Новостная лента

Украинец в европейском кіноавангарді

09.12.2015

 

8 декабря 117 лет назад родился украинский кинорежиссер Евгений Слабченко, более известный миру как Евгений Деслав.

 

Евгений Слабченко-Деслав, 1926

 

 

Имя Евгения Деславе (псевдоним, в переводе означает «из славян») ассоциируется прежде всего с известными лентами «Марш машин» , «Электрические ночи», «Монпарнас», «Война мальчишек» и «Фантастическое видение». Однако до того, как прославиться в эмиграции, Есть.Слабченко был активным участником украинского общественно-политической жизни – основатель украинского скаутского движения на Приднепровье и автор учебника «Украинский Скаутинг», старшина Отдельного корпуса Сечевых Стрельцов, украинский дипломатический курьер.

 

Будущий режиссер происходил из казацкой семьи. Его отец – Антон Слабченко и мама Елизавета из дома Золднер. Учился в гимназии в Белой Церкви, которую окончил в 1917 году.

 

Евгений Деслав-гимназист, Таганча, 1910-е гг

 

 

19-летним юношей без должного образования и знания иностранных языков попал на Мероприятие как представитель дипломатической миссии Украинской Народной Республики. На то время он находился в близком окружении проводников Директории – Симона Петлюры и Владимира Винниченко. Не попав к месту назначения, остался в эмиграции. Некоторое время находился в Вене, затем перебрался в Прагу, где основал украинскую жену лилию. Учился в Пражском и Берлинском университетах, в знаменитой Сорбонне в Париже (которую за недостатком средств, не окончил), затем в Парижской кинематографической школе. Параллельно зарабатывал на жизнь трудом обычного рабочего на заводе «Renault», электротехника и декоратора в парижской Опере, помощника режиссера в театре Жоржа Питоева.

 

Юный Евгений Деслав (Краеугольный Сек. Украинская эмиграция: культурная работа украинской эмиграции между двумя мировыми войнами. – Прага, 1942. – Ч. 1)

 

 

Некоторое время работал ассистентом Абеля Ганса на съемках немого фильма «Наполеон» (1927), озвучивал «Конец света» (1931) этого же режиссера. Творческим дебютом самого Деславе стал фильм «Старые замки» (1927). Дальше были уже известны экспериментальные «Марш машин» (1928), «Четыре кофе со сливками», «Варьете» (оба – 1929), «Электрические ночи», «Работы», «Райское сияние», «Негатив» (все – 1930).

 

 

 

Кадры из фильма «Марш машин»

 

 

На съемках фильма «Монпарнас» (1931) ему ассистировали Альфред Циннеман, Марсель Карне и Луис Бунюэль. Того же года молодой режиссер снял свою первую звуковую ленту «Мир в параде».

 

 

 

Кадр из фильма «Монпарнас»

 

 

Также Есть.Деслав является автором таких фильмов, как «Студенческий город» (1933), «Плыви, мое сердце» (1934), «Человек, который употребляет бычье мясо» (1935), «Король пулеметов» (1937, пражская студия «Меркурфільм»), «Мы, молодежь» (1938). Снята совместно с Жаном Даруа художественная лента «Война мальчишек» (1936) 1938 года получила престижную американскую кинопремию «Оскар» как лучший фильм европейского производства.

 

Кадры из фильма «Электрические ночи»

 

 

Есть.Деслав имел много кінозадумів, которые ему не удалось реализовать по разным причинам, в основном из-за нехватки соответствующего бюджета. В частности, хотел снять фильм «Гетьман Мазепа» и написал сценарий к нему, на главную роль пригласил звезду вестернов – украинского киноактера Ивана Палагнюка, известного под голливудским псевдонимом Джек Паланс, а на роль влюбленной в Мазепу Мотрю Кочубеївну – знаменитую Мерлин Монро; фильмы «Чумацька валка», «Симон Петлюра», «Полковник Коновалец»; фильм-репортаж о Карпатскую Украину для пражской «Меркурфільм», возглавляемой украинцем Борисом Сухоручком-Хословським. В 1930 году на Киевской кинофабрике были завершены съемки фильма «Человек с хлебом» по сценарию Деславе, но его судьба неизвестна.

 

Иван Палагнюк (Джек Паланс) и Мерлин Монро

 

 

Режиссер никогда не забывал о своем происхождении и при любой возможности пытался способствовать популяризуванню украинского искусства в Европе. В 1928 году основал в Париже киноклуб Les amis du cinema russe («Друзья украинского кино»), который имел целью пропагандировать украинские киноленты за рубежом. Интересен тот факт, что одним из основателей этого клуба был Николай Скрипник, который тогда приехал во Францию налаживать культурные взаимоотношения. Именно Есть.Деслав встречал Александра Довженко, когда тот в 1930 году привез в Париж фильмы «Земля», «Звенигора» и «Арсенал», и помог устроить показы не только в кинозалах коммерческого проката, но и в известной Сорбонне.

 

Александр Довженко во время обучения в частной художественной школе в Берлине, 1923 (из фондов ЦГКФФА Украины им. Г.С.Пшеничной)

 

 

Интересной, из воспоминаний самого Деславе, была его неожиданная встреча с Нестором Махно в начале 1930-х годов в киностудии в Курбевуа, где бывший гуляйпольский атаман работал обычным машинистом. Уже после работы они долго сидели и разговаривали в бистро на парижской окраине. Режиссер всматривался в своего собеседника – перед ним был «не смотря на старенький одежду с невыразительным галстуком, без длинных волос, без оружия, Махно… – потомок Гонты, Зализняка, Палия. Эмиграция не уничтожила внутренней силы». Намеревался спросить Махно согласия «на зфільмування его» для частной фильмотеки, но не решился, потому что «показалось, что фигурировать на экране в эмигрантском виде Махно не пригодится».

 

 

ФОТО 15 Нестор Махно в эмиграции (кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.)

 

 

В сентябре 1942 года переехал в Швейцарию, где в Базеле по роману известного швейцарского писателя Иосифа Виктора Шеффеля «накрутил» фильм «Еккхард». В 1943 году переехал в Испанию, работал на киностудиях Мадрида и Лиссабона, как сценарист или режиссер участвовал в создании таких известных лент, как «Ревеляція» (1948), «Убийство в Монте-Неро», «Вот Пиренеи» (оба – 1952), «Баллада трех любовей» (1951), «Фантастическое видение» (1957). В последний снял своего приятеля Сальвадора дали и впервые применил средство сплошного соляризации изображения. В Швейцарии снял «Страну черной земли» (1955), «Картины в негативе» (1956). Последним его фильмом стала «Зачарованная флейта» (1960, Франция).

 

 

ФОТО 16 и 17 Кадры из фильма «Фантастическая мечта»

 

 

Зарубежные кінокола называли Деславе не только «первостепенным режиссером, но и одним из лучших киносценаристов Европы», наиболее «маркантною и выдающейся личностью современной фільмової кинематографической продукции».

 

 

ФОТО 18 Кадр из фильма «Работы» (Навстречу. – 1934. – Ч. 13)

 

 

Кроме кинематографии, Есть.Деслав немало времени отдавал литературной и журналистской деятельности. Единственный из украинцев был членом Союза писателей Испании. Публиковал небольшие новеллы из жизни украинских эмигрантов в новоульмівському «Украинском Вестнике», берлинском «Голосе» и «Краковских Вестях». Сотрудничал с киевским и львовским журналами «Кино», харьковским журналом «Новая генерация», дописывал до парижского издания «Cinemagazine» и ряда эмиграционных журналов, в которых освещал в основном освободительные соревнования времен УНР, деятельность УПА. Вел рубрику «Кино за рубежом» в румынском журнале «Cinema», входил в состав его редколлегии. Является автором основательной неопубликованной работе «Дипломатическая история Украины», которую писал на протяжении десяти лет.

 

Во время Второй мировой войны поступил в Украинского Красного Креста. После войны продолжал помогать украинцам, которые находились в лагерях для ди-пи http://zbruc.eu/node/23679, способствовал им в поисках работы.

 

В 1949 году уехал в Канаду в поисках режиссерской работы и хорошего заработка, однако, не найдя подходящего места, вскоре вернулся во Францию.

 

 

ФОТО 19 Евгений Деслав (вероятно, 1950-е гг.)

 

 

В 1950-х годах начал собирать украиноведческие материалы и архивы, в том числе книги на разных языках об Украине, неоднократно организовывал акции ознакомления иностранцев с украинской культурой, представления украинской книги (преимущественно иноязычной), показы украинских картин. 1954 года инициировал создание мировой библиотеки-архива украинистики с центром в Ницце, впоследствии имел идею создания Международной библиотеки украиноведения в Женеве или Лозанне. Это дело так захватила режиссера, что он начал привлекать к нему приятелей, разыскивал дарителей и спонсоров, сам покупал библиотечно-архивные коллекции украинских деятелей.

 

Его фонды выросли настолько, что начал работу над каталогом библиотеки-архива, который на начало 1960-х гг. насчитывал более 50 страниц. Пытался даже получить в швейцарском правительстве официальный статус для своего уже достаточно почтенного собрания, но неожиданно поступило предложение от Даниила Гречкосія расположить архив на его вилле в Ницце. Деслав радостью согласился и переехал туда с женой и перевез все фонды своей библиотеки. К слову, он пытался сделать свою частную библиотеку максимально доступной для читателей – ее посещали практически все украинские деятели, которые приезжали в Ниццу. Рассматривал вариант перевозке фондов библиотеки на Родину, но не успел. Внезапно ушел из жизни 10 сентября (день рождения Александра Довженко) 1966 года. Похоронен на местном православном кладбище в Ницце.

 

ФОТО 20 Могила Евгения Слабченко в Ницце

 

О том, насколько неравнодушным Есть.Слабченку-Деславу была судьба родины, свидетельствует история, случившаяся с ним в 1957 году во время посещения лозаннской библиотеки. Ища отдел украиники, режиссер наткнулся на отдел «Rutenien», обратился к секретарю, а затем к директору с просьбой объяснить такое название. Руководитель библиотеки «авторитетно» заявил, что название «Украина» не является «официальной», на что возмущенный режиссер ответил, что Украина является членом ООН, и, не получив понимания, заявил, что завтра же поедет в Берн и передаст это дело правительству. Побледневший директор поскорей позвал секретаря и немедленно «Rutenien» было исправлено на «Russe».

 

 

ФОТО 21 Слева направо: Евгений Деслав, оператор Жан Кламп и Жаклин де Вивер. Рабочий момент фильма «Маленькие средиземноморские порты», 1961 г.

 

 

Хоть Евгения Слабченко и называют французским и испанским кинорежиссером с украинскими корнями, сам он всегда считал себя украинским режиссером, который в силу неблагоприятных исторических обстоятельств вынужден был реализовывать свой талант за пределами родной земли. Собственные художественные достижения представил как возможность заявить об Украине и ее художников в мире, привлечь внимание к проблемам украинской культуры и привести к ее інтеґрування в западноевропейское культурное пространство.

 
Источники:
 
Бачинский Есть. Евгений Деслав-Слабченко // Кино-театр. – 2008. – № 5. – С. 25.
 
Деслав Есть. Моя встреча с Махно // Краковские Вести. – 1942. – 17 сент. –С. 4.
 
Зубрицкий И. Слабченко Евгений Антонович // Украинская журналистика в именах : материалы к енциклоп. слав. – Львів, 2011. – Вып. 18. – С. 314-317.
 
Кравец А. Всемирная слава Эжена Деславе: режиссер, которого считали французом, был родом из Черкасской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cossackland.org.ua/2013/12/08/vsesvitnya-slava-ezhena-deslava.
 
Матяш И. «Мировая библиотека украиники» Евгения Слабченко как идея и культурологический проект народной дипломатии // Библиотечный вестник. – 2016. – № 1. – С. 30-40.
 
Матяш И. Был Евгений Слабченко дипломатом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uaforeignaffairs.com/ua/ekspertna-dumka/view/article/chi-buv-jevgen-slabchenko-diplomatom.
 
Мыцик Ю., а. Из архивного наследия Евгения Деславе // Кино-театр. – 2009. – №. 2 – С. 35-38.
 
Мыцик Ю., а. Из наследия кинорежиссера Евгения Деславе // Кино-театр. – 2008. – № 2. – С. 31-34.
 
«Украинский киноклуб» в Париже [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vox.com.ua/data/publ/2007/03/11/ukrainskyi-kinoklub-u-paryzhi.html
 
Череватенко Л. Неизвестный юбиляр // Кино-театр. – 1999. – № 6. – С. 22-23.

 

Фото:

 

https://vk.com/event34049019

 

http://gazeta.ua

 

http://www.dokrevue.cz

 

https://www.pinterest.com

 

http://www.doctorojiplatico.com

 

http://www.thereminvox.com

 

http://albertepagan.eu

 

http://100krokiv.info

 

https://uk.wikipedia.org

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика