Новостная лента

Ужасы войны

28.12.2015

 

Музей Ханенко представляет жемчужину своего графического собрания – антивоенный цикл офортов Франсиско Гойи (1746 – 1828) «Ужасы войны». На сегодня это единственная в Украине полная серия гравюр, напечатанных с оригинальных авторских досок.

Никто никогда не верит, что будет война. Однако, несмотря на общее сопротивление, она вспыхивает на земле вновь и вновь, как неизлечимая наследственная болезнь человечества. Уже самые первые выстрелы уничтожают разницу между добром и злом. Жажда мести и безнаказанное насилие инфицируют и правых, и виноватых.

Франсиско Гойя был первым художником, который увидел войну именно как Абсолютное Зло. В его офортах не осталось ни эффектных батальных сцен 18 века, ни стройных всадников 19-го, ни отчаянных атак, ни героических крепостей в осаде. Только тотальная катастрофа: вирусная эпидемия безумия, за которой люди забывают, что они люди. Как следствие, им шлют кары небесные: голодомор, разруху, братоубийство, уныние и возвращение диктатуры.

Гойя работал над антивоенной серией гравюр в 1810 – 1820 годах и воплотил в 80 листах свой травматический опыт участия в событиях Пиренейской войны. В 1808 году Наполеон, воспользовавшись народным восстанием в Испании, начал завоевания страны, была политически и стратегически важной для французов, поскольку имела контролируемый доступ к Средиземному морю.

Начальные листы серии «Ужасы войны», от 2 до 47, является свидетельством репортера, или даже «стрімера», который вживую видел последствия осады Сарагосы, бои и партизанские акции близ Мадрида. Ряд гравюр (48 – 64) документирует сцены голодомора, поразившего столицу в 1811 – 1812 годах и унес 20 тысяч жизней. Семнадцать последних листов серии – символические видения Гойи, размышления о судьбе, как он говорил, «расчлененной» страны, где после кровавых военных испытаний возобновились деспотичная монархия Бурбонов и пытки инквизиции.

Учитывая жесткую цензуру, «Ужасы войны» не были опубликованы при жизни Гойи. Художник напечатал только пробную серию отпечатков, которую подарил своему другу – историку искусств Сеану Бермудесу. Этот тетрадь Гойя назвал «Роковые последствия кровавой войны Испании с Наполеоном и другие впечатляющие видения» (Fatales consequencias de la sangrienta guerra en España con Buonaparte, Y otros caprichos enfáticos). На каждой гравюре он от руки написал номер и название. Когда в 1828 году Гойя был вынужден эмигрировать, авторские медные доски хранил его сын Хавьер.

Лишь в 1863 году Королевская Академия изящных искусств в Мадриде впервые издала полную серию, дав ей название «Ужасы войны» (Los Desastres de la Guerra). Номера и оригинальные надписи на листах (даже с орфографическими ошибками Гойи) были скопированы с альбома Бермудеса и выгравированные на медных листах, с которых осуществлялась печать. Академия несколько раз повторяла тираж, последний раз – в 1937 году. Музей Ханенко обладает отпечатками четвертого издания 1906 года, которые знатоки высоко ценят, в частности благодаря качеству бумаги.

Музей приобрел гравюры у художника Н.А. Шаронова накануне Второй мировой войны, в апреле 1941 года.

Куратор выставки:
Киев
Елена Шостак
Елена Живкова
Львов:
Оксана Козинкевич
Любовь Андрейчук

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика