Новостная лента

Украинское кино в Галичине в 1930-х

26.10.2015

 

Посвящается светлой памяти
львовского киноведа Романа Бучко
(1940-2016)

 

Кадр из фильма «Праздник молодежи»

 

 

Бурное продвижение кинематографа в Европе и США и активизация польских художников побудили украинские творческие силы в конце 1920-х годах взяться за распространение киноискусства в украинской среде Галичины. Этим занялись люди, увлеченные возможностями кинокамеры в создании артефактов, фиксировании объектов, событий, важных с художественной точки зрения, и твердо убеждены, что таким образом можно подчеркнуть собственную культурную и национальную самобытность, пропагандировать родные традиции, пробудить у своего народа чувства национального достоинства и патриотизма. В кинематографе виделся мощный потенциал для продвижения его украинской культуры в мире.

 

В среде украинских кинолюбителей и на страницах художественной печати активно дискутировали о практическую возможность воплощения идеи начала кинопроизводства в Западной Украине. Была высказана идея продуцирование т. зв. культурфільмів (документальных короткометражных лент из украинской жизни и быта), постепенно прокладывая таким образом путь к профессиональному кинопроизводству.

 

В середине 1920-х Соня Куликовна создала во Львове киностудию «Соня-фильм», которая на протяжении почти 10 лет импортировала в Галичину украинские фильмы с УССР, а на рубеже 1920-1930 гг. сделала несколько собственных кіноспроб. Одним из первых за съемки взялся юный пластун Юлиан Дорош, который еще в 1928 году накрутил «короткометражовик» из лагерной пластового жизнь на горе Сокол вблизи Підлютого, но он был конфискованный польской властью.

 

Юлиан Дорош, вторая половина 1920-х гг. (с сайта esu.com.ua)

 

 

За создание документальных лент брались также художники из авангардистской группировки «Артэс», в частности украинец Роман Турин (совместно со своими польскими приятелями). 1936 года. Ю.Дорош и И.Иванец при поддержке украинских кооперативных кругов создали студию «Фотофильм», которая вскоре начала собственное кинопроизводство.

 

Роман Турин в молодые годы (из архива Галины Гронской)

 

 

В 1930-х годах в Галичине сняли более десятка фильмов, большинство из которых не сохранилось, но есть предположение, что фрагменты некоторых фильмов могут храниться в частных коллекциях за рубежом. Ниже приводим краткий обзор этих картин, которые, однако, требуют дальнейших кінознавчих исследований.

 

Кадр из фильма «Праздник молодежи»

 

 

«Праздник молодежи» (1930, оператор Юлиан Дорош; производство «Соня-фильм») – 20-минутная документальная лента о физическом воспитании молодежи «Родной школы». В ней показано лагерь и шествие «рідношкільної» молодежи (от захоронок до высших школ), спортивные игры, танцы, ритмические и акробатические упражнения. Группа пластунов сопровождает авто, на котором приехали Митрополит Андрей Шептицкий и председатель организации Илья Кокорудз, чтобы поздравить участников праздника, организованного обществом «Родная школа» в Львове. Видео имеет историческую ценность, ведь о том, как выглядел Его Ексцеленція, было известно только по фотографиям, а также это старые кадры, на которых присутствуют украинские скауты.

 

Кадры из фильма «Праздник молодежи»

 

 

Известно, что две копии этой кинохроники поехали за океан, еще одна (продолжительностью 8:25 минут) была найдена 2013 года в Центральном государственном кинофотофоноархиве Украины им. Г.С.Пшеничного в Киеве.

 

«С киноаппаратом по Львове» (вероятно, 1930; производство «Соня-фильм») – 20-минутный документальный фильм, в котором «современным способом снят весь украинский Львов». Был разрешен польской цензурой и демонстрировался как кінододаток на большинстве показов с большим успехом. Его закупили почти все страны Европы.

 

Кадр из фильма «С киноаппаратом по Львове» (из архива Г.Бучко)

 

 

«Зеленые праздники» (вероятно, 1930, режиссер и оператор Юлиан Дорош; производство «Соня-фильм») – 10-минутную запись памяти павших за свободу Украины общественностью, школьной молодежью, членами «Пласта», «Щелочи», «Соколу». В нем отснятый поход участников действа на могилы и поминальная служба на них.

 

«Раковец» (1931, режиссер и оператор Юлиан Дорош) – документальная короткометражная лента, «накручена» совершенно случайно, во время летних «ферій» в Раковке над Днестром. Все начиналось с 30 метров пленки, взятых для съемки интересных моментов отдыха», но после трех дней «свадебной лихорадки», которую Дороша попросили отснять, они «трісли, как с кнута». Войдя во вкус, юный режиссер заказал со Львова еще 90 метров «фільмової стяжки» и взялся за «изготовление более систематического плана дальнейшего кручения». Смета фильма составил всего 150 злотых, однако и их Дороше удалось вернуть – ленту показывали во всех украинских школах Галиции и на заседании Этнографической комиссии НТШ.

 

Замок XVII века. Кадр из фильма «Раковец» (Навстречу. – 1936. – Ч. 4)

 

 

Картина, снятая на образец кинорепортажа, состояла из двух частей: обычный будний день и праздничный день. Фильм начинался фрагментом «водной прогулки»: двое каякарів наталкиваются на прекрасную долину Днестровского яра – их внимание привлекает старинный замок в селе Раковец. Они задерживаются, чтобы все осмотреть и ознакомиться с местной жизнью. Вечереет – внимание зрителя привлекают ночные силуэты замковых стен, несколько эффектов лунного света на Дністровому плесе. Вторая часть начинается рассветом на казацкой могиле за селом и посвящена обрядовые раковецкого свадьбы. Поражены свадебным действом, путешественники отплывают домой, а «перед их глазами, как указание хронометра, меняются Днестровские пейзажи»…

 

 

 

Кадры из фильма «Раковец» (Навстречу. – 1936. – Ч. 4)

 

 

«Гуцульщина» (1933; режиссер и оператор Юлиан Дорош; производство «Соня-фильм») – 50-минутный документальный фильм, местами цветной, в котором представлены жизнь, обычаи и традиции гуцулов. Основной материал фильма снят еще в феврале 1933 года, когда Ю.Дорош от этнографического отдела Львовского университета снимал в окрестностях Космача, Косово и Жабье гуцульские танки для диссертации С.Герасимовича.

 

Кадры из фильма «Гуцульщина» (Навстречу. – 1936. – Ч. 20):

 

Аничка.

 

Окличники.

 

Праздник.

 

 

«Пасха» (нач. 1930-х гг., режиссер и оператор Юлиан Дорош) – 15-минутный репортаж о праздновании Пасхи в селе. Перед объективом предстают девушки в красочных народных костюмах, парни в шляпах с «пірям и качорами», степенные хозяйки в тулупах и хозяева в блестящих сапогах. Веселая детвора наперегонки бегает церковным двором. А дальше забавы, календарь, «путня воды на девичьи вуставки и «жемчуг». Напоследок «ива, облачка, солнышко в розовых облаках, немного ревлєксів на плесе – и хватит»… Судьба ленты неизвестна.

 

Кадры из фильма «Пасха» (Навстречу. – 1936. – Ч. 10):

 

Сестры.

 

В праздник.

 

 

«На высокой полонине», «Стиром и Пеной» (нач. 1930-х гг.; режиссер Роман Турин, операторы Станислав Липинский, Адам Лєнкевіч) – репортажи о путешествиях в горы и сплавы на каяках членов общества «Артэс» (художников, графиков, скульпторов) реками родного края. Роман Турин как раз вернулся из Парижа, где практиковался в студии «Тобіс-Клянґ-Фильм», а впоследствии был ассистентом лучших европейских режиссеров, увлекался авангардовим кино Рене Клера, Георга Вильгельма Пабста, Виктора Тріваса.

 

Кадр из фильма «Хлоп идет в город» (Навстречу. – 1934. – Ч. 10)

 

 

«Хлоп идет в город» (нач. 1930-х гг.; режиссер и оператор Роман Турин) – короткометражная лента, в которой изображен город глазами простого крестьянина и его беспомощность в чужой среде. Перед глазами зрителя предстает обыденная сценка – по улице, оглядываясь, идет дядя с надорванным корзиной, из которого выглядывают связанные куриные лапки. Он ступает медленно, оглядывается и в конце встречает на еврея, который заинтересовывается курицей и покупает ее. Режиссер имел целью максимально передать действительность, сохранить аутентичность среды, поэтому персонажами его картин были не профессиональные актеры, а обычные люди, которых искал на улице и убеждал позировать перед объективом в своем привычном ритме. Судьба ленты неизвестна.

 

Кадры из фильма «Хлоп идет в город» (Навстречу. – 1934. – Ч. 10)

 

 

«Из путешествия по Рівієрі» (1934; режиссер и оператор Александр Пежанський) – короткометражный любительский фильм, показанный на одной из вечеринок Украинского фотографического общества. А.Пежанський снял еще ряд кінорепортажів на темы спорта и путешествий. Их судьба неизвестна.

 

«Первый зимний слет общества «Сокол» (1937; режиссер Игорь Сорочко, производство любительской студией «Фотофильм») – 10-минутная документальная лента, в которой представлены «образок целодневного жизни в лагере, внедряя некоторые интересные моменты, как пляски на тисках, съезды, раздачу наград и т. п.». Не сохранилась.

Известно также, что И.Сорочко в середине 1930-х годов снял несколько короткометражек на пленке 8 мм, делал репортажи с Летних олимпийских игр в Берлине (1936).

 

В.Софронів-Левицкий дает указания артистам, дело режиссер Ю.Дорош (Свет и Тень. – 1939. – Ч. 1)

 

 

«К добру и красоте» (1938; режиссер и оператор Юлиан Дорош, сценаристы Роман Купчиський и Василий Софронів-Левицкий, фотограф Иван Иванец; производство любительской студией «Фотофильм») – первый украинский полнометражный (двухчасовой) игровой фильм в Галичине, который имел целью пропагандировать украинское кооперативное движение. Снят мерами и средствами Ревизионного Союза Украинских Кооператив при помощи Украинских кооперативных централь. Черно-белый, но отдельные фрагменты цветные. Лента была немая, и поляки требовали, чтобы первыми шли субтитры на польском языке, но для Ю.Дороша это было вопросом принципа. Он добился аж в Варшаве разрешения на использование только украинских субтитров.

 

Кадры из фильма «К добру и красоте»: картины жатвы и сцены в доме исправника кооперативы (Хозяйственно-Кооперативный Журнал. – 1938. – Ч. 17/18)

 

 

Режиссер пытался передать в картине яркие сцены из жизни и быта украинского села, показать уникальность украинских народных обычаев, красоту родной природы. Краткий сюжет фильма: состоятельный сельский парень, лентяй и ветреник, едет в город на ярмарку. Проиграв в карты деньги, попадает в драку и, возвращаясь домой навеселе, едва не замерзает. Его спасает исправник кооперативы из другого села. Парень знакомится с его дочерью и влюбляется в нее – под ее воздействием читает книгу про украинскую кооперацию, заинтересовывается ею и становится идейным кооператором. Лента заканчивается сценой, где влюбленные вдвоем просматривают книгу «К добру и красоте».

 

Последний кадр из фильма «К добру и красоте» (Хозяйственно-Кооперативный Журнал. – 1938. – Ч. 17/18)

 

 

Этнографически-бытовые сцены были отсняты в Раковце и Семеновке на Городенщині, где жили родственники Ю.Дороша. В главных ролях – солист Львовской оперы Андрей Полищук и участница любительского коллектива Марийка Сафиян. Общий бюджет фильма составил 10 000 злотых, что по тогдашним меркам было мизерной суммой (для сравнения, обычный польский фильм стоил около 150 000 злотых).

 

Картина свадьбы из фильма Ю.Дороша «К добру и красоте» (Хозяйственно-Кооперативный Журнал. – 1938. – Ч. 17/18)

 

 

От декабря 1938 года фильм демонстрировали во многих городках и селах Галичины, а после 1939-го его след потерялся. Возможно, фрагменты картины сохранились за рубежом.

 

«Крылос» (1939; режиссер и оператор Юлиан Дорош, сценарист Василий Софронів-Левицкий; производство любительской студией «Фотофильм») – незавершенный звуковой цветной игровой фильм про события времен князя Ярослава Осмомысла. Идея этой кінорозповіді навеяна археологическим исследованиям Ярославом Пастернаком древней столицы Галицко-Волынского княжества. Работа над ней началась параллельно со съемками ленты «К добру и красоте». Митрополит Андрей Шептицкий предоставил сад собора св. Юра во Львове для первых кинопроб, которые произошли летом 1939 года. В главных ролях – А.Полищук и Н.Сафиян, проекты костюмов создала Ирина Ґурґула.

 

Кадр из фильма «Крылос» в митрополичьем саду (Галицкая брама. – 1996. – №24)

 

 

Фильм начинался с того, что мальчик-поводырь приводит к саркофагу слепого лирника, который внимательно ощупывает его, затем вынимает лиру и начинает музыкальную импровизацию, под звуки которой и разворачивается исторический сюжет. К сожалению, осенью 1939 года работа над картиной была прекращена из-за начала войны. Отдельные фрагменты ленты демонстрировали в кинотеатре «Стилевой» во время немецкой оккупации. А в 1982 году Ю.Дорош передал музею в Галиче 20 метров пленки, которые сохранились, – это как раз были первые кадры с лирником.

 

Кадр из фильма «Крылос» (из архива А.Дороша)

 

 

Итак, в 1930-х годах украинство Галичины вплотную приблизилось к созданию национального кинематографа. Кто знает, как бы сложилась его судьба – возможно, Львов имел все шансы стать центром украинского кинопроизводства и смог бы достичь в этой сфере европейского уровня, если бы смелым творческим замыслам не помешала новая мировая война.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Бурачинська Л. Накануне нашей фильмы. Разговор с режиссером Г.Турином // Навстречу. – 1934. – Ч. 10. – С. 5.

 

Бучко Г. Первое столетие кинематографа во Львове // Галицкая брама. – 1996. – №24. – С. 2-3.

 

Воробкало Д. «К добру и красоте», или история первого полнометражного украинского фильма в Галичине.

 

Ґєршевска Бы. Из истории культуры кино во Львове 1918-1939 гг. – Львов, 2004. – 100 с.

 

Дорош А., Полотнюк Я. Несколько слов о второй украинский фильм в Галичине – «Крылос» // Галицкая брама. – 1996. – № 24. – С. 16.

 

Дорош Ю. Гуцульщина перед объективом // Навстречу. – 1936. – Ч. 20. – С. 1.

 

Дорош Ю. Мой первый етноґрафічний фильм // Свет и Тень. – 1933. – Ч. 1/2.

 

Дорош Ю. Фильму настроения на Пасху // Навстречу. – 1936. – Ч. 10. – С. 5.

 

Коба А. Ю.Дорош — пионер украинской кинематографии в Галичине // Научные записки Львовского исторического музея. — Львов, 1995. — Вып. 4, ч. 2. — С. 82-96.

 

Культурфільми производства «Соняфільм» // Кино. – 1930. – Ч. 1. – С. 13.

 

Среда А. Украинская «фільмова мнение» в «кіновій» прессе межвоенной Галичины // Сборник трудов Научно-исследовательского центра периодики. – Львов, 2008. – Вып. 1 (16). – С. 122-132.

 

Gierszewska B. Kino film i we Lwowie do 1939 roku. – Kielce, 2006. – 430 s.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика