Новостная лента

ZAZ – с иврита означает «двигаться»

06.04.2016

За час эту страну можно проехать всю с Запада на Восток, в течение дня можно побывать на трех морях, но достаточно нескольких часов, чтобы полностью окунуться в местный колорит, его неповторимость и хотеть остаться здесь надолго. Если спросить местных жителей: «Что стоит взять отсюда домой?» – с мыслью о сувенир или памятник, каждый однозначно скажет: «Еду». И действительно, то разнообразие вкусов, с которыми можно познакомиться в Израиле, поражает нежностью, сочетанием известных компонентов в совершенно неожиданные для нас решения, наполняет ощущением простой здоровой пищи со средиземноморским привкусом солнечного Ближнего Востока. И все это переплеталось с «мейцаґ», именно так называют перформанс на иврите.

 

ZAZ, что в переводе с иврита означает «двигаться» – это фестиваль перформанса в Израиле, на который ежегодно в декабре на десять дней съезжаются художники из разных уголков мира. В 2016 году ZAZ в одиннадцатое состоялся в Тель-Авиве, что является его главной «штаб-квартирой» благодаря «Платформе Перформанс» и «Міклат 209» (Укрытие 209) (Performance Art Platform, Miklat 209), которые содержатся в поразительно масштабной здании Центральной автобусной станции. На момент открытия (1993) она была крупнейшей в мире. «Тахана Мерказіт»: так звучит оригинальное название этого мультикультурного пространства, где, кроме сотен автобусов с различных направлений, ежедневно згромаджуються тысячи эмигрантов из Азии. Они там торгуют, учатся, некоторые даже живут… Станция Фестиваль – это своеобразный определитель пульса города. Сам фестиваль, по словам организатора Тамар Рабан, является динамической и экспериментальной лабораторией живого искусства, которая движется между различными физическими и человеческими пространствами, между различными формами действия, охватывая много мест – события на улицах, в общественных зданиях, также лекции и семинары. Возможность поработать в таком специфическом публичной среде является уникальной, и каждый год художники-участники фестиваля снова и снова удивляют местных жителей, наполняя современным искусством их повседневности, а местные зрители преимущественно с улыбками и интересом в глазах приобщаются к этим акциям.

 

Шумская Я. Перформанс. Фестиваль ZAZ. Тель-Авив, Израиль. 2013

 

Участники ZAZ-2016 встречались со студентами художественных заведений, колледжей, университетов, академий. Презентация творчества перформеров является полезным опытом для молодых художников-учеников, а также моментом более тесного знакомства между собой самих участников фестиваля, ведь из-за работы легче познать творчество художника и его мировоззрения. Была возможность побывать в столице, Иерусалиме, посетить его старую часть и Театральную школу, директором которой является Гай Ґутман (уже известный украинской публике с «Дней искусства перформанс в Львове»-2012). Школа развивает сферу музыки, кино, театра, но частично касательная и к перформансу, что проявляется в работах студентов. Следующим городом была Хайфа, где в местном культурном центре участники презентовали свои работы, привлекая новую публику.

 

Бени Коре (появлялся на «Дни искусства перформанс в Львове» в 2011), друг «Платформы перформанс» и «Міклат 209», автор постеров и неоднократный участник ZAZу, рассказал, что в первые годы фестиваля еще одним пунктом проведения был город Мицпе Рамон в пустыне. Пожив там несколько дней, львовянка Оксана Сикорская вспоминает: «В пустыне трудно спешить. Здесь царит своя размеренность и неквапність. За эти дни я не встретила ни одного человека, который бы куда-то спешила или быстро двигалась… Прежде чем приступить к работе, все медленно пьют кофе». По словам Оксаны: «Уже с раннего детства маленькие бедуины учатся жить в гармонии с миром. Их мир – это пустыня. Это их дом, и их капризная мама. Основа обучения – наблюдения. Сначала дети наблюдают за домашними животными, ослом, верблюдом, а позже и за людьми. Следы на песке – отдельное искусство, которым бедуины владеют в совершенстве с детства. Это помогает им жить в гармонии с собой, пустыней, и с другими ее обитателями». Такая локация является подтверждением неординарности фестиваля ZAZ, его багатограгранності, способности к экспериментам и широких возможностей исследовать новое, неизвестное, иное.

 

Часто пустыня представляется песчаными горами золотистого цвета, такой ее преимущественно изображают в фильмах, но для нас израильская пустыня Негев предстала скалами. С севера на юг ее отделяет от Мертвого моря лишь тоненькая серая нитка, дорога, по которой нас вез автобус, а мы с восторгом ловили каждый метр, декабрьское солнце, тепло и вид на горы Иордании, что прятались в розовом свете заката, недостижимые для израильтян, а на тот момент – и для нас, о чем напомнили четыре военные самолеты, которые отразились в Мертвом море.

 

Барабаш М. Перформанс Определение звука. Фестиваль ZAZ Тель-Авив. 2016

 

Израильские художники уже семь лет подряд (с 2010) являются участниками украинского фестиваля «Дни искусства перформанс во Львове», что положило начало тесное сотрудничество этих двух сред. Таким образом с 2011 до фестиваля ZAZ присоединились украинские художники: первопроходцем был Влодко Кауфман (2011); с 2012 года в фестивале приняли участие: Владимир Топий (2012), Павел Ковач (младший) (2012), Юрий Белей (2013), Ирина Шумская (2013, 2016) и Михаил Барабаш (2016). Для каждого эта творческая поездка стала важным опытом, знаком, указанием, насколько ценно место, в котором мы творим, как можно усовершенствовать родной художественное пространство, себя.

 

Ирина Ковальчук, представитель украинской делегации в 2016 году, делится впечатлениями: «Тель-Авив удивляет своими контрастами. По одну сторону улицы можно увидеть старинную синагогу, а по другую – современный небоскреб. Так же, как эта древняя архитектура отражается в окнах новой, культура отражает изменения, которые происходят в этой стране… Фестиваль ZAZ, по моему мнению, является ярким примером культурной дипломатии в действии, когда художники со всех стран мира на человеческом уровне обмениваются опытом и идеями, но также платформой, где истории разных стран сталкиваются. Из этого получается что-то уникальное, даже магическое. В контексі Украины и Львова в такие события являются толчком для открытости. Украинские художники, возвращаясь домой, делятся энергией и знаниями, которые получили там, а это порождает новые мысли, стимулирует воображение и меняет стереотипы. Так культура влечет слом сознания, освобождает от внутренних блоков, способствует раскованности воображения».

 

Украинский художник Ю. Белей замечает: «В фестивале ZAZ поражает именно среда, сформированная за десяток лет – это несколько поколений перформеров, которые работают вместе, мощная традиция, что создала в какой-то мере субкультуру. Performance Art Platform скорее можно назвать даже семьей, большой мультикультурной семьей, которая работает, живет и развивается круглый год. А фестиваль – это только часть большой программы, который выглядит как «приглашение международных гостей-единомышленников».

 

Ковач П. Перформанс. Фестиваль ZAZ. Тель-Авив, Израиль. 2012

 

Откликнувшись на такое приглашение, Влодко Кауфман в Тель-Авиве представил перформанс с красно-белой лентой, что символизирует опасность. Но внутри упоминаемой автобусной станции она не была чем-то невиданным, однако хаотичностью, единением разных людей, прохожих приобрела нового содержания, заставила остановиться, обратить внимание на среду, в котором есть люди, увидеть и разглядеть этих людей, заглянуть в чьи-то глаза. Работа Владимира Топия, перформанс «Veritas», стал продолжением его собственных поисков истины, что проявляется то в борьбе, а в то же время в единении с книгами, которые каждый раз разные, но везде присутствуют, с разными языками, цветами страниц, содержанию, толщиной, в исследовании живого, беззащитного…

 

Белей Ю. Перформанс. Фестиваль ZAZ. Тель-Авив, Израиль. 2013

 

На время декабря 2013 года тема Майдана была на пике, действительно было трудно усидеть за тысячи километров в время, когда Киев был центром, казалось, мира. Юрий Белей передал ситуацию надежды в замкнутости, которая является страшной и воплощается болью, но в конце имеет выход, ведь любой камень в конце-концов м’якне, стирается, распыляется. Перформанс Ирины Шумской в Хайфе касался вопроса исследования человека, его сути, двойственность, сосуществование реального и мнимого, живого и его отражение, вслед чего остается дыхание, что дает ощущение присутствия.

 

Барабаш М. Перформанс Определение звука. Фестиваль ZAZ Тель-Авив. 2016

 

В перформансе «Определение звука» Михаил Барабаш пытался уловить сразу тремя магнитофонами, которые улавливали сигналы местных радиостанций, среди шума шумного базара какой-то конкретный звук, усиливая эту абсурдную ситуацию образу парня с гигантскими желтыми наушниками. Каждый делился своим мировоззрением, переживаниями, наблюдениями.

 

На ZAZ в 2013 году приехала группа из Таиланда, Японии, Китая, Канады, Непала, Финляндии, Украины. Всех их объединяет общая идея, которая проявлялась в создании кількахвилинних и многочасовых перформансов, с акцентом на индивидуальность или глобальную проблематику. Каждая такая творческая встреча является узлом, крепко завязывает контакты, дружеские, профессиональные. И благодаря фестивалю в Израиле украинские перформеры получили приглашение к участию в тайском «Asiatopia», который проходил в городах Банґкок и Чіанґ Май (2014).

 

Шумская Я. Перформанс. Фестиваль ZAZ. Тель-Авив, Израиль. 2016

 

В программе ZAZ 2016 года среди участников, кроме двадцати израильских художников, были перформеры из США, Канады, Чили, Северной Ирландии, Германии, Финляндии, Китая, Таиланда, Украины. Каждое новое место диктовало творческие решения, выстраивая определенные правила. Художники, которые объединились на этот раз, воспроизводили весь диапазон возможностей выражения себя и удивлять вариантов: от безумно-динамических перформансов Джейми МакМуррі (Jamie McMurry, США), где энергия аж взрывалась из него наружу, проявляясь через разорванную одежду, брызги краски, крик; к чрезвычайно субтильных, нежных произведений Алистера Макленона (Alastair MacLennan, Северная Ирландия) и Сандры Джонстон (Sandra Джонстон, Северная Ирландия). Они своей тишиной, минимальными движениями, концентрацией и изящными композициями из безликих обыденных предметов не отпускали часами, за ними хотелось наблюдать вечно, не проворонив ни одного их жеста, вдоха, направления взгляда. То была абсолютная магия в найдобрішому смысле очарования этого понятия. Это те моменты, которые запоминаются на всю жизнь, и меняют его, вдохновляют на будущую работу, дают силы для нее.

 

Присутствие войны в течение последних нескольких лет является, к сожалению, общим признаком жизни Украины и Израиля. Насколько этот вопрос нас объединяет? Не могу подтвердить, что эта тематика широко презентуется в творчестве художников этих двух стран, но взаимопонимание и сострадание присутствуют в нашей жизни, сопереживании, истории. Мы живем в реальности, где автоматы реально убивают «на Востоке», и, в то же время, молодые восемнадцатилетние парни и девушки в военной форме их носят за плечом как обычный элемент повседневной одежды. Время заставляет нас привыкнуть и смириться с ситуацией, которая есть, которая существует дни и годы. В то же время изменение среды и осознание, что оружие нас окружает теснее, чем это кажется, обнаруживает новые ощущения, возвращает в первоначальное состояние активизации сил и веры, что мы таки способны инициировать нечто большее, чем пассивное наблюдение.

 

Каждое изменение, движение, перемещение позволяют по-новому видеть ситуацию, в которой мы живем, провоцируют ощущение действительности, веру в присутствие «сегодня» и учат творить в тех условиях, которые есть, и не ждать лучших, потому что только мы сами способны «завтра» сделать лучше.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика