Новостная лента

УГКЦ и (пост)советское государство

14.03.2016

 

Событие состоится в рамках лекционно-дискуссионной программы «Трансформации в Восточной Европе: 27 лет спустя». Вход свободный.

Лекция посвящена истории УГКЦ второй половины ХХ века.: от ее формальной ликвидации сталинским режимом во время так называемого Львовского собора 1946 года до выхода из подполья в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Причин, почему советское руководство должно было «окончательно решить униатскую проблему» только окончательно присоединив Западную Украину, было несколько: неприятие коммунистами религии, неприятие российскими руководителями «униатов» и «буржуазных украинских националистов», страх тоталитарного режима перед значительным социальным влиянием Церкви и ее связями с Ватиканом. Оказавшись в ситуации «выбора без выбора», украинские греко-католики должны были выжить, сохранить свою еклезіальну традицию, каким-то образом сохранить «несуществующую» церковную сеть, что дало им возможность возобновить собственную Церковь, как только режимовий давление ослабло.

Именно этот период в жизни Церкви остается наименее известным, несмотря историографическое интерес и широкий публичный интерес к советской истории в целом и истории Церкви под коммунизмом, в частности. Если смотреть с перспективы «катакомбной» Церкви (ставшей одной из альтернатив греко-католиков после 1946 года), – это была история «Церкви мучеников», драматическая и героическая рассказ о духовное сопротивление тоталитарному режиму. Если смотреть с перспективы «воссоединенной» общины (а подавляющее большинство греко-католиков после 1946 года формально стали православными), – это была совсем иная история: менее героическая, более драматичная и запутанная, не история «стойких мучеников», а тех, кто выжил благодаря многочисленным компромиссам, приспосабливаясь к враждебных обстоятельств, и чье поведение оппоненты критиковали как «коллаборацию» с режимом.

История УГКЦ советского периода – это история их обоих, как будет показано в лекции. Восстановление современной УГКЦ стало возможным в условиях горбачевской политики гласности и благодаря многочисленным массовым акциям греко-католиков за легализацию своей Церкви в конце 1980-х гг. Так же, это стало возможным и благодаря тому, что институциональная церковная сеть была сохранена, несмотря на все преследования советского периода) – в форме «Церкви в Церкви», внутри РПЦ.

Наталья Шлихта – історикиня (PhD в области истории Центрально-европейского университета, Будапешт, Венгрия), заведующая кафедрой истории Национального университета «Киево-Могилянская академия». Есть исследовательницей и автором многочисленных исследований по истории Церкви (прежде всего, Православной и Греко-Католической Церквей) в ХХ в. истории советского общества. Среди ее основных публикаций – монография «Церковь тех, кто выжил. Советская Украина, вторая половина 1940-х – начало 1970-х гг.» (2011) и университетский учебник «История советского общества» (2010; 2015).

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика