Новостная лента

«Знаки»: обуздать боль

29.02.2016

 

«Знаки», мультимедийный проект агентства «АртПоле», завершает свой тур по украине в поддержку альбома «Счастье не минуешь». Он охватил восемь городов: Счастье, Станицу Луганскую, Старобельск, Харьков, Киев, Ивано-Франковск и Львов. В основе «Знаков» – поэзия Сергея Жадана, которую выполняет он сам, в сопровождении музыки минского аккордеониста группы Port Mone Алексея Ворсоби и донецкого композитора Влада Креймера и визуализации перформеры Оли Михайлюк. «Z» побывал на выступлении «Разделительных» в Киеве, и размышляет, как участникам проекта удается каждый раз подбирать точные слова для разговора о войне и любви.

 

 

«Знаки» начинаются со слова «ночь». Следующие слова цепляются за него, переплетаются между собой, проступают на белом фоне позади сцены, распутываются в прямые линии, смешиваются, капают полупрозрачными лямками, стекают потоками чернил. В течении поэзии, мелодий и рисунков нет разделения на отдельные фрагменты. Все это – составляющие единого целого, которое передает не нарратив, а настроение, воспроизводя его малейшие колебания. Так, первая часть выступления погружает в стишену тревогу, то густеет, гучнішає и перерастает в отчаяние, то почти исчезает и оставляет несколько минут для беззаботной радости. «Мультимедийное исследование любви», – так участники объясняют суть проекта. И, собственно, что это, как не любовь: щемящая нежность, отчаянная забота, постоянная боль.

 

Настроение «Разделительных» меняется не только в течение самих выступлений, но все время вне ними. Два года назад, когда в проекте еще участвовала австрийская танцовщица Андреа Хандлер, в нем было столько же меланхолии, но гораздо меньше горечи и намного больше романтики. Или, лучше сказать – иллюзий, от которых нас, по словам Влада Креймера, лишила война. Теперь «Знаки» звучат гораздо более пронзительно. А само слово «война» стало наряду с другими главными словами проекта: «ночь», «ничего», «нежность» и «любовь».

 

«Знаки» появились четыре года назад, и иногда становится интересно, чем бы они были теперь, если бы не война, – и существовали бы вообще. Знакомство Сергея Жадана с командой «АртПоля» состоялось в Одессе. «Новые знаки», как они тогда еще назывались, впервые прозвучали в Харькове и были гораздо ближе к поэтических чтений, чем теперь. Потом были выступления в Усадьбе Мсциховского в Селезневке Луганской области, где собирался полный зал, несмотря на первые блокпосты. В прошлом году «Знаки» путешествовали освобожденными городами Востока.

 

 

В конце концов, кроме туров и выступлений в очень разных форматах, полноценной частью проекта стал интерактивный сайт, где есть частичные записи перформансов и тексты. Все это оформилось в альбом «Счастье не минуешь», который впоследствии появится в открытом доступе. Средства на его запись и продвижение собирали на «Спільнокошті». Впрочем, теперь, когда тур еще не закончился, участники думают о второй альбом – материала для него хватит.

 

Примечательно, как «Знаки» со временем стали больше суммы своих частей. Проект сросся, а поэзия Жадана перестала быть его единственной движущей силой. Теперь все его участники действуют на равных правах ради общей цели, а именно – созидания определенного акта сопереживания. Ведь «Знаки» действительно работают на стыке разных медиа, в жанре, который уместнее всего было бы описать как действо.

 

Это не единственный проект, который переводит поэзию Жадана в другое измерение. Так, «Жадан и Собаки» начинались как очень харьковская урбанистическая ска-панківська интерпретация его стихов – для тех, кто знает проповедь преподобного Джонсона-и-Джонсона из романа «Депеш Мод» на память, – и четыре альбома спустя превратились в вполне автономный социально-политический музыкальный проект. А в прошлом году режиссер нью-йоркского театра LaMaMa Вирляна Ткач, которая в своих спектаклях сочетает исторические сюжеты с различными музыкальными традициями, совместно с группой, музыкантом Юлианом Китастим и киевскими актерами сделала перформанс «Тычина, Жадан и Собаки», в основу которого легла поэзия Павла Тычины из сборника «Вместо сонетов и октав». Впрочем, «Знаки» по своей эстетике лежат в очень отдельной плоскости.

 

Социальная чувствительность – это то, что отличает Сергея Жадана среди писателей, которые берут на себя ответственность высказываться относительно ситуации в стране. На протяжении последних трех лет он подчеркивает важность диалога – не с врагом, но с людьми на оккупированных и пограничных территориях. Во время тура в поддержку книги «Жизнь Марии» публиковал короткие эссе о жизни в каждом из посещенных городов – символическое напоминание о том, что за популистскими баталиями людей всюду интересует, радует и тревожит, в принципе, одно и то же. А недавно Жадан основал благотворительный фонд для помощи жителям прифронтовых регионов.

 

«Розділові» – это также своего рода гуманитарная помощь, хотя ее политический аспект ограничивается абстрактным присутствием слова «война» в текстах, а сам перформанс очень точно проявляет чувственность поэзии Жадана. Проект исследует слово как сущность – через звук или письмо – и то, что невозможно им обозначить, то, что больше любой язык – синтаксис, который нас спасал, давно устарел». Именно поэтому, какими бы сложными не были «Знаки» по своей концепцией, философией или построением, кажется, что они доступны в любой публики. Потому что ощущения, которые вызывают участники через музыку, текст и изображения, знакомые даже тем, кто никогда не знал, как о них рассказать. И переживания их способно принести утешение и облегчение. Ведь не в этом ли задача любви?

 

 

Проекты «АртПоля» еще до войны были направлены на местные сообщества, взаимопонимание и партисипацію – когда еще даже никто не употреблял этого слова. С войной это задача – наладить прямую коммуникацию через искусство – стало еще более актуальным. Последние несколько лет агентство работала в основном с прифронтовыми городами, в частности, сделала проект «Выход на Восток» в Бердянске, и продолжает ездить в оккупированный Крым. Перформансы Оли Михайлюк, посвященные людям, которые пострадали от войны на Востоке, основанные на попытках сопереживание. Например, не в состоянии выразить опыт переселенцев, которые пешком ушли из обстреливаемого территорий, она решила его повторить: и отправилась в 40-километровую пешую путешествие наугад.

 

Отказаться давать любые советы, хотя бы представить себе чужие реалии и помогать – такие задачи сегодня стоят перед каждым из нас, а особенно перед теми, кто работает со смыслами. В этом плане «Знаки» – это своего рода терапевтическая сессия для любой аудитории. Ведь несмотря на то, что в разных частях Украины к войне относятся по-разному, мы все на самом деле пропитаны ею, даже если в наших городах спокойно и безопасно. И в Тернополе, говорит Михайлюк, она может ощущаться гораздо сильнее, чем, например, в Счастье.

 

На Востоке люди привыкают к разрухе: к разрушений, обломков, следов взрывов, говорят участники «Знаков», но в этой среде кроется опасность. Мы даем людям вспомнить, что «все завершится тем, что все начнется сначала», говорит Оля Михайлюк. Надежда – это один из двигателей «Знаков». Она прячется среди тоски и беспомощности, и присуща даже тем, кого уже «никто не сумеет утешить». Надо, чтобы надежда стала больше боль, говорят участники проекта. Тогда можно его обуздать. Ведь, в конце концов, счастье не обойдешься.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика