Новостная лента

Уездные несогласия старосты Согласия

02.05.2016

 

Единичные упоминания об отношении мостиского старосты (уездного начальника) Августа Согласия украинских общин, их обществ и инициатив, позволяют лучше понять, на чем строилась стена враждебности между поляками и украинцами в 1920-х годах.

 

 

Против священника с Вовчищович

 

 

Вовчищовицькому священнику Николаю Кушниру забросили инициативу со собрание средств для украинцев с підсовєтської Украины, где свирепствовал голод. 63-й отец, отправляя в газету «Дело» дословный содержание приговора из Мостиского староства, сетовал, что «нас обов’язують еще законы и распоряжения с предконституционной суток Австрии, ибо аж с 1833 г.» 1.

 

С отписке узнаем, что свое преступление а. Кушнир совершил 18 июня 1922 года «черес наклоненє с амбони людности к складаня ющих (складок) на вещь голодающей людности на Украине совєцкій». На священника донесли, однако он во всем признался, потому что не видел в своих действиях ничего противоправного. Кушниру присудили денежный штраф, который должен был поступить на счет фондов убогих в Вовчищовичах. В случае невыплаты отец должен был отсидеть в тюрьме 14 дней. Осужденный имел право внести апелляцию (рекурс) до воеводства во Львове через Мостиське староство. Поскольку решение было принято 23 июля 1922-го, последний день внесения обжалования истекал 26 июля. Содержание «о преподобном. Николаюви Кушнірови гр. кат. парохови в Волчищовичах» подписал староста А.Согласие 2.

 

 

«Пугаются льва на… печати»

 

 

В деятельности читальни «Просвиты» в Боляновичах не было ничего противозаконного. Однако старосту Августа Согласие пугала «своим «политическим» характером» печать с изображением льва, которой пользовались местные просветители. Письмо к председателю читальные Василия Березы с соответствующим распоряжением о прекращении ее деятельности, датируется днем 20 июля 1923 года. Однако саму резолюцию приняли значительно быстрее – 30 декабря 1922-го. Использование печати с изображением «русского льва» (lwa ruskiego) мостиский староста расценил как прямой намек на политическую деятельность общества, соответственно, такую, которая не указана в уставе. Именно изображение Согласие называл «эмблемой политического характера» (emblematem o charakterze politycznym) 3.

 

 

Поход на «Просвета»

 

 

Всеукраинская общественная организация «Просвита», которая развернула в Галичине широкую и действенную сеть филиалов и читален, с началом 1920-х годов все больше становилась «занозой в глазу» для польских администрации и политических сил. Организованное наступление на нее начался уже в 1923 году. Эти события хорошо иллюстрируют два фрагмента из большой статьи в 91-м номере «Дела» от 24 апреля 1924 года под заголовком «Поход против общества «Просвіта»:

 

«Поднят наступление прежде всего против сельских читален «Просвиты», чтобы уничтожить одинокий у нас ячейка украинского сборного культурной и общественной жизни на местах».

 

«Не виїмково, как это иногда – но редко – было за австрийских времен, противно – массово не допускается до возобновления деятельности читален «Просвиты», что ее временно прекращено в следствие войны и послевоенных отношений, закрывается істнуючі читальни «Просвиты» и не разрешается на открытие новых» ⁴ .

 

Председателю филиала общества «Просвита» в Городе Мирославу Здерковському Август Согласие прислал письма, датированного 14 апреля 1923 года. В нем говорилось о прекращении деятельности общества на основании закона, которым регулировалась деятельность обществ в соответствии с их уставами, что действовал от 1857 года. Свое решение А.Согласие мотивировал тем, что филиал, согласно уставу, сама прекратила срок своей деятельности, а потому все прежние действия ее членов будут квалифицированы как незаконные.

 

Мостиска филиал «Просвиты» оставляла за собой право обратиться для выяснения вопроса до Львовского воеводства, в течение 8 дней после отправки письма Здерковському⁵.

 

Не обошел Согласие и филиала общества «Просвита» в Судовой Вишне. Распоряжения о закрытии, направленное письмом заместителю председателя общества Стефану Крив’яку (учителю в Вовчищовичах), подписанное 31 января 1924 года. Причина та же самая: филиал прекращает деятельность через срок, определенный в уставе. Староста, как и перед тем, ссылается на австрийское законодательство с середины XIX века⁶.

 

Народный Дом в Судовой Вишне

 

 

Ситуация в Судовой Вишне описана в отдельной заметке в газете «Дело», где речь шла о восстановлении национально-культурной жизни по завершении Первой мировой войны:

 

«На счастье «Народный Дом» остался цел. Здесь скопился теперь целое культурное движение в Вишне. Здесь приміщено восстановленную в 1921 г. читальню «Просвиты», филиал «Просвещения», гимназические курсы, торгов. союз.

 

В месте нет урядничої светской интеллигенции. Нет ни своего адвоката, ни врача. Міщане сами хорошо держаться. Имеют также влияние на уезд. Они занимаются ремеслом, которое дает теперь вдовольняюче удержания. Патриотическое там также и рабочий класс, в основном молодое поколение. Оно перенимает теперь все бремя национальной работы. За это солью в глазу есть молодые народные рабочие в мостиского старосты п. Согласия. Хоть он называется Согласие, но совсем согласия не вносит в уездные отношения. На Судебную Вишню обратил п. староста особое внимание и причіпився до «Просвещения». Розвязав местную читальню «Просвиты», что хорошо развивалась: говорят, что он также говорил запереть в тюрьму главу филиала «Просвиты» в Вишне п. Третьяка Ивана, который пересидел 7 месяцев в Перемышле, секретаря филиала «Просвиты» п. Франца Зайца, который пересидел в тюрьме 6 месяцев, за то, что кто-то летом 1922 г. высадил в воздух станицу государственной полиции в Вишне. Кроме этого сидело много других молодых людей по несколько месяцев по подозрению, что они выполнили этот «саботаж». Поэтому теперь следит полиция за молодыми местными патриотами⁷».

 

 

Аресты и закрытие подготовительных курсов

 

 

О эти аресты и их причины следует поговорить подробнее. Вишнянська община в начале 1920 года подала в староства в Мостисках обращение о разрешении ведения гимназических курсов. В первый год доклады 36 учеников. Занятия проводили в Народном доме, ежедневно по 5 часов. Учителями были Франц Заяц, проф. Иван Молєщій, магистр права Василий Шот, а. Стефан Шеремета, а также Владимир Колцьо и Василий Баляк. Уже в следующем году число учащихся возросло до 89 человек⁸. Однако продлиться им долго не удалось. С начала 1920-х годов начинаются массовые аресты украинцев польской властью. Поводы были разными, в частности, подозрения в принадлежности к тайным организациям. Судебную Вишню эта волна не обошла: 1922 года арестовали троих жителей города – студентов, которые якобы перерезали телеграфные провода. В то же время в большем городе, недалеком Перемышле, арестовали семерых украинцев⁹.

 

В конце 1922-1923 школьного года в Судовой Вишне было ликвидировано курсы, которые готовили молодежь к поступлению в гимназии. Управителя курсов проф. Франко Зайца, также учителей Ивана и Владимира Колців, Василия Шота, Василия Боляка арестованы. Очевидец этих события в. Петр Чавс связывает эти репрессии с бойкотом украинцами выборов в польский сейм и сенат, которые проходили в начале ноября 1922 года 1⁰.

 

Вишнянець Владимир Колцьо подает несколько отличную версию. После ликвидации курсов, якобы за то, что число учащихся требует создания школы, а для этого нет соответствующей материальной базы (по мнению автора воспоминаний, это была польская интрига), курсы проводились и дальше, правда, подпольно, по частным домам. Поводом же для арестов был взрыв мины, подложенной под здание полиции 11.

 

Так или так, а в следственной тюрьме перемышльского окружного суда 14 июля 1922 года оказались Ф.Заяц, В.Волцьо, И.Третьяк, В.Баляк, В.Шот и И.Молєщій. Вскоре следствие установило полную беспочвенность подозрений, а потому 18 сентября следственные действия прекратили. Все материалы передали в прокураторії. Год следствия уже завершился, однако в прокураторії не спешили ни закрыть дело, ни подать апелляцию. Интересно, что заявления и личные интервенции адвоката Владимира Загайкевича, который настаивал на ускорении следствия и освобождении обвиняемых, остались без успеха. 26 сентября прокуратор Юркевич сообщил Загайкевича, что задержанные вишнянці пробудут в тюрьме как минимум неделю. Со следующего дня все заключенные начали голодовку. Загайкевич отправил в львовской прокуратуры жалобу на промедление перемиських прокуроров по этому делу 12. Арестованных освободили только в конце года 13.

 

Список пострадавших от арестов польской власти подано в украинской газете «Свобода» (Джерси Сити, США), в декабрьском номере. Здесь перечень выглядит так: Струсевич Владимир, Василий Шот, Владимир Колцьо, Василий Боляк, Иван Молєщій и Иван Третьяк. Всех было вывезено до Перемышля. В газете указано, что аресты в Судововишнянській округе происходили исключительно ночью. Так, в ночь на 1 ноября 1922 года проведены ревизии и арестованы Евстахия Будзиновского, управляющего школы в с. Бортятин, а. Косму Малика в Бортятини, Ивана Стаховича, управляющего школы в Довгомостиськах. Сначала всех отвезли на постерунок «полиции паньствовей» в Судовой Вишне. Еще до этого было арестовано в. Зайца, священника в Тулиголовах, и Владимира Струсевича, директора «Веры» в Судовой Вишне. Потом всех отвезли в Перемышль 1⁴.

 

***

 

Владимир Колцьо в воспоминаниях указывал, что украинские подготовительные курсы не устраивали мостиского старосту Августа Согласие за их успешность. Вернее – за неуспеваемость польских, созданных параллельно. Все 36 украинских учеников, что вписались в первой год, составили свои экзамены. Аналогичные экзамены удалось сдать лишь трети польских учеников, после чего их курсы закрыли 1⁵. Конечно, говорить через это об исключительности украинской учащейся молодежи на фоне польской не стоит. Но желание конкурировать очевидное.

 

Кстати, многочисленные тогдашние газетные материалы свидетельствуют наличие соревнования между представителями двух рассорившихся народов. Доходило иногда до смешных ситуаций. Путешествуя Галичиной, известная польская журналистка Стефания Боярская побывала в Ряшеве (теперь Жешув), где посетила молочарскую школу. Директор, господин Лічнеровський, во время экскурсии шкільньними помещениями обратил гости на группу ребят, которые работали в специальной форме, и тихонько спросил, она угадает, кто среди них является «русином». Боярская, уже в следующей комнате, ответила, что наверное тот, что работал рьяно («który pracował tak żarliwie, że nawet gdyśmy weszli, nie oderwał oczu od pracy»). И не ошиблась. А директор рассказал, как когда-то митрополит Андрей Шептицкий прислал в школу на практику шесть ребят. Они, по словам Лічнеровського, были интеллигентными, ответственными и работали очень упорно. А после них своих учеников – также шестерых! – отправил католический архиепископ Юзеф Більчевський. Однако они восприняли практику как ссылки и не проявляли к обучению и труда никакого интереса. В завершение директор Боярской признался, что первой женщиной, которая училась в Ряшівській молзаводе, тоже были русинка 1⁶.

 

 

Деятельность мостиского старосты Августа Согласия можно в значительной степени расценивать как проявление типичного отношение польской администрации к украинцам, их обществ и попыток организовать свою общественно-культурную жизнь. Надуманность обвинений, козни и интриги, запугивание и аресты уже в начале 1920-х годов случались все чаще и не прекратились в более позднее время. Фигура старосты Согласия не является экстраординарным, а наоборот – типичной, и отражает отношение польских чиновников к украинцам.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Дело. №8. от 09.09.1922. С. 4.

 

2 Дело. №8. от 09.09.1922. С. 4.

 

3 Дело. №103 от 10.08.1923. С. 6.

 

⁴ Дело. №91. от 24.04.1924. С. 2. Статья касается дел в Тернопольском воеводстве, однако в целом, и главное – в приведенных пассажах, хорошо иллюстрирует ситуацию в Львовском воеводстве, в частности, и на Мостищине.

 

⁵ Дело, №20 от 29.04.1923. С. 6.

 

⁶ Дело №62 от 20.03.1924. С. 3.

 

⁷ Дело. Львов, вторник, 3 июля 1923. №72. Год XLI. С. 4.

 

⁸ Колцьо В. Судовая Вишня в годах 1905-1938 // Чавс П. В водовороте жизни и Мостищина и Судововишенщина / ред. В.Вереш. 1976. С. 316.

 

⁹ Дело. Воскресенье, 1 октября 1922. №24. Год XL. С. 7. В числе 20-м «Дела», со ссылкой на польское издание «Gazeta codzienna», подано, что в Судовой Вишне арестовали двух украинских студентов. См.: Дело. Львов, второк, 26 сентября, 1922. № 20. Год XL. С. 2.

 

1⁰ Чавс П. В водовороте жизни и Мостищина и Судововишенщина. 1976. С. 202.

 

11 Колцьо В. Судовая Вишня в годах 1905-1938… С. 316.

 

12 Дело. Львов, воскресенье 1 октября 1922. №24. Год XL. С. 3.

 

13 Колцьо В. Судовая Вишня в годах 1905-1938… С. 316.

 

1⁴ Дальнейшая наводнение арестов в Восточной Галиции // Свобода. Украинский дневник. Год ХХХ. Число 283. Среда, 6 декабря 1922. Джерзи Сити. С. 4.

 

1⁵ Колцьо В. Судовая Вишня в годах 1905-1938… С. 316.

 

1⁶ Bojarska S. Nasz dorobek kulturalny. Przewodnik dla osób pracujących społecznie lub przystępujących do pracy społecznej na wsi albo w mieście. Дом отдыха galicya. Warszawa [б. г.]. S. 129.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика