе и при содействии Церквей. Молитвы, которые звучали со сцены Майдана были теми дрожжами, что скріплювало дух и не давало участникам Революции Достоинства впасть в гнев или уныние. Такая атмосфера влияла даже на политиков высокого ранга, как например на одного из лидеров оппозиции Арсения Яценюка, который в Сочельник поздравил украинцев с Рождеством Христовым, напоминая всем, кто собрался на Майдане светлую новость от Луки, которую возвестил ангел пастухам: «Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость […] родился вам в городе Давидовом Спаситель» (Лк 2,10-11).

 

«Вот творю все новое» (От 21, 5).

 

«Приди, и, взяв крест, иди со мной» (Мк 10, 21).

 

Носить мирный характер – это не значит потакать злу. Поэтому есть моменты, когда христианину разрешено применять физическую силу, чтобы остановить это зло. Одним из первых, кто попытался осмыслить вопрос «справедливой войны», был святой Августин, а Катехизис Католической Церкви приводит четкие ситуации, при которых христианину допустимо употребить энергичные методы. Не легко, сознательно и осмысленно принимать вызов на силовое противостояние со злом. Но бывают ситуации, когда невозможно поступить иначе. В то время, как начиналось противостояние в январе 2014 года на улице Грушевского, философ Мирослав Маринович напомнил нам, что мы не должны уподобляться растерянным апостолам, которые в отчаянии бродили по улицам Иерусалима. Также Маринович вспомнил слова из Откровения апостола Иоанна: «Вот творю все новое» (От 21, 5). Поскольку новое в нашем грешном мире рождается только в муках, так же в муках изменяемся мы, наше сознание. Поэтому, за примером Преображения Господня, должна преобразиться также Украина. Такая перемена необходима, она может для всех стать символом, что старое умерло и рождается новый человек, но к этому все должны готовиться лично. Показывая, что дорога к переменам нелегкая, Маринович приводит слова из Евангелия: «Приди, и, взяв крест, иди со мной» (Мк 10, 21).

 

«Ибо если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. А кто знает, не на время, как этот, ты достигла царства!..» (Эсн 14, 4).

 

Николай Романюк, старший пастор Ирпенской Библейской Церкви, в завершении статьи о Майдан приводит цитаты из ветхозаветной книги Есфирь: «Ибо если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. А кто знает, не на время, как этот, ты достигла царства!..» (Эст 14,4). Здесь молитва Эстер вмещает элементы национального и личного крика. Признав свою слабость человек и народ позволяют Богу на победу. Можем считать, что Майдан стал для украинцев той точкой, когда нужно было действовать, и нельзя было поступить иначе, чем с помощью молитвы принять вызов на противостояние со злом.

 

«Я Хочу, чтобы мужи совершали молитвы на всяком месте, поднимая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тм 2, 1-4; 8).

 

«Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, как и тот, кто брата своего не любит!» (1 Ин 3, 10).

 

«Отче, прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк 23, 34).

 

Участники Круглого стола «Церковь и Майдан: миссия и гражданская ответственность христианина», 20 января 2014 года, обратилась к руководителям евангельских Церквей Украины и прежде всего просили усилить молитву. Они цитировали с И послания к Тимофею: «я Хочу, чтобы мужи совершали молитвы на всяком месте, поднимая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тм 2, 1-4; 8). Поскольку, по их словам, «вера без дел мертва» (иак 2, 17; 20; 26), также просили оказывать практическую помощь пострадавшим и нуждающимся на первый взгляд добром Самарянине (Лк 10, 29-37). Примеры, когда протестующие оказывали медицинскую помощь бойцам спецподразделения «Беркут», которых отправили на силовой разгон Майдана, показывает христианский характер той борьбы, на которую стала большая часть участников Революции Достоинства. В те дни важно было показать, что достоинство – это не только дело отдельного индивида, но и способность к взаимодействию с другими, кто находился по другую сторону баррикад. Хотя в самые тяжелые моменты всем протестующим, как и протоиерею Андрею Дудченко вспоминались слова апостола Иоанна: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, как и тот, кто брата своего не любит!» (1 Ин 3, 10). К тому можно добавить, как это сделал владыка Борис Гудзяк, чтоб смотреть с милосердием на тех, кто совершает несправедливость, надо молиться словами Христа о своих обидчиках: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк 23, 34).

 

«Вы – соль земли… Вы – свет мира. Не может укрыться город, что лежит на верху горы. И не зажигают света и не ставят его под сосудом, только на подсвечник, и она светит всем в доме. Так пусть светит перед людьми ваш свет, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли вашего Отца, который на небе…» (Мф 5, 13-16).

 

Майдан в смысле жертвы, которую принесли люди, должен направить страну и общество в сторону духовного прогресса. Те, кто следуют Слову Божьему способны в лучшую сторону перемінювати мир вокруг себя. Поэтому важно было, чтобы протесты на киевском Майдане не противоречили Законам Божьим. Евангелие может не только извне перемінювати, но и трансформировать внутри. Однако без слушания и исполнения Слова Божьего это невозможно. Философ и протестантский теолог Михаил Черенков цитирует Евангелие от Матфея: «Вы – соль земли… Вы – свет мира. Не может укрыться город, что лежит на верху горы. И не зажигают света и не ставят его под сосудом, только на подсвечник, и она светит всем в доме. Так пусть светит перед людьми ваш свет, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли вашего Отца, который на небе…» (Мф 5, 13-16).

 

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю упадет, не умрет, то одно остается; как умрет же, плод обильный принесет. Кто любит душу свою, тот погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12, 24-25).

 

Черенков очень метко подметил в своей публикации «Освобождение» (за 26 февраля 2014 года), что Майдан стал неким Рубиконом, когда время разделилось на «до» и «после». Все свои плохие привычки, комплексы, самовлюбленность и безответственность отважные люди должны оставить в прошлом. Украинцам не нужно уподобляться вельмож, в чьих дворцах много икон, но нет Христа. В истории мира Майдан – эпизод, но для этого народа он может стать ключевым моментом. Для его важности Черенков приводит слова Иисуса из Иоанна: «истинно, Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю упадет, не умрет, то одно остается; как умрет же, плод обильный принесет. Кто любит душу свою, тот погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12, 24-25).

 

«Разве Христос разделился?» (1 Кр 1, 13).

 

Апостол Павел спрашивает Церковь Коринфа: «разве Христос разделился?» (1 Кр 1, 13). Нет. Опыт Майдана для современной Украины говорит, что на главной площади столицы все были как одно целое, одной Церковью Христовой.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика