Новостная лента

Украинские витражи Холодного-старшего

20.12.2015

Петру Ивановичу Холодном – 140. Холодный-старший оставил по себе то, что мало кто из его украинских современников и соратников – гениальные витражи.

 

 

18 декабря 1876 года родился украинский художник, государственный и общественный деятель, член Украинской Центральной Рады, министр народного образования Украинской Народной Республики, ученый-химик и педагог Петр Иванович Холодный. Его жизнь и деятельность длительное время были замалчиваемые, а непревзойденные художественные произведения – почти недоступными. Только в 1960-х в экспозицию Национального музея во Львове вернули несколько произведений, которые удалось сохранить во время роковых событий 1952 года.

 

Но имеем монументальное наследие гениального художника, которой удалось пережить советские времена и войти в историю украинского искусства – два огромных витражных комплексы в галицийских церквях считаются шедеврами украинской витражной культуры ХХ века.

 

Первая треть ХХ века была этапной в развитии украинского искусства вообще, а церковного – в частности. Это проявлялось в целенаправленном утверждении национальной идентичности, поиска новых, подчас оригинальных путей изобразительных и формально-пластических высказываний. К плеяде украинских художников-новаторов начала ХХ века относим М.Бойчука, Н.Сосенка, А.Новаковского, А.Кульчицкую, Ю.Буцманюка и многих других. Изучая древний украинский иконопись и стенопись, находясь под влиянием новейших художественных течений в изобразительном искусстве, они внесли в традиционное украинское церковное живопись много прогрессивных изменений, которые рождались и развивались в европейской культуре. По нашему мнению, одним из интереснейших художников первой трети ХХ века является Петр Иванович Холодный, художник, ярко и самобытно проявил себя в одном из самых сложных видов монументального искусства – сюжетного витража.

 

В 1920–х годах П.И.Холодный вместе с большой группой художников из Приднепровской Украины – Ю.Магалевським, П.Ковжуном, В.Дядинюком, С.Литвиненко и др. – прибыл в Галицию, где выполнил несколько работ в области монументалистики, которые сразу стали знаковыми. Среди них выделяем два больших витражных комплексы: во львовской церкви Успения Пресвятой Богородицы и в церкви Успения села Мражниця, что у Борислава.

 

П.И.Холодный (1896-1930) окончил киевскую гимназию и естествоведческий факультет тамошнего университета, следовательно был практикующим ученым. До переезда во Львов он не был знаком с «наукой» создание витража. Именно в Галичине имел возможность вблизи запизнаты классический витраж (на металлической основе), с которым познакомился в храмовой архитектуре города Львова и окрестностей, а также во время путешествий по странам Западной и Центральной Европы (Прага, Варшава, Париж).

 

Галичина давно «разбиралась» с классическим витражом, а с середины ХІХ века до Львова и других городов импортировали большое количество цветных окон, реализованных в материале ведущими фирмами Германии и Австрии. Уже с началом прошлого века первенство в производстве готовой витражной продукции перешла к польских мастеров. В 1902 году архитектор Владислав Екільський и художник–декоратор Антон Тушь создали в Кракове мастерскую, которая получила название «Заведение с витражей, художественных остеклений». Она исполняла классические храмовые окна, расписанные красками и обрамленные в свинцовую спайку. Уже в 1904 году в союз.Екільським и А.Тушем приступил Станислав Габриэль Желенский, а через два года он выкупил заведение и стал его владельцем.

 

 

От самого создания заведения Желенського к работе с витражами были привлечены мастера из Германии, Италии, Австрии, где в начале ХХ века. витражное искусство занимало одно из ведущих мест. Заведение получает официальное название «Краковская фирма витражей, художественных остеклений и фабрика мозаики». Мастерская отличалась высоким художественным и технологическим уровнем выполнения работ в материале, о чем говорит ряд наград на краевых и международных выставках: Львов (1902), Бучач (1905), Милан (1906), Вене (1907), Париж (1907) и др.

 

 

Фирма С.Ґ.Желенського работала прежде всего над проектами авторства известных польских художников, созданных для храмовых сооружений и других архитектурных объектов. До Первой мировой войны краковская фирма была одной из крупнейших в Центральной Европе. Она выполняла заказы не только из Польши; как отмечал сам ее владелец, большое количество работ выполнено для Восточной Галичины, Буковины, Франции, Англии, Америки. Одним из главных факторов ее популярности Желенский считал сотрудничество с известными художниками, в первую очередь – поляками (Я.Матейко, В.Выспянский, Ю.Мехоффер и др.). На высокий уровень производства влияли несколько важных правил, введенных владельцем: проекты витражей заказывали только у известных художников; работы в материале выполняли только на высоком профессиональном уровне; при изготовлении витражных окон использовали исключительно качественный материал и самые современные технологии.

 

Не менее важным для Желенського в процессе работы над изготовлением витражей был факт тесного сотрудничества с художниками–проектировщиками. Сам владелец писал, что “для повышения художественного качества работ фабрики, выполнение изделий в материале необходимо проводить таким образом, чтобы художник–проектант мог не только корректировать, но и приспосабливать или изменять собственный замысел до качественных и колористических возможностей стекла, что является чрезвычайно важным при изготовлении витражей”. Кроме большого количества храмовых витражей, в мастерской выполнялись цветные окна с разнообразной орнаментики, растительными и животными мотивами, пейзажами, предназначенные для административных и жилых помещений.

 

До 1939 года краковская фирма Желенського была практически единственным реализатором всех больших витражных проектов, созданных для культовых сооружений Галичины. Именно она исполнила цветные окна в Армянском соборе Львова (1927), церкви села Мражниця (1930) и др.

 

То, что выполнение проектов украинского художника П.И.Холодного были поручены именно краковской фирме Ґ.Желенського нет ничего удивительного, хотя в начале ХХ века. В Галичине работали мощные витражные заведения Германии или Австрии. Именно с этим заведением как высоко профессиональной віражною мастерской имели дело украинские художники, которые учились в Краковской академии искусств, где подрабатывали как обычные мастера-витражисты, обучаясь этому сложному виду прикладного искусства. Наконец, именно фирма Ґ.Желенського выполнила в материале проекты Модеста Сосенко для церкви села Підберізці (1910-е гг.) под Львовом, что стало заметным событием в художественной жизни края и был высоко оценен митрополитом Андреем, который тщательно наблюдал за процессами, которые происходили в церковном искусстве того времени. Поэтому основания для выбора фирмы-реализатора витражей, проектируемых П.И.Холодным, пришлись на Краков.

 

Впервые проект Петра Ивановича для окон Успенской церкви во Львове, был представлен на IV Выставке ГДУМ (Кружка деятелей украинского искусства). Именно после высокой оценки этого проекта, художник решил воплотить свой замысел в материале – создать витражный ансамбль в святилище самой красивой церкви Львова. Изготовление витражей фирмой Желенського по эскизам П.И.Холодного проходило поэтапно – три витражи в апсиде церкви Успения Пресвятой Богородицы во Львове было смонтировано в течение 1926-1927 годов.

 

Из совместной работы мастеров–витражистов фирмы Желенського с Петром Холодным-старшим видно, с какой высокой мастерством, максимально используя новейшие технологии они реализовали в материале самые сложные образно–художественные замыслы проектанта.

 

Все витражные проекты П.И.Холодного рассчитаны на высокий профессионализм в работе с цветным листовым стеклом и металлами. Он демонстрирует глубокие знания химии и физики, умело применяет их не только в проектировании, но и в изготовлении витражей. Всю свою творческую жизнь П.И.Холодный экспериментировал с различными материалами и технологиями, а искусство витража ввел совершенно новое образно-художественное понимание, видение и трактовка этого жанра.

 

П.И.Холодный. Витражи церкви Успения Пресвятой Богородицы в Львове

 

 

Первое и самое главное в новейших методах изготовления витражей, предложенных Холодным, – использование півтонованого листового стекла, его минимальная термическая обработка (речь идет об обогащении поверхности стекла окисями металлов, его обработку кислотами), что давало возможность лучше всего продемонстрировать тональные нюансы стекла. Особенно отчетливо это прослеживаем в первых трех окнах апсиды церкви Успения Пресвятой Богородицы, где оттенков стекла в фрагментах только синего цвета насчитываем около 7, красный – 10, зеленый – 12. Художественная обработка накладного цветного стекла включает в себя продуктивно использованную технологию травления многослойных тиражей (это один из самых сложных видов обработки поверхности стекла). Все орнаментальные детали витражей с изображением святых во львовской церкви Успения (одежда, атрибутика) выполнены с помощью пищеварения катаного стекла двух и трех разноцветных слоев.

 

Еще одна подчеркнуто характерная черта творчества художника относительно трактовки витражей – минимально-рациональное использование краски: рисунки рук и лиц выполнено лишь стеклянной краской, которая хорошо гармонирует с напівтонованим стеклом и не является контрастной к темных линий свинцовых соединений. В воспроизведении ликов П.И.Холодный прибегает к несколько «невітражного» решение: на стекле, едва відтіненому охристых или серым тоном, при помощи спайки линейно моделирует детали лица (морщины, веки, складки уст). Основные линии рисунка, которые, по мнению автора, больше всего характеризуют выражение лица (разрез глаз, контуры лица, носа), сделанные с помощью линии-спайки, что довольно сильно выделяет их, создавая таким образом соответствующую форму. Контуры металлических соединений являются более темными, следовательно – наиболее выразительными. Деликатная малозаметная графика росписей стеклянной краской коричневого цвета в сочетании с металлическим контуром спайки создают характерную разницу в рисунке, что способствует изобразительному видению ликов Святых.

 

Выполняя в материале цветные окна архитектурных сооружений, и художник–проектант, и мастерская–исполнитель использовали самые тогдашние технологии для достижения конечного результата. Все витражи, проектируемые П.И.Холодным, вошли в историю украинского монументального искусства как лучшие произведения первой трети ХХ века. в области церковного витража.

 

Не лучшую характеристику проектов витражей для Успенской церкви во Львове дал Николай Голубец, процитировав слова современника, доброго приятеля П.И.Холодного: «Осматривая ежедневно проекты на витражи, скомпонованные Оп. п. профессором, не можем не выразить нашего восхищения над простотой композиции и прямо майстерським рисунком. Представляя себе, как должны выглядеть эти витражи в натуре, смеем утверждать, что смотреться величаво. Припоминая себе из прошлогодней парижской спектакля многочисленные вітражові композиции, можем сказать, что Ваши проекты стоят на том рівені, что заграничные, которые отмечены высокими наградами».

 

В 1926 году художник проектирует еще три окна для львовской церкви, которые в течение следующего года были выполнены в материале той же краковской фирмой: Св. Антоний и Феодосий Печерские, Св. Владимир и Ольга, почетные господа церкви.

 

В конце 1920-х годов для новобудованої церкви в селе Мражниця (под Бориславом) П.И.Холодный проектирует 10 фигуративных цветных окон, которые в 1929 году были изготовлены в Кракове. По состоянию здоровья Холодный уже не мог контролировать процесс выполнения работ и поручил это дело Богдану Лепкому. Художник уже не успел увидеть витражи на объекте – 1930 года он умер. Так же не увидел он и установленных 1936 года цветных окон с многофигурными изображениями в южных окнах церкви Успения во Львове, о которых уже говорилось.

 

Еще учась во Львовском институте прикладного и декоративного искусства, автор этих строк начала научную работу о львовские витражи, которая впоследствии переросла в диссертацию. О П.И.Холодного в советском искусствоведении не было ни слова и о его цветные церковные окна с сакральной тематикой никто не вспоминал (разве двумя словами и двумя черно-белыми фотографиями – Владимир Овсийчук в своей книге 1969 года). Да и сами витражи в том времени имели другой вид как сейчас.

 

 

В церкви Успения Пресвятой Богородицы во Львове на отдельных витражах темной краской были закрашены фрагменты с украинской символикой: герб казачества на щите Архангела и трезубец на груди у св. Владимира.

 

 

Уже в конце 1990-х шибы было помито, и сейчас мы имеем возможность полностью видеть красоту сюжетных окон.

 

                       

            

Плачевной была ситуация с мражницькими витражами – сцена Благовещения в центральной апсиде храма практически была уничтожена.

          

П.И.Холодный. Витражи церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мражниці (Борислав)

 

 

На старых черно-белых фотографиях трудно было узнать окна церкви с витражами, проектируемыми П.И.Холодным и изготовленными фирмой С.Ґ.Желенського в 1930-х. По архивным материалам, осколками стекла и металлическими перепонками реставраторам удалось восстановить изображения, и сейчас церковь под Бориславом украшена витражами художника, который успел за короткую, но насыщенную творчеством жизнь создать шедевры украинского церковного монументального искусства.

 

П.И.Холодный. Святой Великомученик Иосафат Кунцевич (витраж в Мражниці)

 

 

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика